Педагогический тест

Педагогический тест наиболее полно определяется как система репрезентативных параллельных заданий возрастающей трудности, специфической формы, которая позволяет качественно и эффективно измерить уровень и структуру подготовленности испытуемых.

Возрастающую трудность заданий можно образно сравнить с барьерами на беговой дорожке стадиона, где каждый последующий барьер выше предыдущего. Пробежать дистанцию и успешно преодолеть все барьеры сможет только тот, кто лучше подготовлен. Поскольку в педагогическом тесте задания упорядочиваются по принципу возрастающей трудности, одни испытуемые "заваливаются" уже на самом легком, первом задании, другие - на последующих заданиях. Студенты среднего уровня подготовленности могут ответить правильно примерно на половину заданий теста и, наконец, только самые знающие в состоянии дать правильный ответ на задания самого высокого уровня трудности, расположенные в конце теста.

О репрезентативности и параллельности тестовых заданий, а также об особенностях контроля структуры и уровня подготовленности более подробно речь пойдет в последующих главах. Пока же следует остановиться на вопросе о границах применимости тестов в педагогической практике.

Традиционный тест представляет собой метод диагностики испытуемых, в котором они отвечают на одинаковые задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми критериями оценки. При такой ориентации задача определения точного объема и структуры освоенного учебного материала отступает, по необходимости, на задний план. В тест отбирается такое минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить, образно говоря, не "кто что знает", а "кто знает больше". Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно на языке тестологии, с опорой на так называемые процентильные нормы, показывающие - сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат хуже, чем у любого взятого для анализа испытуемого с его тестовым баллом. Такая интерпретация называется нормативно-ориентированной. Здесь результатом является рейтинг испытуемого, его место или ранг в тестируемой группе.

Итак, педагогические тесты могут использоваться в педагогической практике в следующих целях:

- ранжирование испытуемых в пределах тестируемой группы;

- профессиональный или другой отбор по заданному критерию;

- выявление пробелов в знаниях (недостаточно усвоенных разделов (тем) дисциплины, неправильного профиля знаний).

Что же касается задач текущего и итогового контроля успеваемости, а также аттестации выпускников, то речь может идти не о тестах, а о комплектах заданий в тестовой форме, особенности применения которых рассмотрены в пятой главе настоящего пособия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: