Внедрение большинства инноваций в большей или меньшей степени приводит к изменениям сложившейся оргнизационной структуры на предприятии. Подобный процесс изменений не должен быть стихийным и требует определенного управления. Рассмотрим его основные этапы.
I. Этап постановки цели включает в себя несколько этапов:
1) Устанавливаются миссия-предназначение, миссия-ориентация и миссия-политика организации, в которых подчеркивается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям.
2) Формулируется цель развития организации. Строится и рассчитывается дерево цели.
II. Этап стратегического анализа:
1) Анализируется внутренняя среда организации и оценивается инновационный потенциал.
2) Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата.
3) Определяется инновационная позиция организации.
III. Этап выбора инновационной стратегии:
1) Устанавливаются базовые стратегии развития и их инновационные составляющие.
2) Осуществляется подбор и оценка альтернативных инновационных стратегий.
|
|
3) Осуществляется выбор и формулируется предпочтительная инновационная стратегия.
IV. Этап реализации инновационной стратегии:
1) Разрабатываются стратегический проект (состав стратегических изменений и мероприятия по их осуществлению) и план реализации проекта. Особо учитывается инновационный характер преобразований.
2) Организуется стратегический контроль процесса реализации проекта.
3) Оценивается эффективность процесса реализации и проводится необходимая корректировка проекта, стратегий, цели, миссии.
Избранная инновационная стратегия развития предприятия должна быть реализована. Процесс реализации любой инновационной стратегии вызывает поток последующих нововведений.
Инновационная деятельность организации связана с непрерывным потоком изменений. Адаптация к инновациям, их проведение требуют разнообразных преобразований, как правило, новых для организации и поэтому имеющих инновационный характер. Комплекс инновационных преобразований может иметь следующее содержание.
1. Изменения результатов деятельности:
· конструктивно новая или обновленная продукция с новыми характеристиками, новый портфель продукции, новые отрасли/подотрасли и новые рынки;
· новые услуги клиентам и потребителям новой продукции предприятия;
· новые экономические и социальные результаты деятельности организации.
2. Изменения в ресурсах:
· материально-техническая база: новое сырье, новые материалы и комплектующие, новое технологическое оборудование, новые рабочие места и производственные площади, новые поставщики и партнеры, новая логистика потоков материально-технических ресурсов;
|
|
· информация: новая научно-техническая, производственная, экономическая и коммерческая информация, новые базы данных, новая логистика потоков информации, новые системы связи;
· трудовые ресурсы: приобретение новых знаний сотрудниками, новые сотрудники, новые управляющие, новая социальная среда, новое движение кадров;
· финансы: новые задачи финансирования инновационного проекта, новые финансовые потоки.
3. Изменения в деловых процессах:
· процессы НИОКР: новые задачи, сжатие процессов во времени за счет запараллеливания;
· процессы производства: перераспределение работ между производственными звеньями в самом предприятии и заказов между субподрядчиками, подготовка к освоению новых технологий;
· процессы реализации: обновление сети реализации, новые маркетинговые функции, новые коммерческие задачи;
· процессы обслуживания: подготовка к оказанию новых услуг, работа с новыми клиентами.
4. Изменения в системе управления:
· переход на проектное управление, новые процедуры принятия решений, обновление методов управления;
· обеспечение сочетания проектного, функционального и общего управления в организации.
5. Изменения в организационной структуре:
· новые функции: выявление новых производственных и управленческих функций;
· новые структурные звенья и уровни управления: создание новых звеньев и наделение их функциями; новые связи: оформление новых связей между звеньями по функциям;
· новые отношения: формирование нового состава прав и ответственности, их распределение по звеньям и уровням управления в соответствии с функциями и связями.