Заключение. Данная исследовательская работа была проведена с целью выявления эффективности использования дидактической игры как средства развития произвольной памяти у

Данная исследовательская работа была проведена с целью выявления эффективности использования дидактической игры как средства развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Для этого изучено достаточное количество специальной литературы. В трудах Л.С.Выготского, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьева и др. доказано, что память у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью непроизвольна, недостаточно устойчива, ограничена по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка должен быть направлен на развитие памяти. Одним из обязательных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания и произвольной памяти. Умственно отсталые дети, начинающие обучение в школе, очень часто страдают от забывчивости и неразвитости своей памяти.

У них развиваются все виды памяти, память приобретает непроизвольный, а затем постепенно и произвольный характер. При повышении требований со стороны учителя-дефектолога и воспитателя ребенок учится управлять этим познавательным процессом, ставить перед собой цели, осуществлять самоконтроль, выполнять мнемические действия.

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью характеризуется постоянным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем, одни из них могут опережать другие. Например, произвольное восприятие возникает раньше, чем произвольное запоминание и в своем развитии как бы обгоняет его. От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него произвольной памяти.

Память у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, несмотря на ее видимое внешнее несовместительство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.

Для достижения поставленной цели исследовательской работы были решены следующие задачи: изучены и систематизированы научные знания по проблеме использования дидактической игры, как средства развития произвольной памяти, выявлены особенности развития произвольной памяти у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста, определена эффективность применения дидактических игр, разработана программа коррекционно-развивающей работы по развитию произвольной памяти у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста и апробирована серия коррекционно-развивающих занятий.

Теоретическое исследование было выполнено на основе работ таких авторов, труды которых посвящены памяти человека, в том числе с умственной отсталостью, как Сеченов М.И., Шифрин Р., Карнеги Д., Смирнов А.А., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Я. и многих других. Нами было рассмотрено в трудах ученых развитие памяти в онтогенезе, раскрыта сущность понятия «произвольное запоминание» - запоминание, при котором происходит намеренное использование специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. Изучены методы и приемы использования дидактической игры как средства развития произвольной памяти у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.

Затем была организована опытно-практическая работа на базе в ГБОУУчалинская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Исследовательская работа проводилась с сентября 2012 года по январь 2013 года с умственно отсталыми детьми старшего дошкольного возраста, с которыми проводится каждодневная непосредственная воспитательно-образовательная работа в условиях школы-детского сада. Систематически с детьми организовывались и проводились дидактические игры, как наиболее доступный и привлекательный вид деятельности, который позволяет умственно отсталому ребенку обеспечить ситуацию успеха и способствует развитию произвольной памяти.

В процессе выполнения опытно-практической работы было выявлено, что использование дидактической игры действительно является одним из эффективных средств развития произвольной памяти у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждают результаты сравнительного анализа опытно-практической работы, а именно повышение уровня развития произвольной памяти в экспериментальной группе (ЭГ-1) на 20 %.

Полученные результаты дают нам основание считать, что систематическое использование дидактических игр действительно способствует развитию произвольной памяти у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследовательской работы достигнута.

Список литературы

1. Базард Э. А. Дидактическая игра в развитии произвольной образной памяти старших дошкольников / Э. А. Базард. - Минск, 2006. – 78 с.

2. Барташникова И.А. Учись играя /И.А.Барташникова, А.А. Барташников. – Харьков: «ФОЛИО», 2004. - 98 с.

3. Баряева Л.Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития / Л.Б. Баряева, А.Зарин. - С-Пб.: «Союз», 2004. – 226 с.

4. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова М. - «Просвещение», 2004. – 196 с.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко.- М.: «Просвещение», 2004 – 226 с..

6. Бондаренко Е. А. О психическом развитии ребенка / Е. А. Бондаренко. – Минск, 2006. – 128 с.

7. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников / Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева. - Ярославль, «Академия развития», 2004. – 178 с.

8. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: «Просвещение», 2007. – 98 с.

9. Венгер Л.А. Психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Венгер, В.С. Мухина; под общ. ред. Л.А. Венгер– М.: Издат.центр «Академия», 2008. – 332 с.

10. Волков Б. С. Детская психология в вопросах и ответах / Б.С.Волков, Н.В. Волкова; под общ.ред. Б.С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 284 с.

11. Волков Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии: учеб. пособие для пед.институтов и училищ /Б.С. Волков, Н.В.Волкова; М.: Просвещение, - 2006. – 144 с.

12. Волков Б.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С.Волков, Н.В.Волкова; под ред. Б.С.Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 343 с.

13. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студ. дефектолог. ф-тов пед. ин-тов /Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.

14. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии /Л.С. Выготский. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 108 с.

15. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. – М.: 2001. - 367с.

16. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии.-1999, № 6.-С.12-23.

17. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.

18. Грибанова А.Д. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / А.Д. Грибанова, В.К. Калиненко, Л.М. Кларина и др.: Под ред. В.А. Петровского– 2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 152 с.

19. Дети с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» /Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: Изд-во Гном и Д, 2004. – 448 с.

20. Джемс У. Научные основы психологии / У. Джеймс. - М., 2005. – 192 с.

21. Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под общ. ред. И.В.Дубровиной. – 3-е изд. – М.: Издат. центр «Академия»- 2008. – 464 с.

22. Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под общ. ред. И.В.Дубровиной. – 7-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 464 с.

23. Житникова Л. М. Учите детей запоминать / Л. М. Житникова. - М.: 2000.-178с.

24. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию / С.Д. Забрамная. – М.: «Новая школа», 2002. - 200 с.

25. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. - М.: Изд. АПН РСФСР. - М.: Просвещение,1999.

26. Ильин Е.П. Психология: учебник для средних учебных заведений / Е.П. Ильин СПб.: Питер, 2008. – 560 с.

27. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников / З.М. Истомина. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2, - М.: 2002. – 346 с.

28. Истомина З. М. Развитие памяти / З. М. Истомина. - М.: 1998. - 290с.

29. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя /А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 224 с.

30. Катаева А.А. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста –// А. А. Катаева. - М.: «КомПульс», 2001. – 168 с.

31. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

32. Крылов А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2006. - 289 с.

33. Кулагина И.Ю.Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости /И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.

34. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика / И.Ю. Левченко. - М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 288 с.

35. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 168 с.

36. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – С.-Пб.: Питер, 2009. – 583 с.

37. Мижерикова В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под общ. ред. П.И. Пидкасистого; Ростов - н/Д.: Издательство «Феникс». - 2008. – 544 с.

38. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - М.: Издат. центр «Академия». – 2000. - 432 с.

39. Никитин Б.П. Развивающие игры / Б.П. Никитин. - М.: «Просвещение», 2000. – 220 с.

40. Немов Р.С. Общая психология: учеб. для студентов образов. учрежд. сред. проф. образования / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, - 2008. – 400 с.

41. Немов Р.С. Психология: учеб.для студ. высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – Кн.2: Психология образования. – 640 с.

42. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед.учеб. заведений //Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.

43. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.- 440 с.

44. Петровский А.В. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 512 с.

45. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, Учебная литература, 2000. – 144 с.

46. Пидкасистый П.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / П. Н. Пидкасистый. – М.: Российское педагогическое агентство, 2006. – 470 с.

47. Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 226 с.

48. Рогов Е.И. Общая психология / Е.И. Рогов. - М.: Издательство «ПРОСПЕКТ», 2008. – 328 с.

49. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев. - М.: Школа–Пресс, 2008. – 512 с.

50. Слепович Е. С. Умственное воспитание детей в процессе дидактической игры / Е. С. Слепович. – Минск, 1986.-116 с.

51. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 400 с.

52. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева– М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2007.

- 188 с.

53. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. - М.: «Просвещение», 2001. – 200 с.

54. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова - Ярославль: «Академия развития», 2002. -168 с.

55. Широкова Г.А. Детская психология. Словарь–справочник/ Г.А.Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –203 с.

56. Урунтаева Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста /Г.А. Урунтаева. - М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 280 с.

57. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Г.А. Урунтаева – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 220 с.

58. Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. (Руководство практического психолога) / Г.А. Ускова. - М.: Академия Проект, 2004. – 168 с.

59. Человеческая память и процесс обучения / Р.Аткинсон; под.ред. Ю.М. Забродина. - М.: Прогресс, 2007. – 216 с.

60. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание

/ О.Шпек. - М: Издат. центр «Академия», 2003.- 188 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: