история с антропологией, лингвистикой, религиоведением, искусствознанием, правоведением, этикой и философией. Особенно недолговечны социологические науки. За семьдесят лет, прошедших после смерти О. Конта, в области социологии промелькнули десятки и сотни разных теорий и подходов; все они пережили свой расцвет, а затем сошли на нет. Еще сегодня общепризнанная теория завтра всеми отвергается.
Этих замечаний пока достаточно. Нравится нам это или нет, но долговременные и краткосрочные флуктуации в социальных и гуманитарных науках, равно как и зависимость их коренных преобразований от подъема и упадка основных типов культурной ментальное™, вряд ли могут быть подвергнуты сомнению.
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Поскольку я не пишу историю научных теорий, вышеприведенных примеров достаточно для того, чтобы показать относительную справедливость моего первого утверждения о том, что в науке, как и в любой другой области социокультурной мен-тальности, факт колебания приемлемости и престижа теорий не подлежит сомнению.
|
|
Вышеприведенные примеры подтверждают и второе мое утверждение — о том, что даже в области естественных наук престиж и общепризнанность многих популярных теорий колеблется в явной связи с флуктуациями систем истины и основных типов культуры. Как уже отмечалось, это не означает, что все научные теории обнаруживают или должны обнаруживать такую связь. Многие из них могут претерпевать флуктуации автономно, независимо от главных переменных и в непосредственной интеллектуальной атмосфере отдельной отрасли. И все же достоверность и научная приемлемость большинства теорий и, вероятно, всех «первых начал», «категорий» и общих понятий науки и философии обусловлены господствующей системой истины и доминантной системой культуры.
Теория, гармонизирующая с господствующей на тот или иной период системой истины, как правило, объявляется и учеными и философами последним словом науки. И та же самая теория в условиях господства другой системы истины скорее всего будет считаться заблуждением, а то и просто предрассудком.
Настойчивость, с которой я подчеркиваю относительность научных теорий, не означает моего скептического отношения к ним. Это просто означает, что полная и совершенная истина —