Выдача денег лицам, состоящим и не состоящим в списочном составе предприятия, про изводится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.
Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерией указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись: "По доверенности". Доверенность остается как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости.
Приходные и расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтером четко, без исправлений. В этих документах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы. Приходные и расходные ордера немедленно после их получения и выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом "Оплачено" или "Получено" с указанием даты.
|
|
При выплате из кассы заработной платы, аванса, премии составляется платежная ведомость. На титульном листе платежной ведомости ставится разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера, указываются сроки выдачи денег и общая сумма прописью.
После окончания отведенного для выплаты времени платежная ведомость закрывается, независимо от того, все ли указанные в ней сотрудники получили деньги или только часть из них. Закрытие ведомости заключается в том, что кассир подсчитывает общую сумму всех выданных денежных средств по данной ведомости и записывает эту сумму прописью непосредственно в платежной ведомости. После того как выданная сумма зафиксирована, ведомость считается закрытой и на ее основании составляется один расходный кассовый ордер на всю сумму денежных средств, выданных по ведомости.
При приеме денежных средств в качестве оплаты или предоплаты покупателей за реализованную продукцию, работы, услуги и другие ценности кассир должен вместе с квитанцией к приходному кассовому ордеру выдать покупателю фискальный чек на полученную сумму денег.
9 Наличие контрольно-кассовой машины (ККМ) с фискальной памятью
Наличие контрольной кассовой машины в кассе предприятия является обязательным условием при приеме наличных денежных средств от покупателей за реализованные товары, работы и услуги. Предприятие обязано использовать ККМ и выдавать покупателю не только квитанцию к приходному кассовому ордеру, но и фискальный чек на оплаченную сумму.
|
|
Осуществлять деятельность без применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью имеют право только:
1) индивидуальные предприниматели (кроме реализующих подакцизные товары):
- осуществляющие деятельность на основе разового талона или патента в рамке специального налогового режима для субъектов малого бизнеса;
- если с момента государственной регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя не истекло шесть месяцев;
- осуществляющих деятельность в рамках специального налогового режима для крестьянских (фермерских) хозяйств.
Регистрация ККМ осуществляется налоговым органом в течение двух рабочих дней с момента подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Регистрации подлежат технически исправные ККМ, модели которых включены в Государственный реестр контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, разрешенных к использованию на территории Республики Казахстан.
Перечень документов, необходимых юридическому лицу для регистрации ККМ с фискальной памятью:
1) регистрационные карточки в количестве двух штук;
2) заявление установленного образца;
3) фискальный чек с оборотом (выдается сервисным центром);
4) договор на постановку на техническое обслуживание в центре технического обслуживания машины;
5) свидетельство о государственной регистрации, выданное Министерством юстиции (копия);
6) статистическая карта (копия);
7) свидетельство налогоплательщика (РНН) (копия);
8) свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика НДС (если налогоплательщик является плательщиком НДС) (копия);
9) лицензия на лицензируемый вид деятельности;
10) кассовая книга предприятия, подтверждающая отсутствие расчетов с населением за наличный расчет за реализованные товары (работы и услуги);
11) пояснительная записка на имя зам. председателя регионального НК и справка из банка о поступлении наличных денежных средств на расчетный счет;
12) в случае регистрации дополнительной машины предоставить копии регистрационных карточек ранее зарегистрированных ККМ с фискальной памятью.
При регистрации ККМ с фискальной памятью, бывшей в употреблении, следуeт предоставить копию справок о снятии с учета ККМ с фискальной памятью прежним его владельцем.
Обязанности по приобретению ККМ и ответственность за работу без ККМ возлагается на руководителя предприятия. Однако в большинстве случаев приобретением ККМ и ее постановкой на регистрационный учет в налоговом комитете занимаются работники бухгалтерии. Существует утвержденный Правительством перечень тех ККМ, которые допускаются к использованию на территории Республики Казахстан. Данный перечень периодически пополняется новыми моделями ККМ и печатается в средствах массовой информации.
Если в течение дня произошло поступление наличных денежных средств от покупателей, которые в обязательном порядке проводятся через ККМ, то в конце дня кассир должен снять сменный z – отчет и заполнить книгу учета наличных денег, проведенных через ККМ с фискальной памятью.
Все исполненные кассовые документы (приходные и расходные кассовые ордера), т.е. те документы, по которым произведено получение или выплата денежных средств собираются кассиром и на их основании производится заполнение так называемой кассовой книги. В ней кассиром регистрируется остаток денежных средств в кассе на начало каждого рабочего дня, все операции по приходу и расходу денежных средств за день, подводятся итоговые суммы поступления и выдачи денег и выводится остаток денежной наличности на конец дня. Если операции по кассе немногочисленные, то выведение остатков может производиться не ежедневно, а за несколько рабочих дней, еженедельно или с другой периодичностью.
|
|
Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана и заверена печатью предприятия и подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи в книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу. Второй экземпляр - отрывная часть листа служит отчетом кассира, который вместе со всеми приходными и расходными кассовыми документами передается в бухгалтерию. Подчистки в кассовой книге запрещены, а исправления в ней возможны только с заверяющей подписью кассира и главного бухгалтера. Если учет кассовых операций ведется с использованием специального программного обеспечения, например, 1 С: Бухгалтерии, то кассиру необходимо распечатывать автоматически формируемые листы кассовой книги в двух экземплярах: первый как отчет кассира вместе с первичными документами следует передавать в бухгалтерию, второй как очередной лист кассовой книги необходимо последовательно подшивать и в конце года прошнуровать, опечатать и заверить печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера.
Проверенный отчет кассира с приложенными первичными документами представляет собой регистр аналитического учета операций по движению денежных средств в кассе.
Синтетический учет операций по счету 1010 "Денежные средства в кассе" ведется в журнале-ордере №1 по кредиту счета 1010 и в ведомости к журналу-ордеру №1 по дебету счета 1010.
Заполнение ведомости и журнала-ордера производится на основании представленных отчетов кассира, в которых бухгалтером проставлены корреспондирующие счета. Журнал-ордер и ведомость по 1010 счету имеют построчное заполнение. Обычно каждая отдельная строка соответствует отдельному отчету кассира. В случае когда в отчете кассира отражено несколько операций, имеющих одинаковую корреспонденцию счетов, в журнале-ордере или ведомости они отражаются одной общей суммой.
|
|
Итак, в бухгалтерии составляются: журнал хозяйственных операций, ПКО, РКО, журнал регистрации ПКО и РКО, платежные ведомости, журнал-ордер № 1, ведомость к ЖО № 1, в кассе происходит выдача, получение денежных средств, ведется кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств, отчет кассира, Z-отчет ККМ.
7.3 Независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности организация обязана хранить свободные денежные средства в учреждении банка.
Организации проводят расчеты по своим обязательствам, как правило, в безналичном порядке через банки, открывая в них расчетные, валютные, специальные счета. Расчетные счета открываются организациям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс. Наличие расчетного и других банковских счетов является признаком самостоятельности финансово-хозяйственной деятельности организации.
На расчетном счете организации аккумулируются свободные денежные средства, поступающие от покупателей за проданные им товары, материалы, оказанные услуги, выполненные работы, а также краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы, получаемые от банка или юридических и физических лиц, другие поступления.
Для открытия расчетного счета в учреждение коммерческого банка клиентом (организацией) представляются следующие документы:
- заявление об открытии расчетного счета;
- копии устава и учредительного договора, заверенные нотариусом;
- копия свидетельства о государственной регистрации, заверенная также нотариально или органом, регистрирующим организацию;
- протокол собрания учредителей с решением о создании данной организации и избрании директора;
- две карточки с образцами подписей и оттиском печати организации;
- свидетельство о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Перечисленные документы сдаются в банк. После соответствующей экспертизы между организацией и банком заключается договор банковского счета, в котором оговариваются все вопросы взаимоотношения этих двух юридических лиц по расчетно-кассовому обслуживанию. Подлинные документы возвращаются клиенту, копии остаются в банке. Организации присваивается номер расчетного счета и открывается лицевой счет для учета движения денежных средств в безналичной форме.
По действующему законодательству банк обязан перечислять средства организации и зачислять средства на ее счет не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа.
После открытия расчетного счета организация согласно договору обязана:
- иметь в течение операционного года средний остаток по счету не менее суммы, определенной договором;
- требовать от банка выписки с расчетного (текущего) счета, а также иные документы по совершаемым операциям.
Прием и выдача денег осуществляются банком на основании документов типовой формы:
объявление на взнос наличными - при сдаче организацией наличных денег на расчетный счет;
чек (денежный) - при выдаче с расчетного счета организации наличных на указанные в чеке цели (заработная плата, хозяйственные расходы, командировки и пр.).
При осуществлении безналичных форм расчетов используются следующие расчетные документы:
· платежные поручения;
· платежные требования – поручения;
· инкассовое распоряжение;
· чеки;
· векселя;
· аккредитив.
Формы безналичных расчетов организации выбирают самостоятельно. Банки не вмешиваются в договорные отношения организации.
Исправления, помарки и подчистки, использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются. Расчетные документы действительны к предъявлению в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки. Отзывают расчетные документы на основании представленного в банк заявления, составленного в двух экземплярах в произвольной форме с указанием реквизитов, необходимых для осуществления отзыва.
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств. Платежными поручениями производится перечисление денежных средств:
· за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
· в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
· для возврата (размещения) кредитов и займов, депозитов и уплаты процентов по ним, а также в других целях.
Платежное поручение может быть использовано для предварительной оплаты товаров, работ, услуг. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
Платежное требование - поручение является расчетным документом, содержащим требование кредитора по основному договору к должнику об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется по основному договору и должен составлять не менее пяти рабочих дней. Акцепт платежного требования либо отказ от акцепта (полный или частичный) оформляются заявлением об акцепте (отказе от акцепта) по типовой форме.
Безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, проводится банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств или на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие.
Инкассовое распоряжение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов организации (плательщика) в бесспорном порядке, при следующих условиях:
- законодательном установлении бесспорного порядка взыскания денежных средств, в том числе для взыскания денежных средств орга нами, выполняющими контрольные функции;
· взыскания по исполнительным документам;
· в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при предоставлении банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться. Чеки бывают двух видов именные и на предъявителя.
Вексель - платежный документ строго установленной формы, содержащий одностороннее безусловное денежное обязательство. Различают простой и переводной векселя.
Простой вексель (соло) - содержит ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить по требованию или в определенное время в будущем обозначенную в векселе сумму денег векселедержателю.
Переводный вексель (тратта) содержит ничем не обусловленное предложение (приказ) векселедателя (трассанта) третьему лицу (трассату) уплатить первому векселедержателю (ремитенту) или по его приказу в определенное время в будущем, либо при предъявлении обозначенную в векселе сумму денег.
Вексель должен содержать: наименование "вексель", включенное в сам текст документа и выраженное на том языке, на котором этот документ составлен; ничем не обусловленный приказ уплатить определенную сумму денег; наименование того, кто должен платить (плательщика) - только в переводном векселе, указание срока платежа, указание места, в котором должен быть совершен платеж; наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен; указание даты и места составления векселя; подпись того, кто выдает вексель (векселедателя).
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи средств в пользу получателя по предъявлении последним документов, соответствующих условиях аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. При использовании аккредитивов поставщик гарантирован в поступлении платежа от покупателя.
Аккредитивы бывают следующих видов:
· покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
· отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре и содержит следующие основные моменты:
·наименование банка-эмитента, банка, обслуживающего получателя средств, самого получателя средств;
·сумму, вид и сроки действия аккредитива;
·условие оплаты и ответственность за неисполнение обязательств
Аналитический учет ведется отдельно по каждому выставляемому организацией аккредитиву.
Организация в соответствии с условиями договора периодически получает от банка выписку из расчетною счета о движении денежных средств на расчетном счете организации, о списании или зачислении определенных сумм с приложенными оправдательными документами, на основании которых проводилось движение денежных средств.
Выписка содержит следующие реквизиты:
· номер расчетного счета организации,
· остаток денежных средств на счете на начало рабочего дня в банке - входящий остаток;
· дату предыдущей выписки и остаток на конец дня, в котором предоставлена выписка. Такой остаток называется исходящим и является входящим остатком в следующей выписке.
Для сумм, зачисленных на расчетный счет организации или списанных с него, предусмотрены соответствующие колонки.
. При обработке поступивших выписок из расчетного счета бухгалтер подшивает к ним оправдательные документы, а в выписке напротив сумм указывает дебетуемые и кредитуемые счета.
Информация о наличии и движении денежных средств на расчетных счетах организации обобщается на счете 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах». По дебету этого счета отражается поступление денежных средств на счет организации, по кредиту - списание денежных средств с расчетного счета организации. Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка из расчетного счета и приложенных к ним денежно-расчетных документов. Синтетический учет операций по счету 1030 "Денежные средства на текущих банковских счетах" ведется в журнале-ордере №2 по кредиту счета 1030 и в ведомости к журналу-ордеру №2 по дебету счета 1030.
Наиболее распространенным способом сдачи выручки в банк торговыми организациями является ее сбор инкассаторами в соответствии с заключенными договорами инкассации с банками. На сдаваемые инкассатору наличные денежные средства выписывается препроводительная ведомость в трех экземплярах с указанием общей суммы сдаваемых денег. Суммы, сданные через инкассатора, на расчетный счет организации будут зачислены только на следующий день. Поэтому до их зачисления на расчетный счет и получения выписки из расчетного счета они учитываются на счете 1020 «Денежные средства в пути».
7.4 Все платежи по операциям между резидентами должны осуществляться только в тенге, за исключением случаев, предусмотренных нормативными актами. Валютные операции, осуществляемые резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан, проводят через уполномоченные банки и уполномоченные небанковские финансовые учреждения, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального банка Республики Казахстан, налоговым и таможенным законодательством.
Основным органом валютного регулирования в Республике Казахстан является Национальный банк, осуществляющий функции валютного регулирования в соответствии с действующим законодательством. Осуществление любых валютных операций, минуя уполномоченные банки и обменные пункты, запрещается. Для совершения валютных операций, кроме обменных, юридические лица открывают валютные счета в одном из уполномоченных банков по месту открытого расчетного счета.
Иностранная валюта, поступающая на счета юридических лиц-резидентов в уполномоченных банках в безналичном порядке, зачисляется без ограничений. Юридические лица-резиденты при проведении платежа в пользу нерезидента обязаны представлять в уполномоченные банки надлежащим образом оформленные документы (договоры, контракты, соглашения, инвойсы, коносаменты и др.). В случае проведения валютных операций, по которым требуются лицензия и/или свидетельство о регистрации в Нацбанке, юридические лица-резиденты обязаны предоставлять в уполномоченный банк копии соответствующих документов.
Уполномоченные банки вправе затребовать дополнительно необходимую информацию и документы относительно проводимой валютной операции в целях проверки соблюдения валютного законодательства.
Платежи по операциям между резидентами и нерезидентами осуществляются по соглашению сторон в любой валюте.
Текущие валютные операции резидентов и нерезидентов, осуществляемые через уполномоченные банки, проводятся без ограничений.
Наличная иностранная валюта с банковских счетов юридических лиц-резидентов может быть изъята на выплату заработной платы работникам-нерезидентам и на расходы, связанные с выездом работников в зарубежные служебные командировки. Юридические лица-резиденты для изъятия наличной иностранной валюты должны представить в уполномоченный банк надлежащим образом оформленные документы (приказ о командировке, смету командировочных расходов, заявление о выплате заработной платы и др.).
Неиспользованная часть ранее изъятой наличной иностранной валюты юридическими лицами-резидентами подлежит обязательному зачислению на их банковские счета в уполномоченных банках. Обязанность по зачислению на банковский счет в уполномоченном банке ранее изъятой наличной иностранной валюты возлагается на юридическое лицо-резидента, изъявшего такую валюту.
Юридическим лицам-резидентам запрещается осуществление расчетов по валютным операциям в наличном порядке. Официальный курс тeнгe для целей налогообложения, бухгалтерского учета и таможенных платежей к денежным единицам иностранных гocyдарств определяется Нацбанком и публикуется в официальных документах.
Валютные операции отражаются в бухгалтерском учете в двух оценках: в иностранной валюте и национальной валюте, в которую в соответствии с законодательством обязательно пересчитывается иностранная валюта. Для учета иностранной валюты предназначены счета 1012 «Денежные средства в кассе в валюте» и 1032 «Денежные средства на текущих банковских счетах в валюте». Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка и приложенных к ним оправдательным документов. Дата совершения операции – это дата зачисления на валютный счет организации денежных средств в иностранной валюте или дата их списания, т. е. дата выписки банка или иной кредитной организации, где находится валютный счет организации. В результате изменения курса НБ РК в учете возникают курсовые разницы.
Курсовые разницы – это суммовые разницы между оценками валютных активов и пассивов по курсу на дату регистрации их в бухгалтерском учете и на дату фактического осуществления расчетов. Курсовые разницы бывают положительными и отрицательными. Курсовые разницы учитываются в составе внереализационных доходов и расходов предприятия.
Корреспонденция счетов типовых операций
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
Д-т | К-т | ||
Поступление денег в кассу: | |||
С расчетного счета | |||
В счет погашения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков -работников - прочей дебиторской задолженности | |||
Выдано из кассы | |||
- подотчетные суммы | |||
- займы работникам | |||
- сданы на расчетный счет | |||
- выдана заработная плата | |||
- оплачены расходы по рекламе, перевозке | |||
Отражение курсовой разницы | |||
Выявлена при инвентаризации недостача денежных средств | |||
Выявление излишка денег при инвентаризации | |||
Поступление денег на текущий банковский счет | |||
- в счет погашения дебиторской задолженности по отгруженной готовой продукции | |||
- с карт-счетов в банках | |||
- в счет полученных займов | |||
Перечисление авансов | |||
Погашение задолженности | |||
- по налогам, сборам и другим обязательным платежам -по корпоративному подоходному налогу, подлежащему уплате -по индивидуальному подоходному налогу -по НДС -по акцизам -по социальному налогу -по земельному налогу -по налогу на транспорт -по налогу на имущество -по прочим налогам -по социальному страхованию -по другим обязательным платежам -по прочим обязательным платежам -по прочим добровольным платежам | |||
- перед поставщиками и подрядчиками | |||
- по текущей аренде | |||
Оплата расходов по реализации общих, административных расходов |
Тема 9 «Учет дебиторской задолженности»
1. Дебиторская задолженность, ее виды и учет
2. Резерв по сомнительным требованиям.
8.1 Дебиторская задолженность – это все выражаемые в денежной форме обязательства юридических и физических лиц перед хозяйствующим субъектом.
Основная дебиторская задолженность формируется при расчетах с покупателями и заказчиками.
Отношения между субъектами начинают складываться при подписании договора или устного обязательства.
В каждой организации разрабатывается свой прайс-лист по реализации товаров, в котором указывается цена на каждый реализуемый товар.
При выполнении обязательства выписывается счет-фактура. Счет-фактура на оказанные услуги или выполненные работы выписывается только на основании акта выполненных работ. На реализацию товаров - на основании заявки покупателя. Согласно ст. 242 Налогового кодекса счет-фактура является обязательным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость. Плательщик налога на добавленную стоимость, осуществляющий реализацию товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, обязан выставить лицу, получающему указанные товары (работы, услуги), счет-фактуру с НДС. Если организация не является плательщиком НДС, выписывается счет-фактура без НДС как основание для отражения доходов в финансовой отчетности. При выписке счет-фактура регистрируется и нумеруется в "Книге учета счет-фактур". Счет-фактура должна иметь № и дату. Указываются реквизиты: наименование, РНН, адрес, № свидетельства по учету НДС (если есть) и расчетный счет, наименование банка. Реквизиты указываются как поставщика, так и покупателя. Если между сторонами заключен договор, указывается № и дата заключения договора. Бухгалтеру следует указать код назначения платежа (КНП) для избежания ошибок клиентом при платежах. В счете-фактуре указывается наименование товаров (работ или услуг), количество, цена, подсчитывается оборот, ставка НДС, сумма НДС (если плательщик НДС) и подсчитывается общая сумма. Документ должны подписать 3 лица:
- руководитель;
- главный бухгалтер;
- ответственное лицо за выписку счета-фактуры.
После проверки правильности заполнения счета-фактуры ставится печать организации. Счет-фактура должна быть выписана не позднее даты совершения оборота по реализации.
Согласно ст. 242 Налогового кодекса налогоплательщики, осуществляющие реализацию электроэнергии, воды, газа, услуг связи, коммунальных услуг, железнодорожных перевозок, транспортно-экспедиторского обслуживания, банковских операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, вправе выписывать счета-фактуры по итогам налогового периода.
В счете-фактуре наименование товаров (работ, услуг) должно быть составлено по отдельности. Допускается указывать общий оборот, если приложен дополнительный документ, в котором указывается перечень реализуемых товаров (работ, услуг) и если в счете-фактуре будет ссылка на этот документ. Стоимость товаров (работ, услуг) и сумма НДС в счете-фактуре указываются в национальной валюте РК, за исключением случаев реализации товаров (работ, услуг) по внешнеторговым контрактам.