Конодательство, при реорганизации, аттестации и т.п. Заключи-
Тельный этап состоит в оценке результатов обучения, которая
Включает итоги обучения, определение степени подготовки, эконо-
Мическую эффективность обучения, сроки окупаемости затрат.
Весьма важно знать существующие методы, приемы обучения и
уметь рационально их использовать в управленческой деятельности:
Рабочие инструкции —для работ, не требующих специального или
Длительного обучения; переходное обучение —на курсах с исполь-
Зованием тренажеров; имитация —аналогия или воспроизведение
Реальной системы, если обучение сопряжено с опасностью или от-
личается большой сложностью (например, подготовка летчиков);
Ролевые игры; обучение претендентов для расширения кругозора и
Улучшения мыслительного процесса, фильмы и телепередачи, лек-
Ции; дискуссии; ротация —временное использование кадров на
Других постах (важна для обучения менеджеров); использование
|
|
Персонала, особенно менеджеров, для работы в других отраслях
Промышленности; дистанционное обучение.
Глава 18. Управление персоналом предприятия 327
Руководство предприятия должно решить, какой из методов
Обучения наиболее приемлем для той или иной категории работни-
Ков или отдельного работника.
Руководители служб по управлению персоналом обязательно долж-
Ны оценивать результаты обучения. Для этого используется балльная
Шкала оценки ответов на ряд вопросов. Прежде всего это непосредст-
Венная реакция участников учебного процесса —насколько понрави-
Лось им содержание учебного курса? Была ли профамма интересной?
Далее важно контролировать, появились ли у обучающихся лиц новые
Полезные знания. Приоритетными качественными ориентирами явля-
Ются профессионализм, коммуникации, технические навыки.
Сущность повышения квалификации состоит в расширении и
Углублении теоретических и практических знаний по той же про-
Фессии или специальности. Потребность в повышении квалифи-
Кации —закономерный и объективный процесс, связанный с раз-
Витием производительных сил. Квалификационный уровень ра-
Ботника должен соответствовать или даже быть выше требований,
Предъявляемых производством.
Основные формы повышения квалификации: производственно-
Технические курсы, школы по изучению передовых методов труда,
Курсы по овладению вторыми и совмещаемыми профессиями и
|
|
Специальностями, курсы целевого назначения на предприятиях, ин-
Ституты и факультеты повышения квалификации инженерно-