Версия международных стандартов ИСО серии 9000: 2000 имеет
совершенно новый взгляд на систему, который предполагает про-
ектирование системы менеджмента качества как системы, управ-
ляющей совокупностью взаимосвязанных процессов. Желаемый
результат достигается более эффективно, когда соответствующие
ресурсы и деятельность управляются как процесс. Под процессом
здесь понимается последовательность действий, которые создают
дополнительные ценности путем преобразования с помощью ре-
сурсов входящих элементов в требуемые выходящие.
При этом каждый процесс рассматривается как система с вы-
текающими из этого последствиями:
• входы и результаты процесса должны четко определяться и
измеряться;
• определяются потребители каждого процесса, идентифици-
руются их требования, изучается их удовлетворенность результа-
тами процесса;
• устанавливается взаимодействие данного процесса с функци-
ями предприятия;
• каждый процесс должен управляться, и должны устанавли-
|
|
ваться полномочия, права и ответственность за управление про-
цессом;
• при проектировании процесса необходимо определять его ре-
сурсное обеспечение.
При применении процессного подхода, процессы прежде всего
требуется разделить на две группы. Первая группа — это основные
процессы, в результате которых производятся продукты (услуги) для
потребителя и которые создают прямую ценность для потребите-
ля. Вторая — поддерживающие процессы, которые необходимы для
функционирования других процессов и которые создают косвенную
ценность для потребителя. При этом могут существовать субпроцес-
сы, являющиеся составной частью процесса более высокого уров-
ня. Требуется выявить шаги процесса, т.е. действия (работы, этапа,
субпроцесса) в рамках процесса. Далее назначаются ≪владельцы≫
процесса — должностные лица, несущее ответственность за разра-
ботку, организацию, надлежащее функционирование и результаты
процесса. Формируются модели процессов — описания процессов,
которые отражают с необходимой степенью приближения действи-
тельный процесс.
Модели процессов включают:
• структуру процессов — состав шагов процесса, их последова-
тельность и взаимодействие между собой и другими процессами;
• ресурсы для обеспечения надлежащего функционирования
процессов — материальные и нематериапьные компоненты, необ-
ходимые для достижения целей процессов;
• индикаторы для оценки эффективности и результативности
процессов в рамках системы менеджмента качества;
• методы измерения индикаторов, их анализа и применения в
целях управления.
Таким образом, основу системы менеджмента качества состав-
ляют подсистемы, воздействующие на процессы жизненного цик-
ла продукта труда от этапа маркетинговых исследований до этапа
утилизации.