Предвосхищение будущего – необходимое условие целесообразной деятельности людей. Социальное и научно-техническое предвидение как опережающее отражение действительности. Проблема достоверности научных прогнозов.
Мировоззрение человека ХХ1 века и бытие. Традиционное и техногенное общества: характер их взаимодействия. Проблемы науки в современном информационно-техническом обществе. Научные прогнозы относительно изменения положения и роли человека в мире, его взаимоотношения с природой и техникой. Проблемы эволюции био-, космо- и техносфер. Ноосфера. Инженерная этика. Рациональность в техногенной цивилизации и проблемы искусственного интеллекта, клонирования и т.д.
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Тема 15. Общетеоретические подходы. Специфика объекта, субъекта и предмета социально-гуманитарного познания
Философия как интегральная форма научных знаний. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории, человеке. Становление и развитие социально-гуманитарных дисциплин. Социокультурная обусловленность социально-гуманитарных знаний.
|
|
Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе. Особенности знаний об обществе и человеке: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарной познавательной деятельности. Роль социально-гуманитарного познания в формировании научной картины мира.
Субъект социально-гуманитарного познания и формы его существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования социально-гуманитарных наук. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании.
Тема 16. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном