Лекция №3
Тема 3. Круг проблем семьи, связанных с заботой о ребенке с нарушениями в развитии (4 часа).
Психологический уровень.
Социально-экономический уровень.
Педагогический уровень.
Соматический уровень.
Существует целый ряд специальных исследований посвященных проблемам функционирования семей, имеющих детей с теми или иными нарушениями.
Нам известно, что рождение аномального ребенка или утрата здоровья ребенка структурно деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую переносят все члены семьи. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Это положение можно охарактеризовать, как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик, что порождает определенный круг проблем.
Среди рассматриваемых проблем в различных источниках и разными авторами, можно выделить несколько уровней проблем, которые закономерно связанны между собой.
Так например В.В. Ткачева выделяет три уровня проблем с которыми сталкивается семья ребенка - инвалида.
|
|
Е.М. Мастюкова рассматривает проблемы воспитания в семьях, гдеесть дети с различными нарушениями в здоровье.
Проведенное нами исследование в 2001 году указывает на наличие четырех уровней проблем, с которыми сталкивается семья ребенка с откл. в развитии.
1. Психологический уровень.
2. Социально-экономический уровень.
3. Педагогический уровень.
4. Соматический уровень.
Вопрос №1. Психологический уровень.
На прошлых занятиях мы с вами уже начали рассматривать проблемы психологического уровня:
1. Это принятие решения об условиях воспитания ребенка всемье или вне ее границ.
2. Фазы реакций принятия диагноза ребенка. Психологический уровень характеризуется двумя особенностями родителей и близких родственников:
1. Психологический потенциал самих родителей и близких родственников.
А) способность принять или не принять диагноз ребенка, т.е. отношение к самому ребенку;
Б) способность построить гармоничные взаимоотношения между всеми представителями семьи.
2. Степень тяжести и характер расстройств при конкретной аномалии развития.
1А. Итак начнем по порядку с первой особенности, а именно психологического потенциала родителей по отношению к своему больному ребенку:
Вопрос о приоритетах семейной жизни – это тот вопрос, который должны решить для себя все родители.
Но для того чтобы решить это вопрос потребуется длительное время для выстраивания определенной психологической защиты и достижения родителями некоторой эмоциональной стабильности.
Так же решение этого вопроса будет зависеть от длительности процесса принятия диагноза ребенка. B.C. Сомерс (1994), она выделяет пять категорий отношения родителей и своему аномальному ребенку в зависимости от схемы поведения родителей и их реакции на дефект.