Фирма, являясь основным звеном рыночной экономики,
имеет двойственную природу: она и потребитель, и произ-
водитель. Поведение фирмы в рыночной среде определяется
рядом факторов: издержками; эффективностью хозяйствен-
ной деятельности; спросом на продукцию и ценами на нее;
капиталом; ценами на сырье, материалы и комплектующие
изделия; состоянием конкуренции на рынке; платежеспо-
собностью потребителей и пр.
С точки зрения кибернетического подхода фирма пред-
ставляет собой черный ящик, на входе которого — ресурсы,
а на выходе — продукция и услуги. Передаточная функция
фирмы, т.е. соотношение выходных и входных параметров
в конечном счете и предопределяет уровень ее конкурен-
тоспособности. Выходные параметры — выручка от реали-
зации продукции и оказания услуг — в значительной мере
детерминированы внешней экономической средой. На та-
кие показатели, как спрос на продукцию и равновесная
Глава 2. Научные и методологические основы логистики
цена, фирма может влиять в весьма ограниченной степени;
в большей степени зависят от фирмы эффективность ис-
пользования ресурсов, снижение издержек.
В промышленном производстве одним из важнейших
показателей эффективности предприятия выступал ко-
эффициент загрузки оборудования, что объяснялось вы-
соким удельным весом машин и агрегатов в основных
фондах и значительной долей производства в структуре
издержек. Исходя из этого высокая загрузка оборудования
была одной из важных целей при формировании страте-
гии фирмы.
В постиндустриальном обществе в рамках как стратеги-
ческого планирования, так и управления фирмой этот ори-
ентир из цели превратился в средство, уступив целепола-
гающие позиции таким показателям, как высокий уровень
соблюдения сроков выполнения заказов, низкий уровень
запасов, краткое время прохождения ресурсов через произ-
водственную подсистему фирмы.
Перечисленные показатели есть уже логистические кате-
гории, и оптимизировать их уровень, не прибегая к методам
логистики, в рамках традиционной ориентации и органи-
зации производства не представляется возможным. Логи-
стика оперирует следующими категориями, отражающими
суть логистических процессов:
— расходы транспортно-заготовительные — затраты,
связанные с организацией заказа и его реализацией, с за-
готовкой и доставкой товарно-материальных ценностей.
Они представляют собой часть логистических издержек
и включают затраты на формирование сети поставщиков,
выбор и оценку партнеров, а также издержки транспортные,
почтово-телеграфные, командировочные, представитель-
ские и другие расходы, недостачи и потери в пути в преде-
лах нормы естественной убыли;
— расходы на формирование и хранение запасов — за-
траты потребителя, связанные с текущим обслуживанием
запасов (уплата налогов, проведение инвентаризаций, пла-
та за банковский кредит), издержками хранения, стоимо-
стью рисков;
— издержки транспортные — часть транспортно-заго-
товительных расходов, включающая затраты на перевозку
продукции от изготовителя до потребителя; в них входят
оплата тарифов, затраты на загрузочно-разгрузочные рабо-
ты, оплата услуг экспедиторов;
ZZ Научная база и методология логистики: концепция логистики фирмы 33
— издержки хранения — часть расходов на формиро-
вание и хранение запасов; в них входят затраты по содер-
жанию складов, заработная плата складского персонала,
стоимость продукции в объеме ее естественной убыли,
административно-управленческие расходы.
Исходя из того, что для фирмы логистический подход
означает целостность, оптимизацию общих издержек, си-
стемное мышление и единство руководства, основные зада-
чи реализации интегрированной стратегии логистики могут
иметь вид, представленный на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Основные задачи реализации интефированной
стратегии логистики фирмы
Объектами анализа в этом случае выступают следующие
категории:
— организационная структура фирмы, т.е. совокуп-
ность упорядоченных связей между системообразующими
элементами, обеспечивающими устойчивое функциониро-
вание фирмы. Анализируется структура производства (со-
отношение между выпускаемой фирмой продукцией или
оказываемыми услугами разных видов и назначения, изме-
ряемое с помощью натуральных или стоимостных показате-
лей); производственная структура по принципу последова-
тельности операции (состав управляемых звеньев фирмы,
обладающих технологическими или кооперированными
взаимосвязями); структура системы управления фирмой
(совокупность специализированных подсистем, взаимосвя-
Глава 2. Научные и методологические основы логистики
занных в процессе принятия и реализации управленческих
решений);
— инструменты и способы логистики: расстановка за-
казов покупателей, планирование сбыта и оборота, плани-
рование мощностей и процесса производства, управление
обеспечением, производством и запасами;
— структура продукции и услуг (продолжительность
и последовательность технологического цикла), покупателей
(с выделением крупных клиентов), запасов и поставок;
— структура потока материалов (его направленность,
характер и интенсивность) и загрузка производственных
мощностей;
— структура издержек фирмы в целом и логистических
издержек в частности.
Логистический инжиниринг начинается с образования
структурного подразделения, состоящего из сотрудников
различных отделов, занимающих различные должности,
в целях ускоренного осуществления проекта логистики,
охватывающего одновременно ряд подсистем фирмы: мар-
кетинг и сбыт, материально-техническое обеспечение, про-
изводство, распределение, кадры, финансы и бухгалтерию.
Это позволяет выполнить взаимозависимые части проекта
не последовательно, а параллельно, что способствует эко-
номии времени, соблюдению системности и комплексности
разработок, повышению их качества и эффективности.
Цели и факторы эффективности логистики — основа для
разработки стратегии логистики. На современном этапе эко-
номического развития к главным целям следует отнести по-
вышение конкурентоспособности фирмы, рост ее доходов,
прибыли, рентабельности, оборота, реализации. В то же вре-
мя рынок с благоприятной для покупателей конъюнктурой
оказывает влияние на логистику фирмы, требуя наиболее
полного достижения следующих показателей:
— соблюдение сроков и условий сервиса поставок;
— снижение продолжительности прохождения заказа;
— повышение гибкости логистической системы фирмы
и точности прогнозов;
— доступность для фирмы релевантной экономической
и технической информации.
Концепция и исходящие из нее планирование и органи-
зация мероприятий формируются с учетом требований ло-
гистики предпринимательства. Единство концептуального
подхода реализуется в системной и комплексной проработ-
2.2. Научная база и методология логистики; концепция логистики фирмы 35
ки структуры, организации, инструментария фирмы, ква-
лификации ее персонала, пропущенных через анализ типа
«затраты — результаты».
Деятельность службы логистики в фирме направле-
на на интегрирование основных логистических бизнес-
процессов и межфункциональную координацию — под-
держание взаимосвязи с производителями, со всеми
функциональными подразделениями компании для реше-
ния сложных, конфликтных проблем, возникающих на всех
уровнях управления. Итак, логистика в фирме это:
— осуществление корпоративной, маркетинговой, про-
ікиюдственной, логистической стратегий высшим руковод-
ством;
— своевременная доставка необходимых продуктов
и необходимых количествах на склады;
— коммерчески ориентированная служба, планирование
уровней запасов на основе прогнозов продаж коммерческой
службы (службы продаж);
— технически компетентная служба (своевременное
предоставление образцов продукции для лабораторных
анализов, научных исследований, получение необходимой
гехнической документации);
— своевременное предоставление счетов-фактур, на-
кладных для обработки информации, контроль за своевре-
менной оплатой за поставленный товар на склады;
— контроль и управление транспортировкой, склади-
рованием и грузопереработкой, своевременное предостав-
.ление необходимых документов для импорта, таможенное
оформления груза.
Основные задачи отдела логистики: сокращение запасов,
ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы,
контроль и управление уровнями запасов, оптимизация
логистических затрат.
Эффективность службы логистики в компании в соот-
ветствии с выбранной логистической стратегией, во многом
определяется используемой информационной интегри-
рованной системой, затрагивающей все структурные под-
разделения, а также поддерживающей оперативный обмен
данными с логистическими посредниками, поставщиками
и потребителями.
Интефация отдела логистики с другими функциональны-
ми подразделениями компании позволяет обеспечить наибо-
лее полный учет временных и пространственных факторов
Глава 2. Научные и методологические основы логистики
в процессах оптимизации управления материальными, фи-
нансовыми и информационными потоками для достижения
стратегических и тактических целей фирмы на рынке. Так,
взаимодействие с менеджерами по продажам позволяет сде-
лать более точный прогноз спроса потребителей и соответ-
ственно сократить транспортные и складские расходы. Взаи-
модействие с техническим отделом и высшим руководством
позволяет вывести на рынок новый продукт в нужное время
и в нужном количестве, расширить ассортимент согласно
маркетинговой стратегии в целях удовлетворения спроса по-
требителей и снизить себестоимость продукции.