Глава 2. Источник сведений о кельтской мифологии Чарльз Элтон затронул лишь небольшую часть материала, которым мы вправевоспользоваться

ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О КЕЛЬТСКОЙ МИФОЛОГИИ Чарльз Элтон затронул лишь небольшую часть материала, которым мы вправевоспользоваться, чтобы попытаться реконструировать древние мифологическиепредставления жителей Британских островов. К счастью, мы не скованы по руками ногам труднейшей проблемой восстановления сказочных подвигов и деянийирландских и британских королей, правивших задолго до св. Патрика или дажеЮлия Цезаря, в их первозданном облике персонажей кельтской мифологии; равнокак не обязаны отслеживать всевозможные атрибуты и чудеса сомнительныхсвятых ранней церкви или вычленять примитивные языческие элементы в легендахоб Артуре и его рыцарях из потока благочестивой беллетристики, привнесеннойв них норманнскими авторами знаменитых романов. Помимо этих источников,которые мы с полным правом можем считать вторичными, мы располагаем обширнымкорпусом подлинных ранних текстов, которые хотя и несут на себе - в своемтеперешнем виде - позднехристианские черты, тем не менее восходят к болееранней языческой эпохе. Эти тексты дошли до нас в составе пергаментныхманускриптов, на протяжении многих веков хранившихся в монастырскихбиблиотеках Ирландии, Шотландии и Уэльса и лишь в XIX веке представших предширокой публикой. Прилежные ученые, знатоки давно исчезнувших диалектов, накоторых они были написаны, бережно сняли с них копии и перевели насовременный язык. Многие из этих томов представляют собой забавную смесь самых разныхтекстов. Обычно в монастырской общине был огромный том, куда переписывалосьвсе, что ученые братья считали достойным внимания и сохранения. Поэтому итаких книгах собраны самые разные материалы Здесь можно встретить и переводыфрагментов библейских текстов, и сочинения античных классиков, и такиепопулярные книги, как труды по истории Британии Гольфрида Монмутского иНенния; встречаются в них и жития наиболее почитаемых святых, и творения,приписываемые им, а также поэмы и романы, под тонким флером христианскихпоучений повествующие о древних гэльских богах и героях. Есть в них итрактаты на самые различные темы: грамматика, просодии, юриспруденция,география, хронология и генеалогия знатных родов. Большинство этих документов было собрано в период, продолжавшийсяпримерно от начала XII до конца XVI века. Это время было для Ирландии,Уэльса и Шотландии эпохой подлинного расцвета литературы по сравнению спредшествующим периодом бурных войн и раздоров. В Ирландии норвежцы наконецперестали терзать страну и занялись сельским хозяйством, а в Уэльсе волнынабегов норманнов ушли в прошлое, и в стране воцарился мир. Книжникиприступили к спасению уцелевших сочинений но истории, юриспруденции, историицеркви, а также научных трудов и преданий. Среди ирландских рукописей наиболее ранний манускрипт и поэтомупредставляющий для нас особый интерес с точки зрения реконструкции древнейгэльской мифологии, сохранившейся в них несмотря на все позднейшиепереработки, находится сегодня в собрании Ирландской академии. К сожалению,он дошел до нас в виде фрагмента объемом сто тридцать восемь страниц, нозато этот фрагмент содержит немало преданий о дренеирландских богах игероях. Помимо прочих архаических текстов, в его cocтаве сохранился полныйвариант знаменитой эпической саги "Tain Во Cuailgne" ("Похищение быка изКуальгне"), в которой легендарный эпический герой Кухулин совершает своиславные подвиги. Этот манускрипт получил название "Книга Бурой Коровы",поскольку он, как гласит предание, написан на пергаменте из шкуры любимойкоровы св. Киарана, жившего в VII веке. На одной из страниц в начале книгисохранилось имя ее писца, некоего Маэл Муйре, о котором нам известно лишьто, что в 1106 году он был убит разбойниками в церкви в Клонмакноисе. Гораздо более объемистый и немногим более поздний манускрипт -Лейнстерская книга, наиболее ранние части которой, по преданию, представляютсобой компиляцию XII века, созданную Финном Мак-Горманом, епископомКилдэйрским. В ней также содержатся рассказы о славных подвигах Кухулина,служащие как бы дополнением к раннему варианту саги "Похищение быка изКуальгне". Относительно меньшую ценность с точки зрения изучения гэльскоймифологии имеют Белллимотская книга и Желтая книги из Лекана, созданные вконце XIV века, а также Леканская и Лисморская книги, датируемые XV веком.Помимо этих шести ценнейших рукописей, до нас дошло множество менее крупныхманускриптов, содержащих тексты по древней мифологии. В одном из них,относящемся к XV в., рассказывается о битве при Маг Туиред, или Мойтуре, вкоторой боги Ирландии сражались против своих врагов, фомори, или демоновморских глубин. Отдельные фрагменгы старинного шотландского манускрипта, хранящегося вАдвокатской библиотеке в Эдинбурге, датируются примерно XIV веком, тогда какосновной корпус его текстов относится к XV-XVI векам. В нем представленыдокументы по истории Ирландии, а также сага о Кухулине и фрагменты другогогероического цикла, повествующего об удивительных подвигах Финна, Осина ифианы. Встречаются в книге и предания о более ранних персонажах, чем Финнили Кухулин. Это - Туатха де Данаан, древнегэльский клан богов. Уэльские рукописи восходят к тому же периоду, что и ирландские ишотландские. Среди них особенно выделяются четыре памятника. Наиболее ранниеиз них - Черная Гермартенская книга, датируемая третьей четвертью XII века;Книга Аневрина, написанная в конце XIII века; Книга Талесина (XIV века) иКрасная Гергестская книга, составленная несколькими писцами примерно полторавека спустя. Первые три тома из этих "Четырех древних валлийских книг"весьма невелики по объему и содержат поэтические произведения крупнейшихлегендарных бардов VI века - Мирддина, Талесина и Аневрина. Последний,Красная Гергестская книга, гораздо обширнее по объему. В ней имеются - впереводе на староваллийский - фрагменты британских хроник; часто цитируемыетриады - стихи в честь знаменитых личностей или событий; старинные поэмы,приписываемые Лливарч Хену; и что является для нас поистине бесценным - такназываемый Мабиногион, в котором в романизированной форме изложены ключевыемоменты древнекельтской мифологии. Таким образом, мы располагаем обширным корпусом литературныхпамятников, посвященных мифологии Британских островов и записанных в периодпримерно с начала XII до конца XVI века. Но даже начало этого периода, вневсяких сомнений, отстоит очень и очень далеко от эпохи событий, описываемыхв них. Дата создания манускриптов запечатлела лишь последнюю редакциюсодержания рукописей в том виде, в котором они дошли до нас, и не имеетникакого отношения к их первозданной версии. Поскольку эти книги являютсясписками древних поэм и сочинений, сделанными с куда более ранних рукописей,эта датировка никак не отражает времени создания самих текстов, подобнотому, как наличие фрагмента "Кентерберийских рассказов" в современнойантологии английской поэзии не дает оснований считать Чосера поэтом нашеговремени. Впрочем, датировка бывает и прямой, и косвенной. В некоторых случаях, вчастности, в элегии в честь св. Колумбии в "Tain Во Cuailgne", в составеКниги Бурой Коровы, указаны даты непосредственного создания текстов. Вдругих мы зависим от свидетельств если и не столь категоричных, то, вовсяком случае, более или менее определенных. Даже если автор ничего неговорит о том, что он пользуется более ранней рукописью, для нас очевидно,что именно этим объясняются глоссы в его тексте. Писцы, переписывавшиеранние гэльские рукописи, очень часто встречали в документах, которые онисами же копировали, слова настолько архаичные, что они были совершеннонепонятны для читателей их времени. Чтобы хоть как-то выйти из положения,переписчикам приходилось вставлять маргинальные толкования, объясняющиезначения таких слов, для чего они обращались к другим старинным текстам.Вообще средневековые переписчики довольно часто по собственному усмотрениюпереносили эти толкования в основной текст, где они и сохранились как своегорода филологические окаменелости, отражающие различные черты минувшей жизни.Документы, из которых они были позаимствованы, давно утрачены, иединственными их следами остаются фрагменты, сохранившиеся в составесредневековых рукописей. В валлийском Мабиногионе имел место тот же процесс.Неясности и "темные места" в сохранившихся манускриптах со всей очевидностьюпоказывают, что они представляют собой списки с гораздо более архаическихтекстов. Валлийские манускрипты, так же как и гэльские, восходят к гораздоболее ранним и примитивным протографам. Таким образом, доказано, что древние предания гэльцев и бриттов отнюдьне являются порождением фантазии ученых монахов эпохи Средневековья. Сегоднямы можем установить время если не собственно возникновения самих преданий,то хотя бы их первого появления в том виде, в каком они дошли до нас. В этой связи можно привести различные свидетельства того, что наиболеесущественные фрагменты древнейшей литературы гэлов и бриттов могут бытьотнесены к периоду, как минимум на несколько веков предшествующему временисоздания самых ранних из дошедших до нас списков. Так, самая ранняя версияэпизода "Похищения быка из Куальгне", являющаяся своего рода ядром и центромдревнегэльского героического цикла, ключевым персонажем которого являетсяКухулин, fortissimus heros Scotorum [1], входит в состав Книги Бурой Коровы(XII в.). Однако легенда повествует о том, что сама сага не только невозникла в VII веке, но и успела стать настолько древней, что барды уже непомнили ее. Их вождь, некий Сенхан Торлейст, исторический персонаж и главныйбард Ирландии того времени, получил от святых дозволение вызвать иззагробного мира дух Фергуса, современника Кухулина и главного участниказнаменитого "Похищения", и, таким образом, узнал подлинную версию событий изуст самого героя. Это предание, упоминающее имя реального лица, с полнойопределенностью свидетельствует, что история о похищении была известназадолго до того времени, когда жил Сенхан, а это, по-видимому, говорит отом, что либо именно его версия славных деяний Кухулина стала общепринятой,либо он просто первым записал ее. С такой же значительной дистанцией вовремени мы сталкиваемся и в наиболее ранних прозаических записях валлийскихмифологических преданий, именуемых Мабиногион, или, точнее, "Четыре ВетвиМабиноги". Ни в одном из этих памятников нет никаких сведений или хотя быупоминаний об Артуре, вокруг которого сформировалось основное ядро легенддревних бриттов в том виде, в каком валлийцы познакомили с ним норманнов.Эти загадочные мифологические тексты, по всей вероятности, предшествуютциклу артуровских мифов, сложившемуся к VI веку. С другой стороны, персонажи"Четырех Ветвей" упоминаются без всяких пояснений, как если бы речь шла огероях, известных всем и каждому, в одной из поэм, созданной, как считается,в VI веке и входящей в состав "Четырех древневаллийских книг", гдеприводятся первые скудные сведения об этом герое британского эпоса. [1] Fortissimus heros Scotorum (лат.) - храбрейший герой Шотландии(Прим. перев.). Эти и подобные им соображения позволяют с высокой степенью вероятностиговорить о существовании в эпоху задолго до VII века ирландских и валлийскихпоэтических и прозаических версий мифов, во многом напоминающих ту форму, вкоторой они дошли до нас. Однако это означает лишь то, что мифы, предания и легенды, известныенам, возникли довольно рано, а свою современную, так сказать, литературнуюформу обрели гораздо позже. Сама мифология, вне всякого сомнения, всегдагораздо старше, чем самые древние стихи и легенды, излагающие ее. Обширные исложные по составу саги создаются не день и не год. Легенды о богах и герояхгэлов и бриттов, в отличие от Афины, появившейся на свет из головы Зевса,появились на свет отнюдь не из головы некоего гениального поэта. Бард,первым придавший им подобие художественной формы, следовал весьма и весьмапримитивным традициям своего клана. Таким образом, мы вправе считать этипредания творением не XII и даже не VII века, а некоего доисторического ипотому незапамятного прошлого. На это указывают и особенности самих преданий. Изучение легенд иархаических текстов гэлов и бриттов, если опустить некоторые детали,являющиеся позднейшими вставками, позволяет выявить их древнейшее ядро, чтоставит эти памятники в один ряд с творениями других народов, стоявших нааналогичной ступени развития культуры. Да, их "местный колорит" можносчитать делом рук последнего их "редактора", однако их корни являются нетолько более ранними, нежели Средневековье, но и дохристианскими и дажедоисторическими. Сам характер ранних гэльских преданий относится к той жестадии развития творческой мысли, на которой возникли олимпийские боги ититаны, Эзир и Йотун. Нам придется вернуться в далекое прошлое, к самымистокам цивилизованной мысли, чтобы выявить параллели к таким преданиям, каклегенда бриттов, рассказывающая о боге солнца, который, после того как егосоперник в любви ранил его отравленной стрелой, превратился в орла, изкогтей которого с тех пор на землю падают куски падали (см. главу 18, "Богикельтов Британии"). Этот аспект архаических памятников кельтской литературы выявлен ивсесторонне изучен Мэттью Арнольдом в его книге "Исследования кельтскойлитературы". Правда, автора в первую очередь интересуют валлийские предания,но сказанное в равной мере относится и к гэльским мифам. "Первое, чтопоражает нас при чтении Мабиногиона, - пишет он, - это то, насколькобеззастенчиво средневековый повествователь занимается плагиатом реалийглубокой древности, многие из которых остаются тайной для него самого. Онпохож на крестьянина, строящего свою убогую хижину на месте дворцовГаликарнасса или Эфеса; он строит, но его сооружение во многом состоит изматериалов, истории возникновения которых он либо не помнит, либо знает еетолько по поздним преданиям; камни, которые он использует, взяты им "издругих зданий": более древних, сложных, изысканных и величественных". Егогерои "вовсе не средневековые персонажи; они принадлежат к более древнему,языческому миру мифов". То же самое относится и к условно историческимперсонажам трех крупнейших циклов гэльской мифологии: Туатха Де Данаан,циклу, рассказывающему о героях Ольстера, и мифам о Финне и фианах.Божественное происхождение этих героев затмевает их человеческие черты, асквозь маски их лиц проступают лики богов. Однако боги на то и боги; к тому времени, когда были записаны легенды оних (в том виде, в котором они известны нам), они приняли облик простыхсмертных. В наиболее ранних версиях этих легенд, если бы их можно быловосстановить, они, без сомнения, предстали бы существами вечными, способнымименять свой облик и не знающими смерти. Однако позднейшие христианскиепереписчики, будь то ирландцы или валлийцы, просто не могли этого допустить.Этим объясняется уникальный парадокс мифов: смерть Бессмертных. Трудно найтисколько-нибудь заметную фигуру в гэльском или британском пантеоне, чьясмерть или гибель не были бы описаны в каком-нибудь предании. Чаше всего онигибли в грандиозных битвах сынов света с исчадиями тьмы. Однако их смерть вболее ранних мифах отнюдь не мешала им появляться как ни в чем не бывало впозднейших. И лишь тогда, когда смерть наложит печать на уста последнего излюдей, хранящего предания о богах, можно будет всерьез говорить об ихсмерти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: