Бога, человека и все мироздание. Они жалкое святотатство, ересь, орудие деморализации и деградации в руках сатанинских сил. Для социальных и гуманитарных наук чувственного периода их «двойники» идеационального периода суть не что иное, как мрачные и невежественные предрассудки, продукт «расшатанной нервной системы их носителей». Для социологов — представителей чувственной ментальности социальные и гуманитарные науки идеациональных периодов вообще как бы не существуют. По этой причине, например, в наших курсах и учебниках по истории социальных, политических, экономических и антропологических учений средние века либо лишь мельком упоминаются, либо отдельным столетиям посвящено несколько страниц. Причем явно или скрытно делается намек, что в этих строках бесполезно искать что-либо ценное, поскольку никаких социальных наук в то время не было. Все это настолько известно, столь много раз было (и еще будет) показано на конкретных примерах, что нет необходимости продолжать обсуждение данной темы.
|
|
Наряду с глубокими, долговременными трансформациями социальных и гуманитарных дисциплин, сопровождающими подъем и упадок основных типов культурной ментальности, почти непрерывно происходят их краткосрочные преобразования. Почти постоянно те или иные теории или интерпретации, общепринятые в определенный период, отвергаются и заменяются другими.
Политологическое и экономическое знания средних веков имеют мало общего с политэкономией XVIII-XIX вв., а эта последняя, в свою очередь, объявляется в XX в. устаревшей — особенно в странах с коммунистическим, фашистским я нацистским режимом, а заодно и в стране, провозгласив-л ей «Новый курс»12. Учение о душе Альберта Великого или Фомы Аквинско-го глубоко отличается от психологических теорий XVII в., будь то теории Декарта, Гоббса или Локка, а их учения, в свою оче-Редь, радикально отличаются от психологических теорий XVIII-XIX вв. Даже те теории, которые были созданы во второй половине XIX в., сильно отличаются от теорий, появившихся в XX в. Более того, даже довоенные психологические теории (то есть с°зданные до 1914 г.) во многом разнятся с послевоенными. За последние десять лет сменили друг друга несколько модных течений. Пришли, расцвели и ушли в прошлое такие учения, как бихевиоризм, рефлексология, психоанализ, тестирование умст-Венных способностей, гештальтпсихология " и др. Такая же