Пятая категория

Открытео отречение, отвержение ребенка.

Ребенок открыто принимается с отвращением и родитель полностью осознает свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родитель обращается к определенной форме защиты. Общество, врач или учителя оказываются виноваты в возникновении предрассудков, в отношении к дефекту, к аномальному ребенку. Родитель на основе проекции (проекция как защитный механизм, посредством которого внутренние импульсы и чувства, неприемлемые для «Я», приписываются внешнему объекту и тогда проникают в сознание как измененное восприятие окружающего мира) приобретает чувство обоснованности враждебности по отношению к своему ребенку и облегчение от огромного чувства вины.

B.C. Соммерс обращает внимание на то, что нельзя резко разграничивать указанные выше типы реакций родителей на своего аномального ребенка, т.к. некоторые из них явно перекрываются. Первые два типа реакции B.C. Соммерс считает положительными, т.к. они позволяют ребенку принимать участие в жизни семьи и обеспечивают возможности его развития.

Однако Л. Пожар (1996) считает, что реакция отрицания может вызвать важные нарушения личности аномального ребенка, поскольку повышает нервное напряжение и ребенок постоянно живет в состоянии стресса. Но если у ребенка сильный тип нервной системы, то при такой реакции родителей на дефект действительно впоследствии можно добиться отличных результатов. Чрезмерная защита (протекция) и отвержение, скрытое или открытое, отречение – это однозначно негативные реакции, впоследствии они задерживают развитие ребенка.

Итак, каждая реакция или отношение родителей к своему аномальному ребенку существенно влияет на его личностное развитие.

Когда усилия родителей не приносят желаемого улучшения, увеличивается психологическое напряжение дальнейших активных действий. Появляются сомнения в необходимости и впредь тратить силы и время. Впоследствии такие сомнения могут разрешающе отразиться на состоянии больного ребенка и микроклимате в семье:

Б.

Способность гармонизировать семейный уклад, определяется сохранением благоприятных взаимоотношений между всеми членами семьи, созданием положительного эмоционального фона при решении любых вопросов.

Гармонизация семейного микроклимата зависит от отношений:

1) супругов (матери и отца), будем рассматривать по А.Р. Маллеру;

2) сиблингов (братья и сестры);

3) наличие в семье нескольких поколений (пра- бабушки и дедушки).

1) Поведение матери:

Мать ухаживая за ребенком с первых дней жизни, страдая за него, любит его таким, какой он есть, просто за то, что он существует.

В.В.Ткачева выделяет спектр проблем психолого-педагогического уровня, с которыми обычно обращаются родители аномальных детей к специалистам. Родителей интересуют следующие вопросы: развития их ребенка в процессе обучения, воспитания и лечения; нормализация взаимоотношений между аномальным ребенком и другими детьми в семье или другими членами семьи; гармонизация отношения отца к аномальному ребенку; сохранение и поддержание гармоничного климата в семье, формирование позитивного отношения к процессу обучения, и одноклассникам, учителям и воспитателям школы.

На основании вышеуказанных запросов были проведены обследования родителей, с учетом специфики их личностных нарушений. При обобщении полученных данных были выделены три группы матерей: невротичный тип, авторитарный тип, психосоматический тип, которым оказались свойственны специфические индивидуально-типологические характеристики.

Ниже приведены наиболее типичные особенности, характерные для каждой группы.

Для родительницы невротичного типа характерны:

Оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того, что некоторые недостатки, возникающие у него, вторичны и являются результатом уже не биологического дефекта, а собственной личностной несостоятельности матери: стремление оградить ребенка от всех проблем, даже от тех, которые он может решить собственными силами; проявление слабости или инертности при реализации поставленной воспитательной цели: постоянный тревожный фон настроения, наличия излишних опасений о чем-либо, что в свою очередь передается ребенку и может явиться причиной формирования у него невротических черт характера.

Полярные характеристики, если их сравнивать с невротичным типом, имеет портрет родительницы авторитарного типа. Ей свойственны: активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями, вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов), стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка; неумение сдерживать свой гнев и раздражение, отсутствие контроля над импульсивностью собственных поступков, склонность к участию в ссорах и скандалах; холодность или отстраненность от проблем ребенка при установлении с ним контакта;

Неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно частое использование жестких форм наказания (окрик, подавление личности, избиение).

У категории родительниц психосоматического типа проявляются черты как и первой, так и второй группы. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то безудержная радость, то глубочайшая депрессия, вызванная незначительным поводом). У некоторых из них в большей степени прослеживается тенденция к доминированию, как и у авторитарных родительниц (1995).

На основе результатов клинического исследования психологического состояния матерей, имеющих глубоко аномального ребенка, А.Р. Маллер выделяет две группы, в зависимости от особенностей личности мам.

Матери первой группы отличаются подвижностью, активностью, истероидными особенностями поведения. Известие о болезни ребенка вызвало у них депрессивные реакции длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. У некоторых матерей этому предшествовал психогенный ступор, сменявшийся через несколько минут бурными реакциями, отчаянием, тоскливым настроением и т.п. Вину в случившемся они брали на себя. Иногда это сопровождалось суицидальными мыслями. У женщин нарушается сон, усиливается депрессия.

По прошествии определенного времени у таких матерей формировалось устойчивое субдепрессивное настроение, часто прерывавшееся слезами и тревожными опасениями за настоящее и будущее ребенка. Такое состояние особенно сильно овладевало ими в то время, когда они были заняты какими-либо делами, например в вечерние часы, перед сном.

У женщин этой группы значительно усиливалась раздражительность, по малейшему поводу возникали гневные вспышки, что затем вызывало раскаяние. Они становились как будто спокойнее, но и безразличнее. У обследованных отмечали постоянную вялость, раздражительность, появившеюся обидчивость, несдержанность, в частности слезливость при разговорах о детях.

Вторую группу составили женщины, для которых были характерны меньшая активность, стремление к уединению, небольшой круг знакомых. В болезни ребенка они обвиняют медицинский персонал. Сообщение о сущности заболевания ребенка принимали достаточно спокойно. Причинами этого, вероятно, являлись неверные представления о болезни ребенка, далекие от реальности, предполагает Маллер А.Р. Матери не представляли в полной мере тяжести состояния ребенка. Видимо, при этом включался своеобразный компенсаторный механизм.

С течением времени матери осознавали положение, в котором они оказались и вместе с тем рождалась тенденция жить сегодняшним днем, не строить планы на будущее. У многих из этих матерей возникало депрессивное состояние: настроение заметно снижалось и появлялись приступы отчаяния. Периоды пониженного настроения продолжались до нескольких суток и более, сопровождались наплывами тревожно-горестных мыслей.

Таким образом, у матерей обеих групп, несмотря на различия психического состояния, которые можно было наблюдать поначалу, в итоге обнаруживается стойкая выраженная депрессия. В дальнейшем такое состояние сохраняется. Сходные данные были получены в ходе семейной психотерапии и организации лечебной помощи родителям больных, страдающих нейросенсорными нарушениями слуха.

Находясь в хроническом стрессовом состоянии, многие матери, между тем, не спешат отдавать своего ребенка в дом инвалидов. Они теряют мужей, лишают себя всех радостей, но остаются рядом с ребенком. (1995 г.)

Детский психиатр Буянов М.И, считает, что у таких матерей постепенно формируется сверхценное отношение к тяжелобольному ребенку. Они видят смысл своего существования в опеке над ребенком; в том, что они лишают себя новой, нормальной семьи, полноценного ребенка, они видят особый героизм, предел самопожертвования, оправдание и объяснение всего, чего может быть, не добились в жизни (1988).

Поведение отца:

Отец, прежде всего, смотрит в будущее. Его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь. И если он не видит никаких перспектив, а усилия жены к тому же целиком направлены на уход за больным ребенком и она полностью поглощена своим горем, то дальнейшее начинает видеться ему совершенно беспросветным и он покидает семью (1995).

О.Н. Ертанова предполагает, что отцы, подержавшие в руках голенького новорожденного первые 5-7 минут его жизни, ничем не отличаются от матерей по заботливости и привязанности к нему. Скорей всего, что такие отцы не уйдут из семьи, если у ребенка появятся серьезные проблемы (1999).

Е.М Мастюкова рассматривает, как эмоциональный стресс матери отражается на взаимоотношениях с супругом. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное самоотречение, переключение на больного ребенка формирует у отца не проходящее чувство дискомфорта, эмоционально-болезненное состояние.

Если же взаимоотношения супругов оставляли желать лучшего, то появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый внутренний конфликт. В таких случаях отрицательные взаимоотношения между супругами развиваются по следующему сценарию:

- неизбежны взаимные обвинения о рождении больного ребенка;

- отношения становятся все более напряженные (достаточно одного неосторожного слова родственников или врача, чтобы семья распалась).

В результате исследований, по некоторым данным, в 32% случаев такие браки распадаются, что оказывает, безусловно, отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка (Ткачева В.В., 1998).

Подтверждает эти данные Е.М. Мастюкова: показано, что дети из таких семей развиваются значительно хуже и труднее, компенсируя свой дефект по сравнению с детьми с аналогичными его характеру и степени выраженности поражением мозга, но воспитывающиеся в полной семье. Родители в этих семьях невольно переносят свое психическое напряжение на отношения с ребенком. Для более успешной социальной адаптации мальчиков важное значение имеет сохранение контакта с разведенным отцом (1991).

Поэтому, утверждает В.Т. Петрова, матери и отцу следует приложить все усилия, к тому, чтобы семья не распалась. Ведь они оба крайне нужны малышу, а он их родной ребенок, никогда не будет для других людей столь же близким и желанным (1998).

Данные нашего исследования подтвердили настоящий факт, чтов 30 % случаев семьи распадаются или находятся на грани распада.

Рождение больного ребенка оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями. Однако известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью. Семья, где отношения до рождения ребенка были доверительными, теплыми, строились на взаимопонимании и любви, рождение больного ребенка может еще более упрочить систему семьи, но и эта семья нуждается в морально-психологической поддержке окружающих близких и специалистов.

2) Семья имеющая здоровых детей

По наблюдениям Е.М. Мастюковой можно увидеть, что особые психологические проблемы возникают в семьях, имеющих как больного ребенка, так и здоровых детей.

Как вы думаете, какие здесь могут возникнуть проблемы?

- Иногда родители предъявляют явно повышенные требования к здоровым детям, требуя от них ухода за больным ребенком и превращающая их в «няньку». Свои потребности такие родители рассматривают как наиболее приоритетные и уделяют здоровым детям мало внимания.

Пример:

Старшие здоровые сестры бывают подавлены дополнительными обязанностями по уходу за ребенком и обеспокоены устройством своей личной жизни в будущем (т.е они думают, что им всю жизнь придется заботиться о своем брате или сестре, в таких случаях обычно назревает внутриличностный конфликт, механизм которого может сработать в любое время, на любых окружающих людей).

- иногда здоровым детям приходится прибегать к своеобразной психологической защите, с целью компенсации наличия брата или сестры с недостатками в развитии.

Это может приобретать характер дизадаптации, особенно в тех случаях, когда здоровый ребенок старается любыми средствами привлечь к себе внимание и чем-то выделиться среди сверстников.

- Часто наиболее тяжело переживают наличие в семье больного ребенка, его младшие здоровые сиблинги. У них проявляется ревность, т.к. уделяется мало времени.

Все эти проблемы неблагоприятно отражаются на общем психологическом здоровье всех членов семьи.

Наиболее благоприятный климат создается в семьях, имеющих не менее двух здоровых детей.

3) Наличие в семье нескольких поколений (расширенная семья):

Семья вместе со всеми родственниками дальними и близкими, это микросоциум, со своими уникальным микроклиматом, устоявшимися отношениями.

Если среди нескольких поколений (как правило двух-трех) больной ребенок появляется в первые, она подвергается серьезному испытанию на прочность. Ведь ни у кого из ее членов нет опыта взаимодействия с таким ребенком.

Сразу возникает масса вопросов, близких к состоянию паники: «Как же так», «За, что», «Почему именно у нас», «Что теперь делать», «кто возьмет на себя основной груз забот о ребенке».

Пример:

По данным нашего исследования, реакция родственников на неполноценность состояния здоровья ребенка, можно сделать вывод, что родственники ребенка (в основном это бабушки и дедушки) очень переживают факт нарушений в развитии ребенка. Им также трудно, как и родителям адаптироваться в новой для них ситуации. В основном они только могут сочувствовать, а потом уже предпринимают попытки, как найти выход из создавшегося положения.

Подобные глубокие переживания связаны:

- с двойным чувством горя, за собственных детей и за внуков;

- а так же за продолжение рода.

Вторая особенность:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: