Восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.
Ориентация на потребителя
Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Это значит, что шансы на успех определяет не то, что предприятие думает о своей продукции, а то, что потребитель думает о своей покупке. Например, потребителю нужны не сверла, а такого же размера дырки. В этом отношении показательны слова владельца парфюмерно-косметической фирмы: «На фабрике мы производим косметические изделия, а в магазинах продаем надежду…». Тойота – управляй мечтой.
Для этого организации необходимо выявить все заинтересованные стороны:
- потребители продукции;
- владельцы и акционеры;
- поставщики и партнеры;
- персонал;
- общество.
Ни какая организация не может рассчитывать на долговременный успех, если остается неудовлетворенной хотя бы одна из ее заинтересованных сторон.
Лидерство руководителя
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
По мнению К. Исикавы, «если случаются ошибки, то от двух третьих до четырех пятых ответственности лежит на руководителе».
Лидер – человек, зовущий людей в будущее, в котором они хотят жить.
Вовлечение работников
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
Самая главная роль в создании и внедрении эффективной СМК принадлежит персоналу.
Процессный подход
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
Системный подход к менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
«Тот, кто не стремится стать лучше, перестает быть хорошим!»