«Знаем ли мы своих детей?» — родителям предлагаются вопросы для определения степени их осведомленности в различных сферах интересов и предпочтений ребенка. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома.
Примерный перечень вопросов для младших школьников и их родителей:
• Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.
• Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.
• Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.
• В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как... а не нравится...
• Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?
• Доброго волшебника я попросил бы о... А злого попросил бы о... Почему?
• В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?
ЗАНЯТИЕ 3
Цель: выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях, изменение родительских установок и позиций.
|
|
Обсуждение домашнего задания.
Родители свободно высказываются о своих эмоциях и выводах, сделанных при анализе своих ответов и ответов детей на анкету, при этом психолог и участники тоже могут высказываться.
Упражнение «Угадай».
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое.
Родители получают карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния и затем по очереди изображают эти эмоциональные состояния. Остальные члены группы стараются понять, какое состояние изображено.
Упражнение «Весы обязанностей».
Предлагается составить два списка: первый — «Мои обязанности по отношению к ребенку»; второй — «Обязанности ребенка по отношению ко мне». Сопоставление, «взвешивание» этих списков дает повод для обсуждения степени справедливости сложившейся ситуации.
Упражнение «Список положительных и отрицательных качеств ребёнка».
Цель: осознание индивидуальности своего ребёнка, изменение отношения к нему в позитивную сторону.
- Разделите лист бумаги на две части. Слева составьте список «+» качеств ребёнка, справа качества, которые вы бы хотели исправить.
-Посмотрите на «-» качества, какие из них можно исправить, подчеркните, а какие нельзя?
- Подумайте, откуда появилось это качество?
- Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
- Постарайтесь посмотреть на «-» качества другим взглядом. Постарайтесь найти в них что-то «+»
Вывод: ребёнка не нужно воспринимать оценочно. Мы сами навязываем ярлыки.