Вдруг переносится в новую педагогическую теорию. Педагогическая сторона дела
Поэтому полна не ошибочности суждений, нет: все они приблизительно верны, взятые
В отдельности, т. е. и верны и не верны одновременно, - а полна она той же
Принципиальной беспочвенности, что и психологическая теория. В-третьих, говорит
автор, "мы должны привить ему (ребенку.- Л.В.) за школьный период достаточно
прочные навыки общественного поведения" (там же, с. 59). И наконец, в-четвертых,
"необходимо достаточно ориентировать ре бенка в окружающем" (там же).
Это - в-третьих и в-четвертых. Ну, а во-первых и во-вторых что? Сенсорная
Культура и психическая ортопедия. Вот опять не деталь, а краеугольный камень.
Если сенсорная культура и психическая ортопедия - это во-первых, а социальные
Навыки и ориентировка в окружающем - в-четвертых, мы ни на шаг не ушли от
"классической" системы лечебной педагогики с ее гошпитализмом, с ее скрупулезным
Вниманием к крупицам болезни, с ее наивной уверенностью в том, что психику можно
развивать, лечить, "согармонировать" и пр. лечебными мерами вне общего развития
"навыков общественного поведения".
В том, как наша система решает этот главный вопрос всякой дефектологической
Педагогики - взаимоотношение общего и специального воспитания, - сказывается ее
основной взгляд на дело. Надо ли "в дефективном ребенке" лечить дефект и
Сводится ли воспитание такого ребенка на три четверти к исправлению дефекта или
Надо развивать те огромные залежи и глубокие пласты психического здоровья,
которые в ребенке есть? "Вся работа носит компенсаторно-коррективный характер",
- говорит автор (там же, с. 60), и этим о его системе сказано все. В полном
согласии с этим стоит и биогенетическая точка зрения, и "дисциплина естественных
последствий" (там же, с. 64, 72), и смутная фразеология при попытке наметить
"конечную" цель "трудового воспитания", которая оказывает ся "гармоничностью
развития", и пр. (там же, с. 77). Спрашивается, детали ли это, сохранившиеся по
Небрежности редактора, или необходимые элементы теории, обреченной на научную и
Педагогическую беспринципность, раз она строит систему и теорию воспитан ия, не
Отчеканив точно исходных позиций? За разрешением вы обращаетесь, естественно, не
К мимоходом сделанным замечаниям, а к главам, разрабатывающим этот вопрос, и
находите систему "упражнений психической ортопедии" (там же, гл. XIV) с
классическими "уроками тишины" и т. п. "египетской работой" для детей,