Организационно-правовые основы государственного предприятия

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 1. Планирование производства в государственном секторе.

Государственный сектор – важный объективно необходимый элемент структуры современного общества. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли.

Государственный сектор служит фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства. Государственное предпринимательство, государственное потребление вызывают мультипликативный спрос, ускоряют накопление капитала, способствуют оздоровлению отраслей, находящихся в кризисном состоянии, укреплению позиций страны на мировых рынках. Государство содержит значительную часть производственной и социальной инфраструктуры, служащей материальной базой физического и духовного совершенствования человека.

Масштабы огосударствления зависят от конкретных экономических и исторических условий, состояния общества и других факторов. Изменение доли государственного сектора без их учета приводит к негативным последствиям для социально-экономического развития страны.

В настоящее время государственный сектор широко представлен в странах с рыночной экономикой, и частное производство является там далеко не всеобъемлющим. При этом приватизация и национализация (депреватизация) рассматриваются как равнозначные факторы повышения эффективности использования собственности и чередуются в зависимости от складывающихся конкретных условий. В США, Англии, других развитых странах правительства никогда не выпускали из своих рук контроль за государственной собственностью, источниками ее приумножения. П.Самуэльсон характеризует правительство США как «самое крупное предприятие в мире».

Государственный сектор влияет на экономику по двум направлениям.

1. Рост государственных вложений, способствующих расширению масштабов производства и емкости рынка.

2. Развитие хозяйственной, в том числе предпринимательской деятельности предприятий, находящихся под государственным контролем.

Государственное предпринимательство осуществляется сферах, в которых требуются крупные инвестиции или не допускается по каким-либо мотивам частное производство. Оно занимает прочные позиции в отраслях связи, транспорта, энергетики, металлургии, о чем свидетельствуют следующие данные (табл.1):

Таблица 1.

Доля государственных предприятий в производстве, %

Отрасли Великобритания Франция ФРГ Япония Швеция США
Почта            
Связь            
Электроэнергетика            
Газовая промышленность   -   - -  
Нефтеперерабатывающая промышленность         -  
Угольная промышленность         -  
Железнодорожный транспорт            
Сталелитейная промышленность            

Государственные предприятия, если даже в обществе господствует частная собственность, не признаются рыночными структурами. Это же относится и к предприятиям, в которых государство имеет контрольный пакет акций. Граница между частным и государственным производством очевидна лишь в случае, когда государство непосредственно использует ресурсы, в том числе людские. Она трудно различима, если государство только вкладывает средства, контролирует важные решения, а рабочие нанимаются частной компанией и не являются государственными служащими. Так, при создании атомной промышленности США государство выделяло средства, компания «Дженерал электрик» возводила объекты, а сейчас управляет отраслью под государственным надзором (в части, прежде всего, соблюдения режима секретности, защиты патентов), но без вмешательства в дела компании по мирному использованию атомной энергии.

С экономической точки зрения форма собственности на средства производства теряет свою актуальность по мере того, как право принятия решений отделяет от права собственности на предприятие, если им управляет наемный менеджер, которому безразлично, кто его контролирует – государственный орган или наблюдательный совет акционерного общества. Форма собственности не мешает менеджеру лучше управлять. И государство располагает не меньшими, а большими возможностями стимулировать его эффективный труд.

Конституцией РФ определен базовый перечень объектов государственной собственности в двух ее формах: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении Российской Федерации находятся:

- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

- федеральные – транспорт, пути сообщения, связь, информация;

- оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических средств;

- деятельность в космосе;

- федеральные банки;

- денежная эмиссия.

При передаче в собственность комитеты по управлению имуществом:

- регистрируют объекты в соответствующем реестре федеральной, государственной, муниципальной собственности;

- направляют официальное уведомление администрации предприятия, в соответствующее министерство, ведомство об отнесении предприятия в собственность республики, края, области, округа, города, района;

- обеспечивают переоформление учредительных документов предприятий, в уставный капитал которых входит государственная, муниципальная собственность;

- утверждают уставы и заключают контракты с руководителями государственных и муниципальных предприятий;

- переоформляют договор аренды, найма, пользования объектов государственной и муниципальной собственности.

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения владеют государственным имуществом с согласия Мингосимущества РФ. Федеральные органы исполнительной власти могут создать, реорганизовать, ликвидировать подведомственные им учреждения, если реализация такого решения осуществляется в пределах выделенных им бюджетных ассигнований и штанной численности.

Принципы формирования, распоряжения и управления муниципальной собственностью устанавливаются законодательством субъектов РФ. В муниципальную собственность передаются объекты, полученные при разграничении, государственной собственности и созданные или приобретенные за счет бюджета субъекта РФ, внебюджетных и валютных фондов или в результате хозяйственной деятельности предприятий собственности субъекта РФ, а также по иным основаниям.

Мингосимущество РФ имеет право получать от министерств, ведомств, предприятий, организаций необходимую информацию по вопросам, касающимся пользования и распоряжения собственностью РФ. Местные органы власти обязаны предоставлять соответствующему комитету по управлению имуществом всю информацию по объектам федеральной, региональной и муниципальной собственности, расположенным на подведомственной им территории.

Ведется реестра собственности, держателем которого являются Мингосимущество РФ и комитеты по управлению имуществом соответствующего уровня. Все министерства и ведомства, местные органы власти и управления обязаны предоставлять данные держателям реестра с необходимой периодичностью или по запросам.

Организационные и технические решения Мингосимущества РФ по вопросам ведения реестра обязательны для всех предприятий и организаций, предоставляющих данные для реестра.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (средства бюджетов и др.), составляет государственную казну Российской федерации или субъекта РФ.

К государственному сектору относят акционерные общества, в которых контрольные пакеты голосующих акций находятся в собственности государства, государственные предприятия, государственные учреждения. Соответственно формируется и план развития государственного сектора по названным хозяйствующим субъектам. Показатели плана производственно-финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений определяются федеральными законами о госпредприятиях.

Кроме показателей планов деятельности предприятий и учреждений в план развития государственного сектора включаются:

- программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;

- предельная штатная численность государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по главным распорядителям бюджетных средств);

- план предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);

- план получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом;

- программа повышения эффективности использования федеральной собственности.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану развития государственного (муниципального) сектора экономики.

Экономическую структуру государственного сектора образуют предприятия материального производства, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ. К ним относятся в первую очередь предприятия топливно-энергетического комплекса, основных видов транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов и камней по производству алкогольной продукции.

Организационно-правовые основы государственного предприятия

На праве хозяйственного ведения На праве оперативного управления
1. Создается по решению государственного органа (органа местного самоуправления) 1. Создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
2. Учредительный документ – устав предприятия – утверждается государственным органом (органом местного самоуправления) 2. Учредительный документ – устав предприятия – утверждается Правительством РФ
3. Собственник имущества предприятия не отвечает по его обязательствам. 3. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества
4. Владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, определяемых Гражданским кодексом РФ 4. Владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества
5. Не вправе продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал без согласия собственника. Остальным имуществом распоряжается самостоятельно 5. Вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом лишь с согласия собственника
6. Собственник имеет право на получение части прибыли, полученной предприятием 6. Порядок распределения доходов предприятия определяется собственником имущества
7. Собственник осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества предприятия 7. Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество предприятия

Решение о создании и ликвидации государственных предприятий федеральной собственности принимается Правительством на основании совместного представления Мингосимущества РФ, Минэкономики РФ и федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Решение подлежит согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого размещается предприятие. В случае, когда создание предприятия финансируется федеральным бюджетом, решение о создании принимается на основании представления Мингосимущества РФ, Минэкономики РФ, Минфина РФ и соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Мингосимущество РФ передает государственное имущество в хозяйственное ведение, оперативное управление, в аренду, пользование на основе заключаемых с предприятием договоров и контролирует использование его по назначению. Федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности, имеют право утверждать уставы федеральных предприятий в соответствии с типовым уставом, назначать и освобождать руководителей, заключать, изменять или расторгать контракты с ними.

Контракты с руководителями предприятий заключаются в соответствии с нормами гражданского права и не должны допускать ухудшения условий социального обеспечения по сравнению с трудовым договором. Обязательными условиями контракта являются:

- продолжительность контракта (не менее 3 лет);

- размер гарантированного вознаграждения и доля руководителя предприятия в прибыли, определяемой после расчетов с бюджетами;

- компенсации руководителю и членам семьи при переезде в другую местность, досрочном расторжении контракта по инициативе государственного органа;

- социальные гарантии, в том числе в случае потери трудоспособности;

- права и обязанности руководителя в связи с управлением предприятием, порядок отчетности;

- ответственность за результаты работы предприятия, нарушения контракта.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте структуру государственного сектора.

2. Охарактеризуйте показатели плана развития государственного сектора.

3. Что представляет собой планирование в государственных учреждениях?

4. Каков порядок распределения средств, получаемых, от приватизации?

5. Рассмотрите планирование деятельности естественных монополий.

6. Рассмотрите доверительное управление государственными пакетами акций.

Тема 2. Прогнозирование и планирование как функция государства и хозяйствующих субъектов

В стратегическом плане у России немного альтернатив и все онисвязаны с решением задач по скорейшему выходу из кризиса. Для этого нужна обоснованная модель экономического развития, программа решения задач в рамках антикризисного управления, развития предпринимательства, повышения трудовой, деловой активности населения.

Возрастает роль специалистов, умеющих принимать оптимальные решения, определять стратегию на будущее. Без предвидения управление невозможно. Каждый специалист, менеджер любого звена управления должен владеть навыками прогнозирования и планирования. Помочь решению этих задач и способствует дисциплина «Прогнозирование и планирование в условиях рынка.

Сегодня нерегулируемого государством рынка практически в мире нет. Важнейшим рычагом (как было сказано свыше) является прогнозирование и планирование в условиях рынка. Необходимость прогнозирования и планирования социально-экономического развития обусловлено:

1. общественным характером производства;

2. усложнением межотраслевых и межрегиональных связей;

3. необходимостью поддержания рациональных народно-хозяйственных пропорций;

4. неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно в период кризиса.

В государственном воздействии на экономику опасны следующие крайности: вмешивание государства, когда больший эффект дают рыночные механизмы, и полагаться на рыночные механизмы, когда необходимо вмешивание государства.

Итак, прогноз – это комплекс аргументированных предложений относительно будущих параметров экономической системы. Задача прогноза – дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Для решения этой задачи разрабатывается поисковый прогноз, который показывает каким будет развитие экономики при не вмешивании государства. Прогнозирование выполняет не только функцию предвидения, но и разрабатывает целевые прогнозы. Они разрабатывают цели, поставленные перед страной и способы их осуществления.

Перспективной может быть следующая система прогнозов:

1. Прогнозы последствий от вероятного наступления последствий в стране и за рубежом.

2. Прогнозы развития отдельных сфер, отраслей экономики, конкретных видов производств, территорий.

3. Демографические прогнозы.

4. Политологические прогнозы.

5. Социальные прогнозы.

6. Научно-технические прогнозы.

7. Внешнеэкономические прогнозы.

8. Экологические прогнозы и т.п.

Прогнозы, хотя и разрабатываются отдельно но тесно взаимосвязаны между собой. В условиях рыночной экономики при разработке любого прогноза учитываются:

1. Формы организации материальных потоков.

2. Способы формирования денежных потоков.

3. Динамика цен и их влияние на производства и распределение.

4. Внутренняя конвертируемость рубля.

Прогнозирование тесно связано с планированием. Планирование - это целенаправленная деятельность государства, органов управления, хозяйствующих субъектов по разработке перспектив социально-экономического развития страны, регионов, отраслей, предприятий всех форм собственности.

На протяжении более 30 последних лет многие экономисты ломали голову перед проблемой сочетания плана и рынка. В итоге с практикой пришли к выводу, что план и рынок должны быть взаимосвязаны. В узком смысле планированием является составление специальных документов-планов, определяющих конкретные шаги организации для осуществления принятых решений.

До середины столетия в условиях, когда спрос превышал предложение, составлялись лишь текущие планы, исходя из поступающих заказов.

В 1950г., когда темп изменений во внешней среде стал нарастать наряду с текущими планами составлялись перспективные планы и целевые программы.

В1960 -70 гг., когда общий темп развития еще более ускорился, а изменения в среде стали неожиданными, появилось стратегическое планирование.

С начала 1970 г., когда изменения во внешней среде стали столь непредсказуемыми, появилось планирование стратегических задач и принятие гибких экстренных решений, позволяющих оперативно учитывать текущую ситуацию.

Основные виды планов

1. Планы –цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Используются при больших сроках, либо при непредсказуемости конкретных событий в будущем.

2. Планы для повторяющихся действий, которые осуществляют порядок осуществления в стандартных ситуациях (например, железнодорожное расписание. Обычно в таких планах предусматриваются «окна», позволяющие обеспечить свободу действия в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

3. Планы для неповторяющихся действий. Составляются для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации. (Такие планы могут иметь ввиду программы бюджетных поступлений и распределения ресурсов и пр.).

Планы по срокам исполнения делятся:

1. Краткосрочные или оперативные – составляются на срок от одной смены до 1-го месяца.

2. Среднесрочные – от 1 года до 5 лет.

3. Долгосрочные – свыше 5 лет.

Принципы планирования – правила, которые необходимо учитывать при составлении планов:

1. Участие максимального числа работников организации.

2. Непрерывность.

3. Гибкость.

4. Координация и интеграция.

5. Создание необходимых условий для выполнения плана и т.д.

Подходы к планированию:

1. Ориентация на ограниченные ресурсы.

2. Ориентация на открывающиеся возможности.

3. Оптимизация достигаемых целей.

Методы разработки планов:

1. Балансовый метод планирования – способ составления планов, основанный на увязке имеющихся ресурсов и потребностей в них.

2. Нормативный метод – способ составления планов, исходящий из удельных затрат ресурсов на единицу продукции к ее требуемому количеству.

3. Математический метод планирования – способы составления планов с помощью математический моделей различной степени сложности.

Существуют перспективные планы: планы, составляемые на период от 1года до 10 и более лет.

А) Традиционные долгосрочные планы определяют шаги, которые необходимо предпринять в будущем, для достижения целей организации. Строятся от настоящего к будущему. Основной объект планирования – внутренний потенциал организации

Б) Стратегические планы отражают сегодняшние шаги, направленные на формирование будущего потенциала организации и обеспечение ее перспективного выживания. Строятся от будущего к настоящему. Основной объект планирования – внешние возможности и конкурентные преимущества.

Особенности текущих планов:

Текущее планирование – это планирование на срок до 1 года. Оно находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах.

Формы краткосрочных планов:

1. Производственная программа предприятия и подразделений – определяет объем выпуска продукции, движение персонала, материально-технического обеспечение, порядок задействования имеющегося оборудования.

2. Оперативно-календарный план – намечает последовательность и сроки запуска, обработки и выпуска изделий и их партий по дням недели, маршруты движения обрабатываемых изделий, загрузку технологических линий и отдельных единиц оборудования, потребность в инструментах и т.п.

3. Сменно-суточное задание – перечисляет конкретные виды и объем продукции, которая должна быть произведена в данном и смежных цехах в течение дня.

Далее рассмотрим подробнее, что из себя представляет стратегическое планирование.

Мало наметить ту или иную цель; нужно еще определить как эту цель достичь, то есть разработать стратегию. Великий мыслитель древности Аристотель заметил: «Благо всегда и везде зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечной цели всякого рода деятельности; 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели». Последнее сегодня называется стратегией.

Слова «стратегия» в переводе с греческого означает «искусство генерала». В управленческий язык оно пришло из военной среды, где регулярно разрабатываются крупные операции, решающие исход целых кампаний.

Стратегия – общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы.

Процесс претворения любых планов в жизнь должен быть управляем. Познакомимся с разновидностями стратегического управления (на основе предвидения изменений и решениям стратегических задач) и оперативного (с помощью графика Гантта, сетевого графика, диспетчеризации) управления, реализацией планов фирмы, а также методами управления производственными запасами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: