Механизм функционирования предприятия

План:

- производственная программа, объем продаж, товарная продукция, валовая продукция, реализованная продукция, чистая продукция, валовый оборот;

- производственная мощность: цеховая, среднегодовая, коэффициент использования ПМ;

- издержки и затраты, их классификация и виды, постоянные и переменные издержки;

- себестоимость продукции;

- формирование цен на продукцию.

В механизм функционирования предприятия выделяют 5 основных пунктов:

- планирование хозяйственной деятельности

- расчет производственной мощности

- определение издержек производства и расчет себестоимости продукции

- формирование цен на продукцию

- организация з/п и определение фонда оплаты труда

1. Планирование хозяйственной деятельности включает:

1) Составление производственной программы – директивный адресный документ, в котором определен увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс производственных мероприятий, который позволяет достичь намеченного объема выпуска продукции.

Производственный план составляется на календарный год. При его составлении применяются натуральные, усл.-натуральные, стоимостные измерители, что позволяет вести контроль и учет себестоимости, объема продаж, номенклатуры и трудоемкости выпускаемой продукции.

2) Объем продаж – объем товаров и услуг, произведенных и реализованных п/п за определенное время.

Товарная продукция – стоимость произведенной продукции, предназначенной для реализации.

Валовая продукция – весь объем выполненных работ предприятия независимо от степени готовности продукции.

Реализованная продукция – произведенная и отгруженная потребителям, по кот. ден. средства поступили.

Чистая продукция - показатель объема производства предприятия в денежном выражении за определенный период времени, характеризующий стоимость вновь созданного продукта.

Валовый оборот – сумма стоимости продукции всех подразделений предприятия включая услуги, которые оказывают цеха друг другу.

Производственная мощность – способность средств труда к максимально возможному выпуску продукции за определенный период при полном его использовании.

По отношению к плановому периоду различают мощности: входящую, исходящую, среднегодовую.

Расчет мощности начинается с отдельных видов оборудования. По мощности ведущей группы оборудования (занятое на более продолжительных операциях) устанавливается мощность производственного участка. По мощности ведущего участка (участок, где выполняются основные технологические наиболее трудоемкие операции, сосредоточено основное технологическое оборудование, где затрачивается наибольшая часть живого труда) определяется мощность цеха. По мощности ведущего цеха определяется мощность предприятия в целом.

Мощность завода определяется как сумма возможного выпуска основной и дополнительной продукции. Мз = Мj + Мi доп.

С экономической точки зрения издержки – стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг.

В процессе планирования различают экономические и бухгалтерские издержки.

Экономические издержки включают в себя явные и неявные издержки.

Явные издержки – это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий (з/п рабочих; денежные затраты на покупку или оплата за аренду станков, машин, оборудования, зданий, сооружений; оплата транспортных расходов; коммунальные платежи (свет, газ, вода)).

Неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т.е. неоплачиваемые издержки (ден. платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов; норма прибыли как минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной отрасли деятельности).

Экономическая теория, теория внутрифирменного планирования определяют такие понятия издержек как постоянные и переменные; валовые (общие, совокупные), средние и предельные; краткосрочные и долгосрочные и др.

Постоянные издержки – затраты производства, величина которых остается неизменной при изменении объема производства продукции.

Переменные издержки – затраты производства, величина которых изменяется в прямой зависимости при изменении объема производства продукции.

Валовые издержки – общие затраты на производство и реализацию продукции, определяемые суммой постоянных и переменных издержек.

Средние (удельные) издержки – производственные затраты на единицу продукции.

Предельные издержки определяются отношением прироста валовых издержек к приросту выпуска продукции. Сравнение предельных издержек с предельной выручкой позволяет каждому п/п возможную прибыльность различных видов продукции, где предельная выручка от реализации товара – это изменение в выручке, обусловленное продажей одной дополнительной единицы товара:

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:

З общ. = Σ VBПi ∙ bi + A

2. Формирование цен на продукцию

В рыночной экономике при формировании цен в большей степени учитываются факторы спроса, а не предложения. В этом случае калькуляция себестоимости продукции служит лишь ориентиром для определения нижнее границы цены, в то время как спрос на товар определяет верхний уровень цены.

Основные подходы к формированию цен:

- Метод полных издержек (метод нормирования прибыли) заключается в суммировании всех реальных издержек производителей и надбавки в размере нормативной прибыли (постоянные издержки + переменные издержки + 20% (нормируемая прибыль))

- Метод стандартных издержек (стандарт кост ) – позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонения фактических затрат по каждому элементу от нормативных. (определяются затраты, определяется норматив по затратам, высчитывается % отклонения от норматива).

- Метод прямых издержек– способ формирования цен на основе определения прямых издержек. Цена определяется исходя из конъюнктуры рынка. Все издержки рассматриваются как прямые, остальные относятся на финансовый результат деятельности предприятия (рассчитываются только прямые издержки (сырье, материал, т.д.), исходя из конъюнктуры рынка, определяется цена (100 р.), с/с (55 р.) все остальное откладывается на финансовый результат (45р.)).

- Метод балловзаключается в использовании экспертных оценок параметров товаров. Отбираются основные параметры, по каждому из них начисляются баллы, суммируют баллы по исходному и базовому товарам, по соотношению суммированных балов рассчитывается цена.

Метод учета рентабельности инвестиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: