Ситуация для анализа. Рассматриваются вопросы внедрения и результативности использования экономических методов управления качеством на примере трех предприятий

Рассматриваются вопросы внедрения и результативности использования экономических методов управления качеством на примере трех предприятий. Общие сведения об этих предприятиях приведены в табл. 7.4.

Таблица 7.4

Предприятие Отраслевая принадлежность Модель системы качества Год сертификации системы
«А» Легкая промышленность ИСО 9001:94  
«Б» Спецпроизводство ИСО 9001:19949  
«В» Машиностроение ИСО 9001:2000  

На всех предприятиях на момент внедрения системы качества отсутствовала система сбора и учета затрат на обеспечение качества. Ответственность за планирование, учет и представление аналитических данных о затратах была возложена на руководителей экономических служб предприятия. Результаты обследования предприятий приведены в табл. 7.5:

Таблица 7.5

Характеристика «А» «Б» «В»
Выбор экономических методов Проводился Не проводился Проводился
Классификация затрат на качество По принципу полезности На основе калькуляции По классификации А.Фейгенбаума
Система учета затрат на качество По видам деятельности Бухгалтерский учет По центрам затрат
Планирование затрат на качество Проводится Отсутствует Проводится
Анализ затрат на качество Проводится Отсутствует Проводится частично
Оценивание затрат на качество Проводится Отсутствует Проводится частично
Использование данных о затратах в управлении Используются Не используются Не используются
Развитие экономических методов в системе качества Происходит Не происходит Не происходит
Проведение мониторинга затрат на качество Проводится Не проводится Проводится частично
Другие экономические методы Применяются Не применяются Применяются

Результаты анализа данных табл. 7.4.

1. На предприятии «А» первые результаты применения экономических методов появились уже через год после внедрения системы управления качеством. Объем продаж (в натуральном выражении) вырос на 20 %, себестоимость снизилась на 30 %. Сумма потерь от несоответствующей продукции снизилась на 55 %, убытки, связанные рекламациями от потребителя, уменьшились на 90 %.

Учет затрат проводился по центрам ответственности, что помимо экономических результатов позволило более рационально расходовать финансовые ресурсы. Значительно повысилась заинтересованность и ответственность руководителей всех служб в финансовых результатах деятельности. Проведение анализа и оценивания затрат на качество способствовало созданию рациональной системы инвестиций в области качества.

2. На предприятии «Б» анализ и оценивание затрат на качество стало проводиться только спустя год после внедрения системы управления качеством. Затраты на качество раннее не планировались, лишь учитывались в статьях калькуляции. Процентное соотношение затрат составило: затраты на предупреждение дефектов и несоответствий 4,5 %, затраты на контроль качества – 87 %, убытки – 8,5 %. Анализ причин изменения различных групп затрат не проводился, неэффективные виды деятельности не идентифицировались, инвестировались только контрольные процессы. При этом себестоимость продукции возросла почти на 30 %, а объем продаж резко упал. Другие экономические методы, в частности мониторинг затрат, не применялись.

3. На предприятии «В» экономические методы управления качеством стали применятся только спустя год после внедрения системы качества. На предприятии себестоимость продукции снизилась на 20 %, объем продаж увеличился на 20 %. Однако величина потерь от брака остается стабильной. Аналитические данные о затратах на предупредительные мероприятия и на контроль отсутствуют.

Следует отметить, что на предприятиях «А» и «Б» используются другие финансовые аспекты управления качеством, однако они касаются только учета и анализа убытков из-за несоответствий продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: