Глава 1. Роль и значение кельтской мифологии Древнейшие легенды и поэтические памятники любой страны и любого народапредставляют огромный интерес и ценность не только

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КЕЛЬТСКОЙ МИФОЛОГИИ Древнейшие легенды и поэтические памятники любой страны и любого народапредставляют огромный интерес и ценность не только для потомков, но и длявсего человечества. В качестве примера достаточно назвать классические мифыДревней Греции. Они оказали, так сказать, троякое влияние на историческуюсудьбу народа, создавшего их, и страны, земля которой была их ареной исценой их действия. Во-первых, во времена, когда эти предания были еще свежив памяти, вера в их подлинность и гордость за своих отцов стали силой,способной объединить разрозненные племена эллинов в единую конфедерацию.Во-вторых, они вдохновили скульпторов и поэтов на создание творений, нетолько непревзойденных, но и не повторенных ни одной из культур во всепоследующие века. И наконец, в эпоху, когда "слава Греции" померкла и ушла впрошлое, а ее жители под натиском все новых и новых захватчиков почтипотеряли право именоваться эллинами, эти мифы прочно вошли в литературынового времени и окружили Грецию тем поэтическим ореолом, благодаря которомуэта небольшая страна выглядит в глазах остального мира куда более великой,чем многие державы, далеко превосходящие ее и по площади, и по ресурсам. Это постоянное влияние классической мифологии древних греков, ощутимоево всех цивилизованных странах, особенно заметно на Британских островах.Практически с момента зарождения английской литературы созданные грекамипредания о богах и героях служили неиссякающим источником вдохновения длябольшинства британских поэтов. Обитатели Олимпа, блаженной обителидревнегреческих богов, приняв более привычные латинские имена, заняли ванглийской поэзии почти такое же место, что и в поэзии самой Эллады. Начинаяс Чосера они навсегда овладели вдохновением поэтов и читателей Британскихостровов. Магическое очарование классических мифов, подобно кельтскомуГраалю, щедро питает всех, кто хотя бы paз испытал его. Однако в конце концов и этот источник стал иссякать. Будучи наанглийской почве явлением чужеземным и экзотическим, греческие мифыдеградировали, став заурядной банальностью. Под неискусным перомвторостепенных пиитов XVIII века персонажи мифов превратились в раскрашенныхкукол. И когда чуть ли не каждая чахлая рощица стала "широкошумнойдубравой", а встречная деревенская девушка - "нимфой", читателям на каждомбалу грозила встреча с напудренной Венерой в фижмах и буфах, с Марсом,несущим на плече мушкет, и Аполлоном, вдохновляющим самого поэта наочередные тривиальные потуги. Но аффектация наконец убила - и слава богу! -образно-поэтическую манеру, ставшую общим местом. Скомпрометированная убогими затасканным лексиконом бесталанных писак, классическая мифология быстростала сферой, затронуть которую отваживались только по-настоящему великиепоэты. Однако мифология оказалась для литературы настолько необходимой, чтописатели-романтики, отвернувшись от легенд, родиной которых была ЮжнаяЕвропа, принялись искать новый творческий импульс. Очень скоро они обратиливзгляд на север. И теперь вдохновение искали уже не в тени Олимпа, а вАсгарде, блаженной обители скандинавских богов. Более того, возобладаломнение, что прародиной и истоком архаической поэзии, воплощением которойявилась скандинавская и древнегерманская мифология, были сами Британскиеострова, и поэтому мы, по праву англосаксонской крови, текущей в нашихжилах, являемся законными ее наследниками. Да, это так, и мы - действительнонаследники этой мифологии, но - далеко не единственные наследники. Просто внаших венах течет большая часть крови кельтов, то есть древних бриттов [1].Мэттью Арнольд, по-видимому, был прав, утверждая в своей книге "Исследованиякельтской литературы", что наряду с тем, что нашей практичностью и деловымикачествами, наиболее полно проявившимися в создании Британской империи, мыобязаны наследию англосаксов, от кельтов мы унаследовали дар поэтическоговосприятия мира, сделавший английскую литературу самой блистательной извсех, появившихся после древнегреческой. Таким образом, мы вправе претендовать на некое новое - и весьмаблистательное - духовное достояние. Кельтская мифология почти не знает техгрубых жестокостей, встречающихся в легендах германцев и скандинавов. Онастоль же очаровательна и живописна, как и греческая, и в то же время совсемнепохожа на мифологию эллинов, являющуюся своеобразным отражением мягкогоклимата Средиземноморья, столь далеко от нашей умеренной климатической зоны.Это и понятно. Боги неизбежно являются порождением той страны, где онипоявились. Как странно выглядел бы обнаженный Аполлон, разгуливающий средиайсбергов, или Тор в звериной шкуре, восседающий под сенью пальм. Акельтские боги и герои - это исконные обитатели британского ландшафта, и онине кажутся чужаками на исторической сцене, где нет ни виноградных лоз, ниоливковых рощ, зато шелестят свои, домашние, дубы и папоротники, орешник ивереск. [1] "Есть все основания полагать, - писал Э.В. Николсон в предисловии ксвоей книге "Изучение кельтской культуры", - что Ланкашир, Вест-Йоркшир,Стаффордшир, Уорчестершир, Уорвикшир, Лейчестершир, Ратленд, Кембриджшир,Уилтшир, Сомерсет и часть Суссекса являются такими же кельтскими землями,как и Пертшир и Норт Манстер; что Чешир, Шропшир, Херефордшир, Монмутшир,Гючестершир. Левой, Дорсет, Нортгемптоншир, Хантингданшир и Бедфордширвполне сравнимы с Северным Уэльсом и Леинстером, а Букингемшир и Хертфордширдаже превосходят их в этом отношении, так что их можно сопоставить с ЮжнымУэльсом и Ольстером. Корнуолл, разумеется, является более кельтским, чемлюбое другое графство Англии, то есть столь же кельтским, как Аргил,Инвертнессшир или Коннот". Итак, мы с полным правом можем любоваться живописными картинами нашихсобственных островов, особенно их дикими и гористыми западными районами, гдеиздавна обосновались древнейшие обитатели Британских островов. Вторжениесаксов затронуло в основном лишь восток Британии, тогда как в ЗападнойАнглии, в Уэльсе, Шотландии и особенно в овеянной легендами Ирландии холмы идолины и поныне хранят память о древних богах древнейших обитателей этихкраев. В Южном Уэльсе и Западной Англии буквально на каждом шагу встречаютсятаинственные и удивительно романтичные места, которые британские кельтысчитали обителями богов или аванпостами потустороннего мира. В Ирландиитрудно найти место, не связанное гак или иначе с легендарными подвигамигероев Красной Ветви или Финна и его богатырей. Стародавние божества уцелелив народной памяти, превратившись в фей и сохранив при этом все своиатрибуты, а нередко и имена. Вордсворт в одном из сонетов, созданных в 1801году, сетует, что, тогда как "в бессмертных книгах" постоянно упоминаютсяПелион и Осса, Олимп и Парнас, ни одна английская гора, "хотя они и толпамистоят вдоль кромки моря", не удостоилась "почестей от муз небесных", и в еговремя так оно, безусловно, и было. Но в наше время, благодаря усилиямученых, открывших древнюю гэльскую мифологию, все обстоит совершенно иначе.На холме Людгейт-Хилл в Лондоне, а также на многих других менее знаменитыххолмах некогда высились храмы в честь собственного британского Зевса. А однаиз гор неподалеку от Бетс-и-Куд в Уэльсе выполняла роль британского Олимпа,где находился дворец наших древних богов. Можно усомниться в том, что современники Вордсворта с восторгом принялибы мифологию, которая, будучи родной им по праву рождения, заменила бы мифыдревних греков и римлян. Магия классической античной культуры, в борьбу скоторой Вордсворт вступил одним из первых, еще сохраняла все своеочарование. О, какой шум и негодование у поклонников античности вызывалоодно только упоминание о мифологии древних бриттов! И тем не менее этамифология уже издавна подспудно влияла на английские идеи и идеалы, причемне в последнюю очередь - благодаря тому, что порой маскировалась под образы,привычные для широкой публики. Популярные в народе сказки как быреабилитировали - правда, под разными масками - старых богов, с которымипрелаты издавна боролись колокольным звоном, Священным Писанием и свечой.Древние боги жили в наших легендах, превратившись в древнебританскихкоролей, правивших страной в сказочном прошлом, задолго до Юлия Цезаря.Таковы король Луд, легендарный основатель Лондона, король Лир, легенда окотором обрела бессмертие под пером Шекспира, король Бренний, захватившийРим, и многие другие, тоже игравшие свою роль в стародавних пьесах и, вчастности, в мистериальных действах. Некоторые из них вернулись к людям,став давно умершими святыми раннехристианской церкви в Ирландии и Британии.Их священные титулы, деяния и подвиги чаще всего представляют собой своегорода церковный пересказ приключений их "тезок", древних языческих богов. Итем не менее боги опять выжили, став еше могущественнее. Мифы об Артуре ибогах его круга, попав в руки норманнов - сочинителей хроник, вернулись кчитателю в виде цикла романов о подвигах короля Артура и рыцарей Круглогостола. Когда эти сюжеты распространились по всей средневековой Европе, ихвлияние стало поистине всеобъемлющим, так что поэтический импульс, исходящийот них, встретил широкий отклик в нашей литературе, сыграв особенно заметнуюроль в творчестве таких поэтов XIX века, как Теннисон и Суинберн. Многообразное влияние кельтской мифологии на английскую поэзию ибеллетристику проследил в своей книге "Истоки английской истории" ЧарльзЭлтон. "Религиозные представления племен бриттов, - пишет он, - оказаливесьма заметное влияние на литературу. Средневековые романы и легенды, вкоторых так или иначе отражено историческое прошлое, полны всевозможными"доблестными героями" и прочими персонажами чисто мифологического плана.Первозданные силы земли и огня, а также духи, населяющие стремнины рек,предстают в качестве королей на страницах ирландских хроник или в житияхсвятых и отшельников Уэльса. Рыцари Круглого стола, сэр Кай и Тристан, атакже благородный сэр Бедивер, отреклись от своего могущественногопроисхождения ради новых атрибутов, которые они обрели, став героямироманов. Короля Артура в тихой и мирной долине... родила богиня. "Туда, подсень лесов, на берега ручьев, редко проникал луч солнца, а ночи были темнымии мрачными, ибо на небе не было видно ни луны, ни звезд". Именно таким былкрай Оберона и сэра Гаона Бордосского. Таков и дремучий Арденский лес. Вдревней мифологии были известны владения короля Теней, страна Гвин-ап-Нудд,куда отправляется сэр Гаон в "Королеве фей": И рыцарство его возглавил сэр Гаон, Когда в Державу Фей умчался Оберон". Цель этой книги - попытаться проследить в обратной последовательностипуть от ирландских королей, святых и отшельников до стихийных сил огня иземли и всевозможных духов, населявших леса и потоки кельтских преданий, ивывести на свет божий примитивные языческие божества, стоящие засредневековыми языческими преданиями о "Рыцарях короля Артура". Разумеется,читатели вправе задать вопрос, каковы реальные доказательства того, чтоапокрифические древние короли бриттов, в частности, короли Лир и Луд, иирландские святые, например Бриджет, на самом деле являются кельтскимибогами, скрывшимися под новой личиной, или что "Смерть Артура",рассказывающая о любви Ланселота и королевы, и поиски Святого Грааля суть нечто иное, как беллетристические фантазии норманнов, авторов этих романов.Читатели непременно захотят узнать, какими конкретно фактами по историикельтской мифологии мы располагаем, кто послужил прототипом того или иногоперсонажа и каковы истинный возраст и ценность свидетельств, на которые мыссылаемся. Ответы на все эти вопросы читатель получит в следующей главе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: