Здесь не место развивать положительные возможности полного растворения всей
Ортопедии и сенсорной культуры в игре, трудовой Деятельности, общественном
Поведении ребенка, но как не сказать, что те же уроки тишины, но не по команде и
Не без умысла Устан овленные, а в игре - вызванные известной необходимостью,
Наполненные смыслом, регулируемые механизмом игры - вдруг утрачивают характер
Египетской казни и могут быть прекрасным воспитательным средством. Не о том
Спор, нужно ли ребенка научить соблюдать тишину или нет, а о том, какими
Средствами это сделать: уроками ли по сигналу или целевой, осмысленной тишиной.
На этом частном примере сказывается общее расхождение двух различных систем -
Старой и новой, лечебной и социальной педагогики. И чем, кроме резких отходов в
Глубь старой теории и отступления на ее отдельные позиции, отзывается защита
Раздельного воспитания полов для умственно отсталых (А. Н. Граборов, 1925)?
|
|
Стыдно повторять те азбучные истины о бесполезном разделении полов и о прямой
Пользе совместного привыкания мальчиков, и девочек друг к другу, которые как
Будто в удесятеренной степени приложимы к отсталому ребенку. Где, как не в
Школе, завяжет отстал ый мальчик живые человеческие связи с девочками; что,
Кроме обострения инстинкта, дает его изолированность в его крайне бедной и
скудной жизни? И все мудрые рассуждения о "правильном пользовании удовольствием"
не спасут теории в этом самом больном ее месте. "Нельзя дать ребенку конфетку и
Тем побудить его к совершению того или иного справедливого поступка. Отношения
должны быть обратны... Страдание предшествует удовольствию" (там же, с. 100).
Выходит, что конфетка после, только и всего.
Нет, нельзя строить теорию и систему воспитания на одних добрых пожеланиях,
как нельзя строить дом на песке. Если мы будем говорить и сейчас, что "задача
воспитания - гармоническое воспитание", а гармония - "выявление творческой
индивидуальности" и т. д. (там же, с. 103), мы ничего не создадим. Новая
Педагогика дефективного ребенка требует, во-первых, мужественного и решительного
Отказа от всего ветхого Адама старой системы с ее уроками тишины, бусами,
Ортопедией и сенсорной культурой, а во-вторых, сурового и трезвого,
Сознательного учета реальных задач социального воспитания такого ребенка. Вот
Необходимые и неизбежные предпосылки запоздавшей и медленнейшей революционной
реформы дефективного ребенка". Такие же книги, как книга А. Н. Граборова, при