Принцип (от лат. principium — основа, начало) в субъ-
ективном смысле — основное положение, предпосылка;
в объективном смысле — исходный пункт, первооснова,
основополагаюш:ее теоретическое знание, не являющееся
ни доказуемым, ни требующим доказательства.
Современная логистика базируется на 12 основных
принципах.
1. Системность. Формирование потока, выделение пере-
мещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдель-
ной управляемой подсистемы и применение по отношению
к ней системного подхода; связь затрат на отдельные опера-
ции по поставкам и перевозкам товаров со стратегическим
планом фирмы; достижение взаимодействия логистики
с маркетингом и производством; организация планирова-
ния, производства, сбыта, закупок, хранения и транспор-
тировки как единого материального потока логистической
цепи.
2. Комплексность. Формирование всех видов обеспе-
чения (развитой инфраструктуры) для осуществления
движения потоков в конкретных условиях; координация
действий непосредственных и опосредованных участников
движения ресурсов и продуктов; осуществление централи-
зованного контроля по выполнению задач, стоящих перед
логистическими структурами фирмы; стремление фирм
к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по то-
варной цепочке и установлению прочных связей между
различными подразделениями фирм в рамках внутренней
деятельности.
2.3. Принципы логистики
В стратегической политике необходимо уделять равное
ипимание долгосрочным и краткосрочным аспектам так,
ч юбы одни не доминировали над другими. К сожалению,
сисциалисты по управлению обычно считают, что краткос-
рочные соображения могут показаться настолько важными,
ч то помешают рассмотрению долгосрочных. Возможность
противоположной оценки они признают значительно реже.
3. Научность. Усиление расчетного начала на всех ста-
диях управления потоком — от планирования до анализа,
иыполнение подобных расчетов всех параметров траекто-
|)ии движения потока; признание за квалифицированными
кадрами статуса важнейшего ресурса фирмы.
4. Конкретность. Четкое определение конкретного ре-
пультата как цели перемеш:ения потока в соответствии
с техническими, экономическими и другими требованиями;
осуществление движения с наименьшими издержками всех
видов ресурсов.
5. Конструктивность. Диспетчеризация потока, непре-
рывное отслеживание перемещения и изменения каждого
объекта потока и оперативная корректировка его движения;
тщательное выявление деталей всех операций материально-
гехнического обеспечения и транспортировка товаров.
6. Надежность. Обеспечение безотказности и безопасно-
сти движения, резервирование коммуникаций и техниче-
ских средств для изменения при необходимости траектории
движения потока; широкое использование современных
технических средств перемещения и управления движени-
ем; повышение скорости и качества поступления информа-
ции и улучшение технологии ее обработки.
7. Вариантность. Возможность адекватного реагирова-
ния фирмы на колебания спроса; целенаправленное соз-
дание резервных мощностей, загрузка которых осущест-
вляется в соответствии с предварительно разработанными
резервными планами фирмы.
8. Интегративность. Наличие интегративных качеств по-
казывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств
ее элементов, но не определяются ими полностью. Система
не сводится к простой совокупности элементов; расчленяя
се на отдельные составляющие и изучая каждую из них
в отдельности, не представляется возможным оценить свой-
ства системы в целом. С другой стороны, логистическая си-
стема является эффективной, если она способствует всем
составляющим цепи «снабжение — производство — сбыт —
Глава 2. Научные и методологические основы логистики
потребление» внести свой вклад в достижение общей
цели — оптимизации суммарных логистических издержек
по Парето.
9. Эффективность. Способность логистической системы
при данном уровне развития рыночных отношений, произ-
водственных технологий, при данных субъектах этой си-
стемы достичь принципиально возможного минимума ло-
гистических издержек.
10. Гибкость. Встроенность в логистическую систему ме-
ханизмов, дающих возможность прогнозировать тенденции
изменения состояния внешней экономической среды и вы-
рабатывать адекватные им действия.
И. Целостность. Содействие доведению управляющих
воздействий до всех структурных составляющих логисти-
ческой системы, развитию между ними информационного
сотрудничества, направленного на достижение целей логи-
стики. Предусматривается оценка логистической системы
как единого целого, состоящего из взаимодействующих,
зачастую разнокачественных и разнородных, но совмести-
мых по ориентации на конечные результаты логистической
системы элементов.
12. Превентивность. В отличие от девиантной (от лат.
deviatio — отклонение) концепции управления, нацелен-
ной не на предупреждение отклонений, диспропорций,
а на возможное устранение их отрицательных последствий,
в логистике допустима лишь превентивная концепция
управления, предупреждающая возникновение указанных
проблем.
Перечислив основополагающие принципы логистики,
мы отдаем себе отчет в невозможности их стопроцентной
реализации на данном этапе развития. Вместе с тем мы
настаиваем на подобной формулировке: без этого грани-
ца между логистикой и традиционным управлением ма-
териальными потоками окажется чрезвычайно размытой
и практически неразличимой.