Глава 12. Ирландская илиада Эбер и Эремон, сыновья Мил Эспэйна и победители богов, открывают собойновый ряд персонажей гэльских преданий - ранних

ИРЛАНДСКАЯ ИЛИАДА Эбер и Эремон, сыновья Мил Эспэйна и победители богов, открывают собойновый ряд персонажей гэльских преданий - ранних ирландскихкоролей-"милесиан". И хотя монахи-хронисты не жалели усилий, пытаясь явитьреальную историческую основу в преданиях о героях, они выглядят столь жемифическими, как и бoги клана Туатха Де Данаан. Первым из них, имевшимнаименее ощутимую связь с действительными событиями, Тайгермас, правившийспустя добрую сотню лет nocле прихода сынов Мил Эспэйна. Он был из числа техrepoeв, которых принято именовать "королями - носителями культуры", и сыгралдля Ирландии примерно такую роль, какую сыграл Тесей для Афин или Минос дляКрит. В годы его правления на острове появилось девять новых озер, и целыхтри реки вырвались из подземных глубин, чтобы напоить своей водой Эрин. Подего покровительством жители Эрина научились выплавлять золото, делатьроскошные украшения из золота и серебра и окрашивать ткани в самые разныецвета. Согласно легенде, он таинственным образом исчез вместе с тремячетвертями своих воинов во время друидического моления перед идолом КроммКруахом на поле Маг Слехт. По словам Диннсенхуса Маг Слехт, Явился Тайгермас, Тот самый принц-правитель Тары, На Хэллоуин со множеством людей; Но дело плохо кончилось для них. И пали люди Банбы, Не проявив ни мужества, ни силы, Вкруг Тайгермаса, что явился с севера, Жестоко поплатившись за почитанье Кромм Круаха. Как я узнал от стариков, За исключеньем четверти последней, Никто из гэлов, в западню попавших, Не вырвался живым из пасти смерти. В образе Тайгермаса мы, по всей вероятности, имеем дело с великиммифическим королем, который, как, впрочем, и аналогичные персонажи в историии мифологии большинства народов мира, знаменует собой окончание собственномифологической эпохи и открывает новую эру, для которой характерны образы,имеющие уже не божественный, а скорее апокрифический статус. Однако, несмотря на официальное почитание богов клана Туатха Де Данаан,установленное Эремоном, мы видим, что наиболее ранние цари и герои Ирландииобращались с этими богами весьма свободно, если не сказать фамильярно. Так,Эохаидх Эйремх, верховный король Ирландии, считался наиболее подходящимпоклонником для богини Этэйн и смог отвергнуть домогательства бога Мидхира,этого гэльского Плутона (см. главу 11, "Боги в изгнании"). А современникиЭохаилха - Конхобар Мак Несса, король Ольстера, Ку Poй Мак Дэйр, корольМунстера, Месгедра, король Лейнстера, и Эйлилл и Медб, король и королеваКоннахта - оказывались вовлеченными в любовные интриги и военные подвигиобитателей сидхов. Все эти персонажи второго гэльского цикла (посвященного героям Ольстераи особенно их великому богатырю Кухулину), по утверждению ирландскихпреданий, жили в самом начале христианской эры. Так, знаменитый Конхобар, попреданию, страшно разгневался, когда узнал о смерти Христа. Однако такие свидетельства представляют собой несомненные интерполяции,внесенные в первоначальный текст христианскими монахами-переписчиками.Большинство ученых придерживаются иной точки зрения, согласно которойлегендарными персонажами кельтских героических циклов являются не реальныелюди, а боги. Однако в таких эпосах стороны нередко могут меняться местами.Итак, были ли король Конхобар и его ольстерские богатыри, Финн и его фианы,король Артур и его рыцари реальными людьми, жившими в глубокой древности,образы которых со временем обрели атрибуты богов, или все они, напротив,представляют собой древнейшие божества, поменявшие имена и утратившие свойбожественный статус, чтобы стать более близкими для своих почитателей,живших в более позднюю эпоху? История это или чистая мифология? По всейвероятности - и то и другое. Имя Кухулин вполне мог носить один из реальныхгэльских воинов, однако весьма подозрительно, что он во многом похож на богаСолнца, который, по преданию, был его отцом. Король Конхобар, прежде чемстать небожителем, точнее - гэльским богом неба, вполне мог быть реальнымвождем одного из кланов ирландских кельтов. Впрочем, это та же самаяпроблема, с которой мы сталкиваемся при изучении героических преданийДревней Греции и Рима. В самом деле, кто такие Ахилл, Агамемнон, Одиссей,Парис, Эней? Боги это или все-таки люди? Поэтому давайте будем называть их -независимо от того, имеем ли мы дело с греческими или троянскими героями,богатырями Красной Ветви, или спутниками гэльского Финна или Артура убриттов, - полубогами. Даже в этом случае они резко отличаются от старинныхбогов, статус которых был гораздо выше. В самом деле, ничто не мешает нам называть их полубогами, посколькубогатыри Красной Ветви были потомками клана Туатха Де Данаан. Кухулин,величайший герой Ольстерского цикла, занимает особое положение, поскольку сматеринской стороны он был правнуком Дагды, а отцом его, по преданию,считался Луг Длинные Руки. Его матерью была Дехтире, дочь Маги, дочери "СынаМолодости" Оэнгуса; она приходилась единокровной сестрой королю Конхобару ив знаменитой Лейнстерской книге названа богиней. Не менее высокое и знатноепроисхождение имели и все прочие центральные персонажи. Поэтому,неудивительно, что в старинных манускриптах все они именуются земными богамии богинями; так, в Книге Бурой Коровы Конхобар называет себя земным богомОльстера. Термин "земные" относится лишь к сфере их действия, тогда как сами ихпоступки носили явно сверхчеловеческий характер. В самом деле, по сравнениюс более скромными подвигами героев "Илиады" их деяния скорее напоминалиподвиги гигантов. Там, где греческие воины побеждают десятки врагов, ихкельтские собратья ведут счет убитых на сотни. После своих славных подвиговони возвращаются домой настолько разгоряченными, что от их прикосновениязакипает вода. Придя на пир, они в один присест поедают целых быков, запиваяих бочками меда. Предаваясь военным забавам, они одним ударом своих любимыхмечей отсекают вершины огромных холмов. Сами боги не в силах совершитьбольшего, и нетрудно понять, почему в те давние времена не только сыны боговблагосклонно взирали на дочерей смертных и находили их прекрасными идостойными своей любви, но и бессмертные богини не отличались излишнейгордыней и нередко заключали браки со смертными мужами. Ко времени создания Ольстерского цикла некоторые стародавние божествауже успели забыться и изгладиться из памяти. По крайней мере, они в нем неупоминаются. Почивший Нуада отдыхает в Грианане Эйлехском. Огма спит вечнымсном в Сидх Эйркетрай, а Дагда, отодвинутый на задний план своим собственнымсыном Оэнгусом, почти не вмешивается в дела Эрина, и в последний раз мыслышим о нем как о... главном поваре Конэйр Мора, мифического короляИрландии. Зато неистовая Морриган ничуть не утратила своей неукротимости,вдохновляя на бой людей или героев-полубогов с той же страстью, с какойвселяла воинственный дух в сердца племени богини Дану в битве при МагТуиред. Боги, чаще всего появляющиеся в цикле Красной Ветви Ольстера, - этоте же самые существа, которые действовали в незапамятной древности. ЛугДлинные Руки, Оэнгус из Бруга, Мидхир, Бодб Дирг и Мананнан сын Лира - всеэто славные божества, отодвинутые на задний план историей, главные роли вкоторой играют теперь смертные персонажи. Однако для восполнения утратынекоторых ключевых божественных персонажей древнего пантеона был значительноповышен сакральный статус других богов более низкого ранга. Так, члены кланабогини Дану приобрели все черты и атрибуты богов подземного царства. Вчастности, гоблины [1], духи и демоны воздушных стихий, собирающиеся вовремя битвы над полем боя, объединены в Лейнстерской книге под общимназванием Туатха Де Данаан. [1] Гоблин - домовой в кельтской мифологии (прим. перев.) Что касается фоморов, то эти персонажи утратили свои прежние имена,хотя их и сегодня считают обителями морских глубин, которые время от временисовершали разбойничьи набеги на побережье, вступая в бой с героями-вассаламиКонхобара, правителя Эмайн Махи. Этот, говоря современным языком, административный центр, традиционнымместоположением которого считается обширное доисторическое укрепление, такназываемый Наван Форт, в окрестностях Армагха, был древним центром Ольстера,границы которою простирались значительно дальше к югу, до берегов реки Бойн.Правитель этого укрепления собрал вокруг себя такую плеяду выдающихсяирландских воинов, которой не знала земля Эрина ни в прежние, ни впоследующие времена. Эти воины называли себя "Богатырями Красной Ветви", исреди них не было ни одного, кто не являлся бы знаменитым героем. Однако всеони кажутся всею лишь карликами по сравнению с исполинской фигурой Кухулина,имя которого означает "Пес Куланна". Один исследователь назвал его"ирландским Ахиллом", другие усматривают в нем черты гэльского Геракла. Каки Ахилл, Кухулин был общепризнанным героем своего народа, непобедимым в бою,и его "ранняя смерть повергла в скорбь множество людей". Подобно Гераклу,его жизнь представляла собой непрерывный ряд волшебных подвигов и деяний.Однако это мало о чем говорит, ибо жизненные пути столь выдающихся героевнеизбежно несут в себе немало общего. Число ирландских caг и преданий, так или иначе связанных с образомКухулина, превышает сотню, причем многие из этих преданий существуют внескольких вариантах, возникновение которых объясняется тем, что они былипереведены в разное время разными книжниками. Ахилл и Геракл были, как полагают некоторые, персонификациями Солнца,то же самое можно сказать и о Кухулине. Многие из его атрибутов,встречающихся в наиболее ранних преданиях, несомненно, представляют собойсолярные символы. Поначалу он казался небольшим и малозначительным, но,когда он достиг полного расцвета своих сил, никто не мог выдержать сиянияего лица, а от тела его исходил настолько сильный жар, что на расстояниицелых тридцати футов вокруг него таял снег. Погружаясь в ванну, которой емуслужило море, он краснел и шипел. На своих врагов он обрушивал поистинеужасные бедствия непроницаемую мглу, ураганы, штормы и солнечные затмения. Втакое время, как гласит "Тайн Бо Куальгне" ("Похищение быка из Куальгне"),"среди воздушных облаков, витавших над его головой, были видны ослепительносверкающие искры и струи пламени, взлетавшие высоко в небо от егонеукротимого гнева. Волосы его поднимались дыбом на голове, словно то быликусты огненно-красного терновника... Толще и длиннее мачты самого огромногокорабля была огненная струя его густой крови, хлеставшая прямо вверх изсамой середины его пылающею лба, и стоило ему повернуться на четыре сторонысвета, как вокруг нею возникал волшебный туман, напоминавший туманныйпокров, укрывающий его обитель всякий раз, когда король на закате зимнегодня приближайся к ней". Появление на свет столь сказочного существа,естественно, не могло не быть столь же волшебным. Его мать, Дехтире, былавыдана замуж за одною из вождей Ольстера по имени Суалтам и восседала насвадебном пиру. В зтот момент в ее кубок упала муха-однодневка, и невеста порассеянности проглотила ее вместе с вином. Вечером того же дня она впала вглубокий сон, во время которого ей явился бог Солнца Луг и поведал ей, чтоона нечаянно пpoглотила именно его и теперь он пребывает в ней. Затем онповелел ей вместе с ее пятьюдесятью служанками следовать за ним и вскорепревратил их всех в птиц, невидимых для простых смертных. Больше о них никтоничего не слышал. Наконец однажды, спустя несколько месяцев, в Эмайн Махепрямо с неба спустилась стая прекрасных птиц, и воины короля бросилисьпреследовать их на своих боевых колесницах. Они гнались за птицами до самой ночи, пока не обнаружили, что находятсяв Бруг-на-Бойн, где обитали верховные боги. Воины принялись оглядываться посторонам, пытаясь найти себе ночлег, и неожиданно заметили и роскошныйдворец. Из дворца вышел высокий муж в богатом одеянии, приветствовал воинови пригласил их пойти. В главном зале дворца воины увидели красивую,благородного вида женщину в окружении пятидесяти дев. На столах красовалисьбогатые яства и вина и все прочее, что необходимо для угощения гостей. Таквоины провели во дворце ночь, а около полуночи услышали во дворце плачноворожденного ребенка. Наутро муж поведал воинам, кто он такой, и заметил,что эта благородная женщина - не кто иная, как Дехтире, единокровная сестраКонхобара. Затем он повелел воинам забрать ребенка с собой и отвезти его вОльстер. Те послушались и взяли его, а заодно и eго мать с ее пятьюдесятьюслужанками. В Ольстере Дехтире наконец стала женой Суалтама, и все вожди,богатыри, друиды, поэты и законоведы Ольстера приветствовали ее ипоздравляли с рождением столь необыкновенного ребенка. Поначалуноворожденному дали имя Сетанта. Boт как это произошло. Еше в детстве онпревосходил силой всех подростков в Эмайн Махе, побеждая их во всех играх.Как-то раз он играл в хэрлинг [1] одной рукой и легко обыгрывал всех своихсоперников. В это время король Конхобар со свитой из самых знатныхпридворных направлялся на пир, устроенный в его честь Куланном, главнымкузнецом богатырей Ольстера. Увидев мальчика, Конхобар окликнул его,пригласив на пир, а тот отвечал, что обязательно придет, как только кончитсяигра. Когда же богатыри Ольстера вошли в зал замка Куланна, кузнец обратилсяк королю с просьбой позволить ему спустить с цепи своего ужасногосторожевого пса, силой и свирепостью превосходившего целую свору собак, иКонхобар, забыв, что скоро в замок должен прийти и мальчик, разрешил хозяинуспустить пса. Оказавшись на свободе, пес увидел, что Сетанта приближается кзамку, и тотчас бросился на него, разинув пасть. Однако мальчик нерастерялся, запихнул в грозную пасть пса мяч для игры, а самого пса схватилза задние лапы и с размаха ударил о камень, так что злобный зверь тотчасиспустил дух. [1] хэрлинг - старинная ирланлская разновидность хоккея на траве (прим.перев.) Кузнец Куланн был страшно разгневан гибелью своего пса, ибо на всемсвете не было другого столь же верного стража, охранявшего замок и двор.Поэтому Сетанта пообещал рассерженному кузнецу подыскать для него другуютакую же, если не лучшую, собаку, а до тех пор, пока такой не найдется, онбудет сам охранять дом Куланна, как если бы он был собакой. Вот почему онполучил второе имя - Кухулин, что означает "Пес Куланна", и друид Катбадтотчас изрек пророчество, что со временем это имя будет на устах у всех.Вскоре после этого Кухулин нечаянно услышал, как Катбад давал друидическиенаставления, и один из учеников спросил его, для чего благоприятенсегодняшний день. В ответ Катбад сказал, что молодой человек, впервыевзявший в руки оружие в этот день, затмит своей славой всех прочих героев,но жизнь его окажется недолгой. Услышав это пророчество, мальчик поспешил водворец короля Конхобара и потребовал, чтобы ему дали оружие и колесницу.Конхобар удивленно спросил его, кто заронил ему в голову столь дерзкуюмысль, и Кухулин отвечал, что он слышал пророчество друида Катбада. ТогдаКонхобар приказал выдать ему оружие, доспехи и колесницу вместе с колесничими отослал его от себя. В тот же вечер Кухулин принес королю отрубленныеголовы трех грозных витязей убивших немало славных воинов Ольстера. Тогдаему только что исполнилось семь лет. После этой победы женщины Ольстера воспылали к Кухулину такой любовью,что воины потребовали поскорее подыскать ему жену. Но Кухулин оказалсявесьма разборчивым. Ему понравилась только Эмер, дочь Фогалла Лукавого,самая прекрасная девушка в Ирландии, обладавшая сразу шестью дарами; даромкрасоты, даром прекрасного голоса, даром нежной речи, даром искусноговышивания, даром мудрости и даром целомудрия. Но когда он отправился к ней,девушка лишь посмеялась над ним, ибо он был совсем еще ребенком. И тогдаКухулин поклялся всеми богами своего народа, что он добьется, чтобы его имястало известным всем и каждому и чтобы о его деяниях рассказывали как оподвигах героев, а Эмер, в свою очередь, пообещала стать его женой, если емуудастся похитить ее из воинственного семейства ее отца. Когда Форгалл, ееотец, узнал об обещании своей дочери, он придумал план, который должен былраз и навсегда положить конец притязаниям Кухулина. Для этого он отправилсяк королю Конхобару в Эмайн Маху. Прибыв во дворец, он притворился, будтовпервые слышит о Кухулине, и собственными глазами увидел, как тот творитпоистине удивительные дела. После этого Форгалл во всеуслышание заявил, что,если бы только этот многообещающий юноша осмелился отправиться на островамазонки Скатах, лежащий к востоку от Альбы [1], и поучился бы у неевоинскому искусству, ему не было бы равных на всем белом свете. Попасть наостров Скатах было очень трудно, а еще труднее - вернуться с него живым, иФоргалл отлично что, если Кухулин отправится туда, он почти наверняка найдеттам свою смерть. [1] Благодаря созвучию названий эта мифическая страна Скатах, чтоозначает, "Тенистая", в старину отождествлялась с островами Скай, на высятсягоры Куиллин Пикс - немые свидетели событий, описанных в древней легенде. После этого никакая сила не могла помешать Кухулину отправиться наволшебный остров. Двое его друзей, Лаогхэйр Буадах, что означает "Победительв битве", и Коналл Кирнах, то есть Коналл Победоносный, заявили, что онихотят отправился вместе с ним. Но затем, не успев отъехать далеко отОльстера, они дрогнули, испугались и вернулись обратно. Кухулин продолжалпуть в одиночестве и вскоре оказался на Равнине Неудачи, по которойневозможно было проехать, не угодив в одно из ее бездонных болот или жидкихтрясин. Размышляя, как ему быть дальше, Кухулин заметил молодого мужа,направлявшегося к нему. Лицо незнакомца сияло как солнце [1]. Вид его вселилв сердце Кухулина надежду и уверенность в своих силах. Между тем незнакомецвручил ему колесо и приказал пустить его по равнине и поспешить за ним туда,куда оно покатится. Кухулин тотчас пустил колесо, и то покатилось, сверкаяоболом, то и дело испускавшим солнечные стрелы. Жар, исходивший от колеса,мигом высушил дорожку посреди топи и Кухулин смог безо всякой опаски пройтипо ней. [1] Это разумеется, был не по иной, как Луг, отец Кухулина. Миновав Равнину Неудачи и едва избавившись от злобных зверей в ЛощинеОпасностей, он направился к Скальному Мосту, за которым лежала странаСкатах. На другом 6epeгу он увидел множество сыновей знатных принцев ивельмож Ирландии, пришедших в эти края, чтобы поучиться воинским искусстваму самой Скатах, и они решили сыграть на зеленой лужайке в хэрлинг. Средиюношей был и старый приятель Кухулина, Фердия, сын Фир Волга, и Даман, и онипопросили его рассказать им последние новости из Эрина. Когда Кухулинподробно рассказал им обо всем, он в свою очередь спросил Фердию, как емуудалось попасть в сумрачный Скатах. Дело в том, что Скальный Мост был оченьвысоким и узким и пролегал над глубокой пропастью. На дне ее бурлили ипенились волны морские, в которых плавали все возможные чудовища.- Никто изнас не проходил по этому мосту, - отвечал Фердия, - ибо существуют дваподвига, с которыми Скатах знакомит в последнюю очередь. Один из них -умение перескочить через мост, а другой - удар Га-Болга [1]. Дело в том, чтоесли кто-нибудь ступит на один конец моста, его середина приподнимается иотбрасывает смельчака назад, а если какой-нибудь смельчак отважитсяперескочить через него, он рискует сорваться и упасть в воду, где егоподжидают кровожадные чудища. [1] Удар Га-Болга, по всей вероятности, означает "счастливое копье".Этим смертоносным оружием Кухулину было суждено в конце концов поразитьсвоего друга Фердию. Но Кухулин решил подождать до вечера, чтобы немного отдохнуть ивосстановить силы после долгого пути, а затем попытаться перебраться черезмост. Трижды он, собрав все свои силы, пытался перескочить через серединумоста, и трижды она приподнималась и отбрасывала его назад, а его товарищи,стоя рядом, посмеивались над гордецом, не пожелавшим обратиться за помощью кСкатах. Наконец, на четвертый раз он допрыгнул на самую середину моста, аследующим прыжком преодолел вторую его половину и очутился перед грознойкрепостью самой Скатах. Суровая амазонка была изумлена его мужеством иотвагой и позволила ему стать ее учеником. Кухулин провел в учении у Скатахгод и один день, легко освоив все те приемы и подвиги, которым научила егоамазонка, так что в конце концов она решила научить его владеть Га-Болгом идаже вручила ему это сказочное копье, поскольку, по ее словам, до приходаКухулина она не встречала ни одного богатыря, достойного владеть им. Дело втом, что метать Га-Болг надо было особым образом, а именно - ногой, и, когдакопье попадало в тело врага, его зазубрины проникали во все жилы и мышцы.Пока Кухулин жил у Скатах, его самым любимым другом во всех бедах иневзгодах был Фердия, и, перед тем как проститься, они поклялись в верности,обещая помогать друг другу до конца своих дней. Итак, оказавшись в Стране Теней, Кухулин узнал, что Скатах ведет войнус подданными принцессы Аоифе, которая была самой сильной и свирепойвоительницей на свете, так что даже сама Скатах опасалась попасть ей в руки.Отправляясь на войну, Скатах подмешала к питью Кухулина сонное зелье, такчто он не мог проснуться целых двадцать четыре часа, за которые войскоСкатах успело отойти далеко от крепости. Скатах боялась, как бы смальчиком-богатырем не стряслась какая-нибудь беда до тех пор, пока он нестанет взрослым воином. Однако усыпляющее зелье, которое на добрые суткилишило бы чувств любого другого мужчину, заставило Кухулина проспать всеголишь час. Проснувшись, он схватил оружие и доспехи и поспешил вслед завойском на своей колеснице и вскоре нагнал воинов Скатах. Увидев его,Скатах, как гласит предание, грустно вздохнула, ибо она прекрасно понимала,что ей не удастся помешать ему вступить в бой. Когда войска сошлись на поле битвы, Кухулин и двое сыновей Скатахсовершили поистине великие подвиги, убив шестерых самых грозных богатырейпринцессы Аоифе, а после этого Аоифе послала к Скатах вестника и вызвала еена поединок. Но Кухулин заявил, что вместо Скатах сразиться на поле боя спрекрасной фурией должен именно он. Еще он попросил сказать ему, что Аоифеценит более всего на свете. "Больше всего, - отвечала Скатах, - Аоифе любитпару своих скакунов, колесницу да еще колесничего". После этого противникисошлись на поле боя, и все их приемы и уловки оказались напрасными:соперники оказались равными по силам. Наконец неожиданным ударом Аоиферазрубила меч Кухулина до самой рукоятки. Тогда Кухулин воскликнул: - Смотрите! Кони и колесница Аоифе упали в пропасть! - Аоифе в испугеоглянулась, а Кухулин, воспользовавцщсь этим, подскочил к сопернице, схватилее за пояс, закинул себе на плечо и потащил в лагерь Скатах. Там сбросилАоифе наземь и приставил ей к горлу свой кинжал. Та умоляла пощадить ее, иКухулин обещал сохранить ей жизнь при условии, что она заключит вечный мирсо Скатах и представит залог в доказательство серьезности своих обещаний. Натом и порешили, и вскоре Кухулин и Аоифе стали не только друзьями, но илюбовниками. Перед тем как покинуть Страну Теней, Кухулин вручил Аоифе золотоекольцо, сказав, что, если у нее родится сын, она должна отослать его к отцу,в Ирландию, как только он сможет надеть на палец это кольцо. А еще Кухулинсказал: "Скажи ему, что его гейсы заключаются в том, что он не должен никомуоткрывать своего имени, не должен уступать дорогу никому на свете, не долженотказываться от поединка с кем бы то ни было. А еще нареки ему имя Конла". После этого Кухулин возвратился в Ирландию и поспешил на своей любимойколеснице в замок Форгалла. Он преодолел тройные стены вокруг замка и убилвсех, кто пытался ему помещать. Сам Форгалл принял жестокую смерть, пытаясьспастись oт гнева Кухулина. Наконец Кухулин отыскал Эмер, посадил ее в своюколесницу и помчался прочь. Всякий раз, когда воины Форгалла, бросившиеся впогоню за ним, приближались к колеснице, Кухулин тотчас разворачивался иубивал добрую сотню преследователей, а остальных обращал в бегство. Так онблагополучно вернулся в Эмайн Маху, и они с Эмер поженились. После этого слава о подвигах Кухулина и красоте Эмер распространиласьпо всей Ирландии, так что мужи и женщины Ольстера стали наперебой приглашатьих (Кухулина - воины, а Эмер - их жены) на все пиры и праздники,отмечавшиеся в Эмайн Махе. Но все эти славные деяния, совершенные Кухулином прежде, не идут ни вкакое сравнение с его подвигами на великой войне, которую вся остальнаяИрландия под предводительством Эйлилла и Медб, короля и королевы Коннахта,начала против Ольстера, чтобы завладеть Бурым Быком из Куальгне. Бык этотбыл одним из двух существом поистине волшебного происхождения. Поначалу онибыли свинопасами двух богов: Бодба, короля Мунстерского Сидха, и Охалл Охне,короля Коннахтского Сидха. Будучи свинопасами, они постоянно враждовали другс другом. Чтобы им было удобнее враждовать и ссориться, они решилипревратиться в воронов и дрались друг с другом ровно год. Затем онипревратились в водяных чудищ, терзавших друг друга один год в Суире, авторой - в Шенноне. Наконец они вновь приняли человеческий облик и долгосражались, как два настоящих богатыря, а затем вдруг превратились в угрей.Затем один из этих угрей оказался в реке Круинд в Куальгне, что в Ольстере,где его нечаянно проглотила корова, принадлежавшая Дэйре из Куальгне. Другойугорь очутился в ручье Уаран Гарад в Коннахте, где попал в брюхо корове изстада королевы Медб. Обе коровы принесли телят. Так появились на свет этизнаменитые существа - Донн Куальгне, Бурый Бык из Ольстера, и Финнбенах,Белорогий Бык из Коннахта. Однако Белорогий Бык оказался слишком горд и не пожелал унизиться дотого, чтобы принадлежать какой-то женщине. Он поспешил перебраться из стадасамой Медб в стадо ее супруга, Эйлилла. И когда однажды Эйлилл и Медб,забавы ради, решили пересчитать свои владения и имущество, оказалось, что ихбогатства - украшения и одежды, домашняя посуда и утварь, овцы и лошади,свиньи и коровы - совершенно одинаковы, а вот быков Медб недосчиталась. Нехватало одного - того самого, Белорогого, оказавшегося в стаде Эйлилла. Нежелая уступать мужу ни в чем, даже в таких пустяках, гордая королева тотчасотправила геральдов с дарами и уверениями в дружбе к Дэйре, прося егоуступить ей Бурого Быка хотя бы на год. Дэйре охотно исполнил бы ее просьбу,если бы его слуга случайно не услышал, как один из посланцев Медб шептал наухо другому, что, если Дэйре не отдаст своего Бурого Быка добром, Медбпридет и заберет его силой. Слуга поспешил рассказать обо всем Дэйре, и тотпоклялся, что королева никогда не получит его злополучного Быка. Послывозвратились к ней ни с чем, и королева Коннахта, разгневанная этим отказом,заявила, что в таком случае она отнимет Быка силой. Решив выступить в поход против Ольстера, она собрала войска из всейИрландии и поставила во главе своей армии Фергуса Мак Рота, знаменитогоольстерского богатыря, давно враждовавшего с королем Конхобаром. Всерассчитывали на легкую победу, ибо воины Ольстера в то время находились вовласти волшебных чар. Дело в том, что они каждый год помногу дней крядустрадали ужасной слабостью; это было следствием заклятия, наложенного на нихмного лет тому назад некой богиней, которой один из предков Конхобара нанесстрашное оскорбление. Медб призвала Габалглину, пророчицу своего клана,чтобы та предсказала ей победу. - Какими ты видишь наших врагов? - спросила ее королева. - Я вижу на них розовое. А еще - красное, - отвечала пророчица. - Но ведь воины Ольстера сейчас не в силах подняться от слабости, -удивилась королева. - Ну а какими же тебе видятся наши воины? - Я вижу их розовыми. А еще - красными, - отозвалась та. Затем онапояснила изумленной королеве, ожидавшей совсем другого предсказания: - Делов том, что я вижу некоего юношу, совершающего невиданные воинские подвиги,хотя его гладкая кожа сплошь покрыта ранами. Вокруг головы героя сияние; о,это лучи победы! Он облачен в богатые одежды, молод, скромен и прекрасенсобой, но в бою он неукротим, как дракон. По внешности и мужественнымманерам я узнаю его: это - Кухулин из Муиртумне. Каков в бою знаменитый "ПесКуланна", я не знаю, зато отлично вижу, что все наше войско поляжет в бою отруки этого юноши. Да, он явно собирается битву. О, он перебьет всех твоихслуг! Сеча, которую устроит нам, запомнится людям навсегда. О, многиеженщины восплачут над телами павших от рук Пса Куланна, которого я вижу какнаяву. Дело в том, что Кухулин по какой-то непонятной причине был единственныммужчиной в Ольстере, на которого не действовали колдовские чары слабости, ипоэтому ему предстояло защищать Ольстер в одиночку против целого войскакоролевы Медб. Однако, несмотря на оскорбление, нанесенное ему королем Конхобаром,Фергус по-прежнему любил свою родину. Он не захотел вероломно напасть набогатырей Ольстера и тайно послал к ним гонца, чтобы предупредить их. И покагерои Красной Ветви все до единого не могли подняться от слабости, Кухулинеще издали заметил приближение армии врага. С этого момента начинается история аристейи гэльского героя. Аристейя -это, следуя традиционной эпической манере, череда следующих один за другимпоединков, в каждом из которых Кухулин одержал верх над своими противниками.Воины Медб один за другим поднимали на него оружие, и никто из них не смогустоять против Кухулина. В паузах между этими бесконечными "дуэлями" Кухулинпоражал врагов из своей пращи, убивая по сотне воинов в день. Кроме того, онубил любимую собаку, птичку и белку и, в конце концов, навел на врагов такойужас, что никто из них не смел и шагу ступить из лагеря. Сама Медб чудомосталась в живых, ибо одна из ее служанок, надевавшая на королеву сверкающуюзолотую диадему, была убита камнем, выпущенным из пращи Кухулина. Тогда великая королева решила своими собственными глазами взглянуть наэтого сказочного героя, преградившего путь всему ее войску. Она послала емуприглашение на переговоры. Кухулин согласился, и королева, увидев юношу,была очарована им. Она просто не могла поверить, что этот безбородый юнец,которому не исполнилось и семнадцати лет, был тем самым героем, перебившимее богатырей и заставившим трепетать все ее грозное воинство. Она предложилаему свою дружбу, всевозможные почести и обширные имения в Коннахте, если онпокинет Конхобара. Кухулин наотрез отказался, но королева настаивала,предлагая свои условия вновь и вновь. Наконец Кухулин раздраженно заявил,что если кто-нибудь еще хоть раз обратится к нему с подобной просьбой, пустьпеняет сам на себя. Однако на одну уступку он все-таки пошел. Он объявил,что готов сражаться с одним ирландским воином в день и, пока продолжается ихпоединок, войско Медб может двигаться куда захочет, но, как только Кухулинубьет очередного противника, все воины королевы должны остановиться доследующего дня. Мебд пришлось согласиться на это, ибо она посчитала, чтопусть уж лучше погибнет один ирландский воин в день, чем целая сотня. Тогдакоролева обратилась к самым знаменитым воинам, обещая им награды и почести,если они выступят против Кухулина. В награду за голову непобедимого витязяона обещала руку своей дочери, Финдабайр. Но, несмотря на столь заманчивыепредложения, никто из ее приближенных не посмел поднять меч на Кухулина. Вдовершение всех несчастий Финдабайр, узнав, что ее каждый день предлагают вжены очередному бойцу, умерла от стыда. Но пока Кухулин бился в этихбесконечных поединках, Медб не теряла времени даром. Она разослала своихлюдей по всему Ольстеру, и те, обшарив все закоулки, нашли Бурого Быка ивместе с пятьюдесятью телками угнали в лагерь королевы. Тем временем боги клана Аэс Сидх, добрые обитатели сидхов, с восторгомследили за подвигами отважного героя, полубога-получеловека, восхищаясь егославными победами. Его мужество вселило пылкую любовь к нему в свирепоесердце Морриган, великой богини-воительницы. Однажды уснувшего Кухулинаразбудил оглушительный вопль, донесшийся с севера. Вскочив на ноги, онприказал своему вознице, Лаэгу, запрячь коней в колесницу, чтобы поскорейотправиться поглядеть, кто это кричал. Вскочив в колесницу, они поспешили вту сторону, откуда донесся крик, и вскоре встретили женщину на колеснице, вкоторую был впряжен красный конь. У этой странной женшины были красные векии брови, на ней красовались богатые красные одежды и длинный огненно-красныйплащ. В руке она держала огромное серое копье. Кухулин спросил женщину, ктоона и как ее имя, и она отвечала, что она - дочь царя, что полюбила его,пленившись слухами о его славных подвигах. В ответ Кухулин возразил, что унего другое мнение о такой любви. Та отвечала, что всегда помогала ему вовсех его подвигах и будет помогать и впредь, на что Кухулин возразил, что ненуждается в помощи женщины. "Ну что ж, - вздохнула женщина, - раз тыотвергаешь мою любовь и помощь, ты заслуживаешь вражды и ненависти. Отныне вкаждом бою, в котором ты будешь сражаться, как ты это отлично умеешь, я будудействовать против тебя в самых разных обличьях, буду всячески мешать тебе,так что твой соперник получит преимущество над тобой". Кухулин в гневевыхватил меч, но увидел перед собой лишь хмурую ворону, сидевшую на ветке. Итогда он понял, что та красная женщина на колеснице, явившаяся ему, былавеликая королева богов. На следующий день против Кухулина выступил воин поимени Лох. Поначалу он отказывался сражаться с безбородым юнцом, и Кухулинупришлось намазать подбородок черничным соком, чтобы со стороны казалось,будто у него выросла борода. Пока Кухулин бился с Лохом, Морриган триждыпредставала перед ним в разных обличьях. В первый раз она явилась в видетелки, попытавшейся было боднуть его, затем - в виде угря, извивавшегосямежду ног Кухулина, когда тот сражался стоя в воде, и, наконец, в видеволка, собравшегося укусить его за правую руку. Однако Кухулин сломал телкеногу, раздавил угря и выколол волку один глаз; и пока он отвлекался на это,Лох сумел трижды ранить его. Наконец Кухулин пронзил Лоха своим не знающимпромаха копьем по прозвищу Га-Болг [1] - особой формы гарпуном, сделанным изкости морского чудища и снабженным тридцатью зазубринами. Затем Морриганопять явилась Кухулину в образе старухи, попросив его исцелить ее раны, ибоникто на всем свете не мог этого сделать. И Кухулин в самом деле залечил еераны, после чего Морриган опять подружилась с ним и стала помогать. [1] В другой огласовке - Га Булга (прим. перев.). Однако постоянные сражения настолько измотали Кухулина, что ему некогдабыло спать, и он лишь изредка позволял себе ненадолго задремать, положивголову на руку, ту - на другую руку, другую руку - на копье, а копье - наколени. Наконец, его отец, Луг Длинные Руки, сжалился над ним и явился ему вобразе высокого, стройного мужа в зеленом одеянии и шелковой, расшитойзолотыми нитями рубахе; в руках он держал черный шит и копье с пятьюнаконечниками. Луг на целых три дня и три ночи погрузил сына в глубокий сони, пока тот отдыхал, приложил к его ранам всевозможные целебные травыдруидов, так что сын, проснувшись, обнаружил, что раны совершенно зажили, ипочувствовал себя свежим, как в самом начале войны. Кроме того, пока онспал, целое войско юношей из Эмайн Махи, старых приятелей Кухулина,сражалось вместо него, трижды пополняя свои ряды, но, увы, юноши все доединого пали в бою. На следующий день Мебд принялась уговаривать Фергуса Мак Рота,приемного отца Кухулина, вступить в бои и сразиться с ним. Фергус отвечал,что он никогда не будет биться со своим собственным приемным сыном. Но Медбвсе упрашивала и упрашивала его, так что старый воин в конце концовсогласился выйти на поле боя, но - своего знаменитого меча. - Фергус, отец мой, - произнес Кухулин, узнав его. - Ты очень рискуешь,выходя в бой со мной без меча - Даже если бы я взял меч, - отвечал тот, - и все равно не поднял быего на тебя. После этих слов Фергус попросил Кухулина, ради всего того добра, что онсделал для него в детстве, лишь притвориться, что он сражается с отцом, азатем пуститься наутек. Кухулин отвечал, что ему очень стыдно обращаться вбегство от кого бы то ни было. Тогда Фергус обещал Кухулину, что если тотзавтра бежит с поля боя от него, то он, Фергус, сделает то же самое, когдатолько Кухулин этого пожелает. На это Кухулин согласился, ибо понимал, чтоэто - во благо всего Ольстера. Таким образом, они с Фергусом немногопомахали оружием для вида, и Кухулин неожиданно обратился в бегство и вскорескрылся из виду на глазах у изумленного войска Медб. Фергус вернулся ксвоим, и королева уже больше не могла просить его сражаться с Кухулином. Однако Медб упорно искала способ одолеть Кухулина. Договор, заключенныймежду ними, предусматривал, что против него будет сражаться всего один воинв день. Но в один из дней королева выставила против Кухулина своегознаменитого волхва Калатина с двадцатью семью его сыновьями, заявив: "Насамом деле все они все равно что один, ибо они - порождения плотиКалатиновой". Сыновья волхва без промаха поражали врагов своими копьями сотравленными наконечниками, и всякий, кто получал удар таким копьем,неизбежно умирал, если не сразу, то спустя неделю. Услышав об этом, Фергусстрашно разгневался и послал воина по имени Фиаха, такого же ольстерскогоизгнанника, как и он сам, наблюдать за боем и подмечать, как он будетпротекать. Сам Фиаха не собирался принимать участие в сражении, но, когда онувидел, что Кухулин предательски окружен целой толпой, состоявшей издвадцати девяти врагов и силы явно неравны, он не смог удержаться. Онпоспешно выхватил меч и бросился на помощь Кухулину, и они вместе предалисмерти Калатина и всех его сыновей. Решив прибегнуть к последнему средству одолеть Кухулина, Медб послалаза Фердией, который был великим богатырем "мужей Домну", сражавшихся настороне королевы в войне за право владеть Бурым Быком из Куальгне. Фердиябыл приятелем Кухулина, и, кроме того, они вместе учились у Скатах, ипоэтому он не пожелал сражаться с другом. Однако упрямая Медб заявила, что,если он не выйдет на поле боя, ее поэты напишут на него такие язвительныесатиры, что он умрет со стыда, а его имя будет навсегда опозорено. Крометого, она пообещала щедро наградить Фердию, если тот победит Кухулина, и вподтверждение своих обещаний принесла шесть страшных клятв. В конце концовФердии пришлось согласиться. Увидев его, Кухулин радостно приветствовал приятеля, но Фердия объявил,что на этот раз он пришел не как друг, а как воин, чтобы сразиться с ним. Вшколе Скатах Кухулин был младшим учеником, подручным Фердии, и он умолял егов память о старой дружбе oтказаться от боя, но Фердия просто не мог такпоступить. Наконец бой начался; противники сражались целый день, и никто изних не мог одолеть до самою заката. Тогда они поцеловались на закате иотправились каждый в свой лагерь. Фердия отослал Кухулину половину своихкушаний и напитков, а тот в ответ прислал другу половину целебных трав ипритираний. Кони героев мирно паслись рядом, а возницы воинов спали у одногокостра. То же самое повторилось и на второй день. Но к концу третьего днядрузья расстались в печали, понимая, что назавтра один из них обречен пастьот руки друга. Поэтому кони их провели ночь уже не в одном стойле, какпрежде, а в разных, и возницы их спали у разных костров. На четвертый деньКухулин сумел поразить Фердию своим знаменитым копьем Га-Болг, нанесянеожиданный удар снизу. Но как только Кухулин увидел, что друг умирает,ожесточение боя тотчас оставило его, и он поднял старого друга на руки иперенес его через реку, на берегах которой они так долго сражались, чтобыего мертвое тело покоилось среди героев Ольстера, а не попало к воинамИрландии. Затем он оплакал друга и сказал: "До прихода Фердии все эти боибыли всего лишь детской забавой и потехой... О, Фердия! Твоя смерть навсегдапокроет меня облаком скорби. Еще вчера ты был больше самой большой горы. Ивот сегодня ты меньше легкой тени". После этого боя все чело Кухулина было покрыто ранами до такой степени,что он не мог вынести прикосновения одежды к своей коже. Он подсунул пододежду тоненькие ореховые прутики, а пространство между ними заполнил мягкойтравой. На его теле не осталось местечка величиной с иголку, на котором небыло бы ран, за исключением разве что левой руки, державшей щит. Однако Суалтан, официальный отец Кухулина, узнал, как страдает его сын. - Что я слышу? - воскликнул он. - Может раскололись небеса или шумитбурное море, или это земля треснула от печали? А может, это вздыхает мойсын? Суалтам тотчас поспешил к нему и увидел, что все тело Кухулина покрыторанами и кровью. Однако Кухулин не позволил отцу плакать и тем болеепытаться отомстить за него. - Лучше ступай в Эмайн Маху, - проговорил он и скажи Конхобару, что ябольше не в силах без всякой помощи защищать Ольстер от воинов всех четырехпровинций. Скажи ему, что на моем теле не осталось ни клочка кожи, котораяне была бы покрыта ранами, и что если Конхобар хочет спасти своекоролевство, пусть поспешит на помощь. Суалтам вскочил на боевого коня Кухулина, Серого из Махи, и галопомпоскакал в Эмайн Маху. Там он трижды возгласил громким голосом: "В Ольстеремужчины гибнут, а женщин и скот угоняют!" Дважды он не услышал в ответ низвука. На третий раз друид Катбад, стряхнув с себя оцепенение тяжелойлетаргии, спросил, кто это там дерзает рушить покой короля. Дрожа отнегодования, Суалтам дернул за поводья знаменитого Серого и развернул его стакой силой, что краем своего щита коснулся собственной шеи и мигом лишилсяголовы. Испуганный конь помчался дальше к замку Конхобара, а головаСуалтама, упав на землю, продолжала громко взывать: "В Ольстере мужчиныгибнут, а женщин и скот угоняют!" Столь ужасного чуда оказалось достаточно, чтобы мужи Конхобара сбросилиоцепенение сна. Сам Конхобар поклялся грозной клятвой: "Небеса - над нами,земля у нас под ногами, а море окружает нас со всех сторон. И пока небо необрушится на нас со всеми своими звездами, пока земля не поглотит нас своейнеобъятной утробой, а море не затопит сушу, клянусь вернуть весь скот взагоны и всех женщин в их дома!" Затем он немедленно послал гонцов ко всем воинам Ольстера, и тепоспешно собрались и выступили против мужей Эрина. И закипела такая битва,которой никогда еще не видела земля Ирландии. Удача попеременно склоняласьто на одну, то на другую сторону, пока, наконец, Кухулин не услышал шумсражения, поднялся на ноги, превозмогая боль от ран, и ринулся в бой. Оказавшись в самой гуще схватки, он громким голосом воззвал к ФергусуМак Роту, напомнив ему о данном им обещании и крикнул, что настало времясдержать слово. И Фергус, верный своему слову, обратился в бегство. И когдавойско Медб увидело, что их предводитель покинул поле боя, все воины какодин повернулись и побежали следом за ним. Но Донн Куальгне направился со своим войском в Коннахт, нашел быкаЭйлилла, Финнбенаха и растерзал его, отдирая мясо от костей и жилы от кожи.Чресла его он швырнул в Атлон, а печень - в Трим. Затем он поспешно вернулсяв Куальгне и лишился рассудка, убивая каждого, кто встречался ему на пути.Наконец сердце его лопнуло от злости, и он пал замертво. Так окончилась эта знаменитая война, получившая звание "Тайн БоКуальгне", что означает "Похищение быка из Куальгне [Кули]". Однако эти битвы, как это ни странно, - далеко не самые волшебныеподвиги Кухулина. Подобно прочим солнечным божествам и героям кельтскихмифов, он направился в мрачное царство Аида. На этот раз местом действия егофантастических деяний стал остров под названием Дун Скайх, то есть "ГородТеней", и, хотя король этого острова и не назван по имени, есть всеоснования полагать, что им был Мидхир и что Дун Скайх - это одно из названийострова Фалга или Мэн. Эта история, изложенная поэме "Призрачная колесница",дошла до нас в составе Книги Бурой Коровы. Она повествует о вторжении силсвета и особенно солнечных божеств в царство Аида; массу параллелей ей можнонайти в мифах бриттов (см. главу "Победы сил света над тьмой"). Те же самые непримиримые соперники сошлись подземном мире, стараясьсокрушить друг друга. В самом центре Дун Скайх находилась яма, в которойизвивался огромный клубок змей. Не успели Кухулин и его спутники-богатыриперебить змей, как им предстал "дом, полный гадов", которые тотчаснабросились на воинов ("...мерзкие твари с острыми клювами", - говоритпоэма), пытаясь клюнуть их своими ужасными носами. Затем вместо гадовпоявились свирепые драконы. Однако герои в конце концов победили их всех, иим досталась поистине сказочная добыча: три коровы, обладавшие волшебнымисвойствами, и огромный котел, в котором никогда не переводилась пища; впридачу ко всему котел этот был всегда полон серебром и золотом. Забрав всюэту добычу, герои отправились домой, в Ирландию, на волшебном челноке, аследом за ними плыли три коровы, к шеям которых были привязаны кожаные мешкис сокровищами. Однако боги Аида подняли на море страшную бурю, которая мигомразбила утлое суденышко богатырей Эрина, и тем пришлось добираться до родныхберегов вплавь. Здесь, как никогда прежде, и пригодилась невероятная,сверхчеловеческая сила Кухулина. В поэме сказано, что он посадил на каждуюруку по девять спутников, тридцать воинов поместилось у него на голове, аеще восемь плыли сами, держась за него, как за спасательный круг. Вскоре после этого с Кухулином случилась настоящая трагедия: не узнавсвоего единственного сына, он убил его. Эта история весьма распространена вмифах арийских народов и встречается не только в гэльских преданиях, но и вмифах германцев и персов. В этой связи надо напомнить, что Кухулин разбилАоифе, соперницу амазонки Скатах, своей наставницы, и потребовал отпобежденной выкупа. Затем у героя родился от Аоифе сын, которого он велелнаречь Конлой, завещав, чтобы, как только мальчик подрастет, его отправили вИрландию, к его настоящему отцу. Аоифе обещала так и сделать, но затем донее дошли слухи, что Кухулин женился на Эмер. Потеряв рассудок от гнева иревности, она решила послать сына, чтобы тот убил своего отца и тем самымотомстил ему за мать. Она обучила его всем тонкостям военного искусства, такчто ему уже стало более нечему учиться у нее, и отправила его в Ирландию. Напрощание она наложила на него три гейса. Первый заключался в том, что он недолжен возвращаться назад, второй запрещал ему отказываться от вызова набой, а третий предписывал ему никогда не открывать своего настоящего имени. Итак, сын прибыл в Дундилган, современный Дундалк, родину Кухулина.Воин Коннал, вышедший встретить его, спросил, как его имя и откуда он родом.Юноша отказался назвать себя, и это привело к стычке между ними, в которойКоннал был обезоружен и убит. Тогда на дворе показался Кухулин, задавшийсыну тот же самый вопрос и получивший такой же ответ. - Если бы на меня не был наложен запрет называть свое имя, - отвечалКоннал, не знавший, что он говорит со своим собственным отцом, - на всемсвете не нашлось бы человека, которому я открыл бы его охотнее, чем тебе,ибо мне по нраву твое лицо. Но даже столь галантный комплимент не смог предотвратить поединок, ибоКухулин считал своей обязанностью покарать ослушника, не пожелавшего назватьсвое имя. Разгорелась упорная битва, и непобедимый Кухулин почувствовалтакое возбуждение, что вокруг него воссиял ослепительный "ореол героя" илицо его преобразилось. Увидев это, Коннал понял, кто его соперник, инарочно бросил копье мимо, чтобы оно не поразило отца. Но Кухулин, еще недогадавшись, на кого он поднимает руку, уже метнул свой ужасный Га-Болг.Умирая, Коннал все-таки открыл свое имя, и горе Кухулина, понявшего, что онубил своего единственного сына, было настолько велико, что мужи Ольстерастали опасаться, что он, обезумев, сокрушит все и вся вокруг себя. Онипоспешно позвали друида Катбада, чтобы тот наложил на Кухулина колдовскиечары. Катбад тотчас превратил волны морские в некое подобие войска, иКухулин принялся рубиться с ними, пока не обессилел и упал от изнеможения. Описание всех прочих подвигов Кухулина заняло бы слишком много времени.Поэтому будет лучше, если читатель (или читательница) сам обратится к этойдивной ирландской саге и внимательно прочтет ее. А мы вкратце изложим еетрагический финал, повествующий о смерти Кухулина. Медб, королева Коннахта, так никогда и не простила ему, что он непозволил ее войску разграбить Ольстер и убил множество ее приближенных исоюзников. Она тайно обратилась ко всем, чьи близкие и друзья пали от рукиКухулина (а таких нашлось больше чем достаточно), призывая их отомститьгерою. Кроме того, она послала трех дочерей волхва Калатина, появившихся насвет уже после гибели их отца от руки Кухулина, на Альбу и в Вавилон, чтобыони изучили все тонкости чародейства. Когда они возвратились в Эрин, они ужеовладели всеми тайнами магии и колдовства и с помощью волшебных заклинанийлегко могли создать илюзию сражения. Заручившись поддержкой столь грозных союзников, Медб приняласьтерпеливо дожидаться того момента, когда мужи Ольстера вновь окажутся вовласти магических чар слабости и Кухулину вновь будет неоткуда получитьпомощь. Лугайд, сын Ку Роя, короля Мунстера, убитого Кухулином из-за Блатнад,дочери Мидхира, собрал всех славных мужей Мунстера. Эрк, отец которого такжепал от руки Кухулина, собрал мужей Мита. Король Лейнстера тоже привел своевойско, и вся эта огромная армия во главе с Эйлиллом и Медб и героямиКоннахта опять вторглась в Ольстер и принялась грабить и разорять его. Конхобар созвал своих верных воинов и друидов на совет, чтобы решить,не смогут ли каким-то образом отсрочить войну до тех пор, пока не будут всостоянии встретить врага. Он не хотел, чтобы Кухулин опять в одиночкувступил в бой против всей остальной Ирландии, ибо понимал, что, если этотвеликий герой падет в бою, с ним навсегда погибнет и надежда на процветаниеОльстера. И поэтому, когда Кухулин опять появился в Эмайн Махе, корольпослал всех своих придворных красавиц, бардов, певцов и поэтов развлекатьего, стараясь отвлечь его мысли от войны до тех пор, пока воины Ольстера невосстановят свои силы. Но когда Кухулин сидел во "дворце солнца", беседуя с красавицами ипоэтами, на лужайке перед дворцом появились три дочери Калатина и тотчасначали собирать травы, цветы и всякие колдовские корешки, превращая их вмнимых воинов призрачных армий. С помощью все той же магии они сделали так,что вокруг дворца раздавались всевозможные крики и истошные вопли, звукитруб и звон оружия сражающихся войск, словно на лужайке шла неистовая битва. Кухулин вскочил на ноги, весь красный от стыда, думая, что сражениеначалось и давно идет без него, и поспешно выхватил свой меч, но сын Катбадасхватил его за руки. Все друиды Ольстера поспешно объяснили ему, что все этизвуки - не более чем наваждение, вызванное колдовскими чарами дочерейКалатина, которые хотят во что бы то ни стало погубить его. Но все их словаоказались напрасными; это было все равно что пытаться удержать Кухулина,когда он видел призрачные армии и слышал грохот жестокой сечи. Тогда они решили, что будет лучше, если отослать Кухулина из Эмайн Махив Гленн-на-Бодхар, "Долину Мертвых", до тех пор, пока не развеютсямагические чары дочерей Калатина. Долина эта обладала одним удивительнымсвойством: даже если бы все мужи Ирландии одновременно закричали бы во всегорло, в ней не было бы слышно ни единого звука. Но дочери Калатина не успокоились; они последовали за Кухулином и тудаи вновь набрали всевозможных трав, листьев и кореньев и придали им некоеподобие вооруженных воинов, так что стало казаться, будто вокруг долины неосталось ни клочка земли, на которой бы не кипела ожесточенная битва. Крометого, они вызвали даже видимость зарева пожаров и жалобных криков женщин.Все, кто слышал эти вопли, - это относилось не только к мужчинам и женщинам,но и собакам, - буквально цепенели от ужаса. И хотя придворные дамы и друиды тоже закричали изо всех сил, пытаясьзаглушить эти дикие вопли, им не удалось сделать так, чтобы Кухулин их неуслышал. - Ну вот! - воскликнул он. - Я слышу, как радостно вопят воиныИрландии, грабя нашу провинцию. Мой триумф - ничто. Вся моя слава пошлапрахом. Ольстер, мой Ольстер погиб навсегда! - Подожди немного, - отвечал Катбад. - Это всего лишь наваждение,магические чары, вызванные коварными дочерьми Калатина, которые хотятзаманить тебя в ловушку и погубить. Оставайся с нами и не обращай на нихвнимания. Кухулин послушался его, и дочери Калатина еще долго продолжалисотрясать воздух ужасными воплями и шумами битвы, пока в конце концов неустали, убедившись, друиды и придворные дамы на этот раз победили их. Они долго не могли ничего поделать, пока одна из не приняла обликвозлюбленной Кухулина и не явилась перед ним, крича, что Дундилган сожжен,Муиртумне разрушен, а весь Ольстер - во власти грабежа и насилия. ТогдаКухулин вскочил, схватил свое оружие и доспехи и, несмотря ни на какиеуговоры друидов и дам, приказал Лаэгу подать колесницу. Вокруг героя, отдавшегося власти чар, тотчас раздались вопли - ещеболее печальные, чем вопли плакальщиц, звучавшие в доме Одиссея. Егознаменитый боевой конь, Серый из Махи, не позволял запрячь себя в колесницу,а из глаз его вместо слез катились крупные капли крови. Мать Кухулина,Дехтире, принесли ему полный кубок вина, и вино трижды превращалось в кровь,едва только он подносил его к губам. У первого же брода, который емупришлось миновать, он увидел деву из сидха, стиравшую одежду и омывавшуюдоспехи, и она поведала ему, что это - одежда и доспехи Кухулина, которыйскоро должен погибнуть. Затем ему встретились три старухи-ведьмы, жарившиесобаку на рябиновом вертеле; они пригласили героя присоединиться к ихтрапезе. Тот отказался, ибо помнил свой гейс, запрещавший ему есть мясосвоего тезки, но ведьмы принялись стыдить и укорять его, сутея, что он есттолько за столами богачей, а гостеприимством бедных пренебрегает. Кухулинрешил отведать их угощение, и не успел он проглотить первый кусок запретногомяса, как у него отнялась половина тела. В этот момент он увидел, что врагиприближаются на колесницах и окружают его со всех сторон. У Кухулина было три боевых копья, и о каждом из них пророчествопредсказывало, что им будет убит король. К герою по очереди подошли тридруида, и каждый из них вопросил дать ему копье, ибо отказать друидусчиталось очень недобрым предзнаменованием. Первый из них по явился передним, когда Кухулин бился с врагами, залив долину их кровью. - Отдай мне одно из своих копий,- заявил он, - не то я опозорю тебя затвою жадность. - Что ж, возьми, - отозвался Кухулин. - Меня никто не собирался покрытьпозором за то, что я отказал ему в каком-нибудь даре. - С этими словами онметнул копье в друида и убил его на месте. Но Лугайд, сын Ку Роя, дернулкопье из его раны и поразил им Лаэга. Лаэг был королем всех колесничихИрландии. - Дай и мне одно из своих копий, Кухулин, - обратился к нему второйдруид. - Оно мне самому понадобится, - возразил герой. - Тогда я покрою несмываемый позором весь твой Ольстер, если ты не дашьмне копья. - Я вовсе не обязан давать больше одного дара в день, - отозвалсяКухулин, - но Ольстер никогда не будет терпеть позор из-за меня. - Сказавэто, он метнул копье во второго друида, и оно насквозь пробило ему голову.Но Эрк, король Лейнстера, извлек копье из раны и смертельно ранил им Серогоиз Махи, короля коней Ольстера. - Дай копье и мне, - потребовал третий друид. - Я уже отдал все, что мог, и за себя, и за Ольстер, -возразил Кухулин. - Если ты не дашь мне его, я жестоко высмею тебя, - стоял на своемдруид. - Хоть я уже и не вернусь домой, мне не хочется быть причиной насмешек,- отвечал Кухулин. Он метнул свое последнее копье в просителя и убил егонаповал. Но Лугайд выдернул копье из тела друида и ударил им самогоКухулина, нанеся ему смертельную рану. Во время агонии умирающего героя мучила невыносимая жажда. Он обратилсяк врагам с просьбой, чтобы те от пустили его к озеру: он ляжет у самой водыи будет пить и пить, чтобы утолить свою ужасную жажду, а потом сам вернетсяк ним. - Если же я не смогу вернуться, придите и заберите меня, - проговорилон, и те отпустили его. Кухулин долго пил и купался в озере и наконец вышел из воды. Тут онпочувствовал, что не может больше идти, и окликнул врагов, чтобы те забралиего. У самой воды высился стоячий камень, и Кухулин, подойдя к нему,привязал себя к нему ремнем, чтобы умереть не лежа, а стоя, как подобаетгерою. Его смертельно раненный конь, Серый из Махи, сам отправился в битву,чтобы отомстить за Кухулина, и насмерть загрыз пятьдесят воинов, а каждым изкопыт поразил еще по тридцать врагов. Но "сияние славы" уже замерло на лицеКухулина, и оно осталось бледным, как "свежий снег, выпавший с вечера", а наплечо героя с криком опустился ворон.- Правду говорят, что птицы не садятсяна стоячие камни, - заметил Эрк. И только тогда, когда стало ясно, что Кухулин мертв, враги собралисьвокруг него, и Лугайд отрубил ему голову, чтобы отвезти и показать ее Медб.Но скоро последовала расплата: пришел Коналл Кирнах и беспощадно расправилсяс убийцами Кухулина. Так погиб величайший гэльский герой; ему было всего двадцать семь лет,и с ним не осталось и следа от прежнего могущества Эмайн Махи и КраснойВетви Ольстера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: