Политические и социокультурные факторы, обусловившие выделение культурологии в самостоятельную учебную дисциплину, те же, что и для ее формирования как составлявшей социальных наук. Поэтому в настоящем разделе будут выделены только внутренние для модели образования факторы.
Ситуация в развитых странах. Выделение культурной антропологии в самостоятельную учебную дисциплину было обусловлено рядом факторов, характерных для процессов первичной модернизации, происходивших в Западной Европе и США во второй половине XIX века. Интенсификация действия этих факторов в XX веке способствовала развитию культурной антропологии как учебной дисциплины, ее систематизации, структурированию в рамках как ее теоретических, так и прикладных образовательных курсов. Ниже речь пойдет о проблемах сферы образования, связанных с необходимостью менять содержание и структуру трансляции социально значимого знания от поколения к поколению.
Переход от индустриализма к постиндустриализму в развитых странах породил целый ряд проблем, связанных с общим и профессиональным образованием, где культурные факторы оказались в центре внимания. Эти проблемы можно классифицировать следующим образом.
|
|
Во-первых, в условиях постиндустриализма неадекватными оказались обе крайние позиции классической шкалы моделей образования: "просвещенный гражданин" (энциклопедизм), с одной стороны, и "узкий специалист" (классический технократизм) — с другой. Это породило необходимость поиска новых моделей образования, основанных на современных, а не классических концепциях утилитаризма, прагматизма, гуманизма. Соответственно, внимание специалистов в области образования переместилось от концентрации только на конкретных учебных дисциплинах к изучению их связей с более широким социокультурным контекстом, что определило место этого знания в структурах общего и специального образования: обучение людей адаптации в сложном и подвижном социокультурном окружении за счет навыков формулирования и решения соответствующих проблем и задач.
Во-вторых, в этих условиях обнаружились важные расхождения между исследовательским, преподавательским и прикладным технологическим уровнями социально-научного знания. Стало очевидным, что каждая из этих трех областей деятельности характеризуется специфичными для нее позициями по отношению к окружению (внимание к новому; акцент на общепринятом; прагматизм); доминантой деятельности (поиск нового знания; трансляция имеющегося опыта; технологическое использование знания); результатом деятельности (научная теория; учебный курс; эффективное воздействие). Соответственно, культурная антропология обеспечивает тот контекст, в пределах которого это разделение оказывается, с одной стороны, правомерным как стадия необходимой дифференциации социально значимого знания, а с другой — приобретает общее основание в форме фундаментальных теоретических оснований познания культуры, делающих названные направления деятельности содержательно сопоставимыми. В этой связи образовательные курсы в области наук о культуре утрачивают доктринально-универсалистские черты и становятся максимально приближенными к будущей профессии обучающихся.
|
|
В-третьих, обнаружились расхождения между социальным запросом на специалистов, обладающих соответствующими знаниями о культуре, и классическими моделями университетского образования. Преимущественные акценты последних на знании о прошлом и об экзотических культурах перестали отвечать необходимости понимания текущих социокультурных процессов. Соответственно, в учебных программах отыскиваются такие пропорции между знаниями о культурных феноменах прошлого и настоящего, чертах, характерных для традиционных, модернизирующихся и модернизированных обществ, для обыденных и специализированных областей культуры, которые обеспечивают возможности получать достоверное знание о современной социокультурной жизни, ее обусловленности факторами исторического порядка, вероятностях ее будущей динамики.
Таким образом, расхождения между классическими образовательными ориентациями и познавательными необходимостями, характерными для эпохи постиндустриализма, стимулировали модификации учебных курсов в области наук о культуре. Они становятся более рефлексивными, более систематизированными и ориентированными на научное исследование современности.
В настоящее время в развитых странах социально-научное образование с необходимостью включает в себя социологическую, культурно-антропологическую, психологическую компоненты. Вокруг них в зависимости от профессиональной ориентации концентрируются наборы необходимых учебных дисциплин, предполагающих исследовательское, преподавательское и социально-техническое направления образования.
Ситуация преподавания знаний о культуре в России. Динамика распространения знаний о культуре в России существенным образом отличается от процессов, происходивших в XX веке в развитых западных странах. И если до установления советского режима эти различия носили характер культурно-специфичных вариаций в русле общеевропейской познавательной тенденции, то в советское время они приобрели принципиально иной характер. Так, в досоветский период к началу XX века система социально-научного образования, в т.ч. его ветви, связанной с изучением культуры, только начала формироваться. В России, как и в европейских странах, в этой области познания доминировал гуманитарный подход — философский, исторический, этнографический. Но уже начинала формироваться парадигма социально-научного познания, и ее элементы можно обнаружить в опубликованных лекционных курсах и авторских работах российских преподавателей гимназий и высших школ, работавших не только в Москве и Петербурге, но и в губернских и уездных городах. И следует подчеркнуть, что среди множества вторичных по отношению к западным основателям социальных наук хороших и посредственных работ можно обнаружить ряд оригинальных теоретических моделей, по качеству не отличающихся от европейских образцов. К этому времени, как и в западных университетах, можно выявить следы трансформации филологии в лингвистику, социальной философии в социологию, этнографии в этнологию, истории культуры в социальную и культурную антропологию.
|
|
Советский период до второй мировой войны. В этот период формирование социальных наук вообще и наук о культуре в частности в соответствии с западноевропейскими и американскими тенденциями практически прекратилось. Довольно быстро сошла на нет социология, а культурно-антропологические начала, сложившиеся в рамках российского гуманитарного университетского знания, так и не нашли дальнейшего развития. В рамках высшего образования традиционно сохранились философия (сведенная к марксизму), история, филология, история искусства в их классической гуманитарной форме.
В сфере образования отсутствие социального (в т.ч. политического) и внутринаучного стимулирования развития социально-научного, в т.ч. культурологического знания вызывает соответствующие последствия. Во-первых, сворачиваются учебные курсы, связанные с познанием человека, общества, культуры, а те, что остаются, полностью унифицируются и мифологизируются. Во-вторых, из этой области преподавания постепенно вытесняются мыслящие, ищущие, заинтересованные в предмете преподаватели. Их заменяют начетники, если речь идет о философии, истории КПСС, политэкономии, или же носители гуманитарных партикуляристских, идеографических ориентации, если речь идет об этнографии, истории, искусствоведении: В-третьих, хотя общественные дисциплины были в вузах обязательными, они не имели никакой связи с профессиональной подготовкой обучающихся.
Таким образом, в отношении учебных курсов, имеющих отношение к изучению человека, общества, культуры, происходит последовательное снижение требований к их объему и качеству. Слабая социальная востребованность таких специалистов (фактически она ограничивалась лишь областью образования) не стимулировала улучшения качества их подготовки. А по мере того, как из жизни уходили преподаватели, получившие классическое дореволюционное образование, на их место приходили некомпетентные в изучении общества и культуры люди, способные передавать знания только в догматической форме.
|
|
Сказанное позволяет сделать вывод, что за период между двумя мировыми войнами в России происходит быстрое затухание процессов социально-научного, в т.ч. культурологического образования. В учебных структурах знания об обществе и культуре дедифференцируются, редуцируются к одной упрощенной прогрессивистской философской модели. Те области, которые не могут полностью укладываться в эти рамки — социология, антропология, лингвистика, психология, история искусств, искусствоведение — либо вытесняются из учебных программ, либо преподаются вне связи с социокультурным контекстом. Иными словами, представления об обществе и культуре на уровне образования герметизировались в рамках простейших догматов советского марксизма-ленинизма.
Советский период после второй мировой войны. Жесткое давление идеологических нормативов в системах образования и просвещения не означало, однако, полного отсутствия движения в области социальных наук. Различными путями и способами осуществлялась критика государственной идеологии — в основном на уровне обыденной жизни и без публичности, и некоторые идеологемы заменялись элементами рационального познания. Прежде и быстрее всего рационализация познания имела место в сферах естественных и технических наук, поскольку несовместимость мифологии и эмпирически проверяемых теорий, переводимых в технологии, здесь совершенно очевидна. Образование в этой области было необходимо осуществлять с ориентацией на мировые стандарты с того времени, когда советское руководство вступило в конфронтацию с развитыми странами и стимулировало развитие военной промышленности. Последняя на мировом уровне к этому времени была наиболее наукоемкой и динамичной по сравнению с другими отраслями производства.
Конфронтация с западными странами, с одной стороны, и открытая ориентация на западные критерии в области науки, техники, образования, качества жизни — с другой, стали значимыми стимулами активизации интереса к познанию общества и культуры.
Изменения в области преподавания социально-научного знания осуществлялись значительно медленнее, чем это происходило на уровнях социокультурной жизни в целом и научно-исследовательской культуры в частности. Помимо того, что система образования вообще является одной из консервативных специализированных областей культуры по своему функциональному назначению, ее обновление в стране тормозилось рядом специфичных для советской культуры факторов.
Во-первых, идеологизированность обществоведения в стране препятствовала обновлению соответствующих учебных курсов. Все попытки преподавателей заключить в рамки советского марксизма новые западные научные направления в познании общества и культуры и изложить их в примитивной квазифилософской терминологии не имели успеха. При таком "переводе" терялись представления о назначении и смысле теорий, границах их применимости, ситуациях эффективного использования — как исследовательского, так и технологического. Соответственно, студентам излагались лишь внешние признаки научных направлений, таких, как структурный функционализм, структурализм, общая теория систем и т.п.; сами они подвергались критике с идеологических позиций, но как они работают и почему так активно используются в социальных науках, не объяснялось, поскольку это не входило в задачу образования в области обществоведения.
Во-вторых, развитию образования в области социальных наук препятствовало донаучное состояние отечественного обществоведения. Сама атрибутация в качестве "философских наук", "гуманитарных наук" свидетельствовала о том, что и идеологам, и вузовской общественности выгодно назвать научными способы познания, которые таковыми не являются по своим функциональным характеристикам. Сложившиеся стереотипы спекулятивных рассуждений были санкционированы как научные, вследствие чего попытки приблизить знания об обществе и культуре к научным образцам до сих пор встречают в вузовской среде устойчивое сопротивление.
В-третьих, с начала советской власти процессы демократизации образования сопровождались постоянными упрощениями учебных курсов и снижением требований к качеству получаемых учащимися знаний и навыков. В сфере социальных наук это особенно заметно. Существующие образовательные стандарты не систематичны, случайны, не ориентированы ни на какую профессиональную деятельность. До сих пор ведется борьба с социально-научной терминологией. Теоретическая база преподавания является слабой и примитивной в сравнении с западными образцами.
Таким образом, в сфере социально-научного образования существуют внутренние препятствия, мешающие его трансформации в современную прагматически ориентированную структуру. В особенности это относится к познанию культуры. В системе образования продолжает сохраняться романтическая трактовка категории "культура", ограничивающая ее только высшими инновативными образцами. Все остальное считается не заслуживающим специального внимания. Кроме того, вплоть до недавнего времени культура негласно сводилась только к области искусства, а сейчас к нему добавилась религия. Остальные области культуры всерьез не изучаются.
Следует специально остановиться на изменениях, произошедших в отношении к познанию культуры в 1990-е гг., поскольку в этот период история и философия (так называемая теория) культуры стали правомочными учебными дисциплинами, а совсем недавно культурология была признана самостоятельной учебной дисциплиной. К ранее действовавшим факторам, обусловившим развитие знаний о культуре в этом направлении, можно добавить ряд новых.
Таким образом, в настоящее время культурология официально, на институциональном уровне дополнила круг гуманитарных и социально-научных дисциплин в сфере образования. Однако ее развитию мешают неопределенность внутренней структуры и содержания, сопротивление большинства сегодняшних преподавателей приведению ее к мировому уровню, нехватка квалифицированных преподавателей и современных высококачественных учебных пособий. Соответственно, Россия продолжает отставать в сфере преподавания наук о культуре не только от развитых, но и от ряда развивающихся стран.