Рассматриваются вопросы внедрения и результативности использования экономических методов управления качеством на примере трех предприятий. Общие сведения об этих предприятиях приведены в табл. 7.4.
Таблица 7.4
Предприятие | Отраслевая принадлежность | Модель системы качества | Год сертификации системы |
«А» | Легкая промышленность | ИСО 9001:94 | |
«Б» | Спецпроизводство | ИСО 9001:19949 | |
«В» | Машиностроение | ИСО 9001:2000 |
На всех предприятиях на момент внедрения системы качества отсутствовала система сбора и учета затрат на обеспечение качества. Ответственность за планирование, учет и представление аналитических данных о затратах была возложена на руководителей экономических служб предприятия. Результаты обследования предприятий приведены в табл. 7.5:
Таблица 7.5
Характеристика | «А» | «Б» | «В» |
Выбор экономических методов | Проводился | Не проводился | Проводился |
Классификация затрат на качество | По принципу полезности | На основе калькуляции | По классификации А.Фейгенбаума |
Система учета затрат на качество | По видам деятельности | Бухгалтерский учет | По центрам затрат |
Планирование затрат на качество | Проводится | Отсутствует | Проводится |
Анализ затрат на качество | Проводится | Отсутствует | Проводится частично |
Оценивание затрат на качество | Проводится | Отсутствует | Проводится частично |
Использование данных о затратах в управлении | Используются | Не используются | Не используются |
Развитие экономических методов в системе качества | Происходит | Не происходит | Не происходит |
Проведение мониторинга затрат на качество | Проводится | Не проводится | Проводится частично |
Другие экономические методы | Применяются | Не применяются | Применяются |
Результаты анализа данных табл. 7.4.
|
|
1. На предприятии «А» первые результаты применения экономических методов появились уже через год после внедрения системы управления качеством. Объем продаж (в натуральном выражении) вырос на 20 %, себестоимость снизилась на 30 %. Сумма потерь от несоответствующей продукции снизилась на 55 %, убытки, связанные рекламациями от потребителя, уменьшились на 90 %.
Учет затрат проводился по центрам ответственности, что помимо экономических результатов позволило более рационально расходовать финансовые ресурсы. Значительно повысилась заинтересованность и ответственность руководителей всех служб в финансовых результатах деятельности. Проведение анализа и оценивания затрат на качество способствовало созданию рациональной системы инвестиций в области качества.
2. На предприятии «Б» анализ и оценивание затрат на качество стало проводиться только спустя год после внедрения системы управления качеством. Затраты на качество раннее не планировались, лишь учитывались в статьях калькуляции. Процентное соотношение затрат составило: затраты на предупреждение дефектов и несоответствий 4,5 %, затраты на контроль качества – 87 %, убытки – 8,5 %. Анализ причин изменения различных групп затрат не проводился, неэффективные виды деятельности не идентифицировались, инвестировались только контрольные процессы. При этом себестоимость продукции возросла почти на 30 %, а объем продаж резко упал. Другие экономические методы, в частности мониторинг затрат, не применялись.
|
|
3. На предприятии «В» экономические методы управления качеством стали применятся только спустя год после внедрения системы качества. На предприятии себестоимость продукции снизилась на 20 %, объем продаж увеличился на 20 %. Однако величина потерь от брака остается стабильной. Аналитические данные о затратах на предупредительные мероприятия и на контроль отсутствуют.
Следует отметить, что на предприятиях «А» и «Б» используются другие финансовые аспекты управления качеством, однако они касаются только учета и анализа убытков из-за несоответствий продукции.