Джон О Туул из Американской ассоциации рекламных агентств утвер-
ждает, что при определении стратегии необходимо рассматривать три"
момента.
1. Кто или что составляет конкуренцию? Чтобы выделить вашу
торговую марку, необходимо знать, как рекламируются дру
гие бренды. Вы также должны знать, что ваши соперники мо
гут выйти за рамки товарной категории. Например, конкурен
тами домашних тренажеров являются пищевые добавки и клубы
здоровья, а не только другие тренажеры того же плана. Возможно,
здесь скажутся и предпочитаемые виды спортивных занятий — бег
или плавание, например, или другие связанные вещи. Объем про
даж замороженных и концентрированных соков компании Sun-
kist увеличился лишь тогда, когда руководство осознало, что ей
приходится конкурировать и в своей категории, и с «представи
телями» категории закусок.
2. К кому вы обращаетесь? Вы хотите заинтересовать своим предложением приверженцев другой торговой марки? Потребителей, никогда не пользовавшихся товарами данной категории? Или покупателей, которые знакомы с товарами такого типа, но могут переключиться и на ваш продукт? Ответить на такие вопросы не просто. Салфетки для снятия макияжа «Kleenex Facial Tissues» появились около века тому назад и заменили использовавшиеся для той же цели обычные полотенца. А затем кто-то, держа в руках салфетку «Kleenex», чихнул... Остальное — уже история. Основная информация о вашей аудитории носит демографический характер: возраст, пол, семейное положение, доход, род занятий, собственник или наниматель, использует или нет данную категорию товаров, и т. д.
Но одни лишь демографические данные не помогут творческой команде или директору рекламного отдела «разглядеть» индивидуума, отдельного представителя целевой аудитории. Джон Стил, руководитель отдела планирования и вице-председатель агентства Goodby, Silverstein&Partners, напоминает нам, что в группу «мужчин от 35 и старше с болыпими доходами» входят как Билл Клинтон, Билли Грэхем, Майкл Джексон, Доналд Трамп, Боб Доул, так и основная масса наркодилеров. Гораздо более важно знать профиль стиля жизни этих людей — ценности, занятия в свободное время, отношение к труду и семье, стрессы повседневной жизни. По определению Д. Стила, демографическая информация — «скелет», а стиль жизни и ценности — «тело и душа».*
Еще один фактор, который необходимо учитывать, — лидеры мнений, люди, которые влияют на целевую аудиторию, на решения потребителей о покупке. Агентство Ally &Garga.no в рекламной кампании federal Express пыталось охватить сразу несколько целевых аудиторий. Амил Гаргано, президент агентства, пояснял: «Поскольку наша задача состояла в расширении рынка, мы обращались и к директорам, и к руководителям отделов всех американских предприятий, и к их сотрудникам, включая секретарей, почтовый персонал и стажеров. Никто не был пропущен».**
_________________
* Jon Steel, Truth, Lies & Advertising: The Art of Account Planning (New York: Wiley, 1998).
* Bernice Kanner, The 100 Best TV Commercials...and Why They Worked (New York: Times Books, 1999), p. 35.
3. Что вы хотите сообщить: что потребители должны узнать, понять, почувствовать? Эмоциональные выгоды почти всегда оказываются сильнее рациональных. Вспомните: «Вы заслужили сегодня перерыв?» Эти несколько слов революционизировали восприятие ресторанов «фаст-фуд». По словам Кевина Фишера (Fisher Communications), единственным условием эффективности рекламы является ее воздействие на эмоции: «Я думаю, все дело в том, что нужно заставить людей почувствовать нечто. Если лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать, то лучше один раз почувствовать, чем миллион раз услышать».*
Анна Хейден уверена, что вся рекламная кампания должна быть направлена на установление контактов с людьми:
«Я уверена, что люди — все люди — хотят покупать у людей. Потребители хотят знать, кто вы, каковы ваши привычки, ваши ценности. Они хотят научиться предсказывать ваше поведение. Они хотят доверять вам. Если они будут связаны с вами чем-то человеческим и будут знать, что у вас с ними есть нечто общее, то они позволят вам продавать товары, которые сделают их жизнь счастливее».**