И.Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов науки. Оценочные суждения в науке и их специфика в социальном исследовании. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.
Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественнонаучных методов в социально-гуманитарном познании. Познание и «переживание» жизни – основное содержание художественных произведений. История как одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.)
Тема 17. Время, пространство, хронотоп в социально- гуманитарном
Знании
Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществление жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».
|
|
Тема 18. Коммуникативность в науках об обществе и культуре:
Методологические следствия и императивы
Рождение знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов». Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания. Моральная ответственность ученого за введение конвенций.
Тема 19. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Вера, мнение, знание в социально-гуманитарных
Науках
Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарных науках. Многообразие взглядов на проблему истинности и рациональности в социально-гуманитарном познании. Истина и правда. Заблуждение и ложь. Феномен «скрытой истины». Плюрализм и требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках и проблема истины.
Вера и знание, достоверность и мнение, укоренённость веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и мнения. «Встроенность» веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и верования. Вера и понимание в контексте коммуникации. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).