Группы лидерских качеств

1. Интеллектуальные способности:

- ум и логика;

- рассудительность;

- проницательность;

- оригинальность;

- образованность, знание;

- знание дела;

- любопытство и познавательность;

- интуитивность;

- развитость речи.

2. Черты характера личности:

- инициативность;

- гибкость, созидательность и творчество;

- честность;

- самоуверенность;

- уравновешенность;

- независимость;

- настойчивость и упорство;

- энергичность;

- властность;

- работоспособность;

- агрессивность;

- стремление к превосходству;

- обязательность.

3. Приобретенные умения:

- умение заручаться поддержкой;

- умение разбираться в людях и кооперироваться;

- умение завоевывать престиж и популярность;

- такт и дипломатичность;

- умение брать риск и ответственность на себя;

- умение организовывать;

- умение убеждать себя и других;

- умение шутить и понимать юмор.

Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – чтобы люди делали правильные вещи. Различия между менеджером и лидером приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Характеристика менеджера и лидера

МЕНЕДЖЕР Лидер
1. Администратор 1. Инноватор
2. Поручает 2. Вдохновляет
3. Работает по целям других 3. Работает по своим целям
4. План – основа действий 4. Видение – основа действий
5. Полагается на систему 5. Полагается на людей
6. Использует доводы 6. Использует эмоции
7. Контролирует 7. Доверяет
8. Поддерживает 8. Дает импульс движению
9. Профессионал 9. Энтузиаст
10. Принимает решение 10. Превращает решение в реальность
11. Правильно делает 11. Делает правильное дело
12. Уважаем 12. Обожаем

От того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными, зависит эффективность организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера (поведенческий подход к лидерству).

Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказывать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Существует следующая классификация стилей руководства:

- автократичный;

- либеральный;

- демократичный;

- ориентированный на работу;

- ориентированный на человека.

Автократичное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя, который определяет все стратегии группы. Автократ почти не дает свободы подчиненным в принятии решений. Чтобы обеспечить выполнение работы, он может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.

Существует теория «Х» Д. МакГрегора, в которой отражены предпосылки автократичного руководства:

1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

2. Люди стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием исполнителей в управлении. Ответственность при этом не концентрируется, а распределяется. Согласно теории «У» Д. МакГрегора для демократичного руководителя характерны следующие предпосылки:

1. Труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, то люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Либеральное руководство характеризуется минимальным участием руководителей; группа имеет полную свободу принимать собственные решения.

Стиль руководителя, сосредоточенного на работу (стиль руководителя, ориентированного на задачу) характеризуется тем, что руководитель заботится, прежде всего, о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности.

Стиль руководителя, сосредоточенного на человека, ориентирован на интересы людей. Руководитель сосредоточивает внимание на повышение производительности труда путем совершенствования человеческих отношений. Он делает акцент на взаимопомощь, позволяет работнику максимально участвовать в принятии решений, считается с нуждами подчиненных, поощряет их профессиональный рост.

Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства (теория жизненного цикла), согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей (способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, образование и опыт в отношении конкретной задачи). Согласно данной теории существуют четыре стили лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей: давать указания, «продавать», участвовать, делегировать.

Стиль «давать указания» применяется в отношении подчиненных с низким уровнем зрелости, когда они не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу, и им требуются соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль.

Стиль «продавать» применяется в тех случаях, когда подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости. Руководитель в этом случае должен поддерживать их желание выполнять задание под свою ответственность.

Стиль «участвовать» применяется, когда подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания (умеренно высокая степень зрелости)Руководитель может повысить мотивацию и причастность исполнителей, предоставляя им возможность участвовать в принятии решений, а также оказывая им помощь и не навязывая никаких указаний.

Стиль «делегировать» характеризуется высокой степенью зрелости исполнителей, когда они и могут, и хотят нести ответственность за достижение цели. Руководитель позволяет подчиненным действовать самостоятельно.

На протяжении всего жизненного цикла руководитель применяет разные типы руководства, добиваясь при этом наилучших результатов. В последнее время все больший интерес вызывает японский стиль, тяготеющий к совещательному и коллегиальному типу руководства.

В зависимости от применяемого стиля руководства, выделяют 2 типа руководителей:

- ориентированного на исполнение;

- ориентированного на развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: