Под социальным институтом понимается совокупность (формальных и неформальных) принципов, норм, правил, традиций, ценностей, установок, регулирующих различные формы человеческой деятельности и организующих их в систему статусов и ролей, образующих социальную систему.
Государственная служба как социальный институт представляет собой особый вид социальной практики, нацеленной в конечном итоге на обеспечение законных прав и свобод граждан, создание благоприятных условий для их безопасности и достойной жизни.
Социальный характер государственной службы проявляется на трех уровнях: на уровне общества (природа социального института, его цели, функции); на уровне социального слоя государственных служащих (ценности, традиции, нормы); на уровне отдельного государственного служащего (социальный статус, престиж, имидж, рейтинг).
1. На уровне общества социальный характер государственной службы определяется прежде всего тем, что она функционирует в интересах граждан Российской Федерации и гражданского общества. Проявлению этой функции государственной службы способствует то, что социальным становится Российское государство, т. е. оно призвано проводить современную социальную политику: заботиться о трудовом устройстве населения, правах человека, создавать системы здравоохранения, образования, социального обеспечения, поддерживать малоимущие слои населения, бороться с преступностью, предотвращать социальные конфликты и т. д. Проведению данной политики способствует широкий демократизм, относительно стабильная и развитая экономика.
|
|
В социальном плане важно отметить, что государственная служба содержится за счет средств налогоплательщиков. Поэтому граждане вправе предъявлять к ней высокие требования. Они оценивают не только то, что законодательство дает служащим, но и то, что оно дает каждому гражданину.
2.На уровне социального слоя государственных служащих определяются нормы, традиции, правила, регулирующие деятельность и поведение кадров.
Государственные служащие образуют социальную группу, отличающуюся рядом особенностей. Среди них: высокий уровень организованности (благодаря развитости организационных отношений и их институционализации в нормативных документах); высокий уровень образованности; доступ к управленческой информации и ресурсам государства; благоприятные условия для самоутверждения и самореализации; обладание властью, присущей профессионалам и др.
Государственные служащие как социальная группа имеют свои корпоративные (групповые) потребности, интересы, цели, которые нуждаются в соответствующем удовлетворении со стороны государства.
|
|
В государственной службе как социальном институте на первый план выступает ограничение деятельности и поведения занятых в этой сфере работников рамками санкционированных государством и обществом предписаний. С этой стороны государственная служба характеризуется обычно жесткими требованиями, предъявляемыми к соблюдению норм и ролей административной структуры, активным процессом институционализации (разработки и реализации правовых и социальных норм), стратификации (размещения позиций и ресурсов), регуляции (осуществления власти и доступа к ней).
В настоящее время этот институт активно модифицируется. Одни институциональные нормы возникают заново, другие видоизменяются. В связи с этим актуализируется проблема стимулирования закрепления прогрессивных норм, регулируемых моралью, обычаями, традициями, корпоративными интересами, ценностями. В российской государственной службе назрела необходимость решения многих задач с помощью таких ценностей, как профессиональная честь, неподкупность, нейтральность, добрая репутация и т. д.
Воспользовавшись марксистскими оценками бюрократии, некоторые критики современной государственной службы оценивают ее с позиции «абсолютного зла», очерняя тем самым работу сотен тысяч преданных реформам и обществу добросовестных государственных служащих, возлагая при этом на государственную службу вину за просчеты политиков. Такая критика не способствует укреплению и развитию этой сферы в нужном гражданскому обществу направлении.
Надо отметить также, что сохраняются такие традиции, как неопределенность функций работников государственного аппарата, постоянные «экзамены на лояльность» власти, ограниченность перспектив карьеры, финансовая зависимость служащих от граждан, особенно разбогатевших в ходе приватизации государственной собственности, отсутствие гарантий против произвольных увольнений, недооценка государственной службы в представительных и судебных органах, «личная система» назначений руководителями на должности государственной службы лиц, относящихся к «карьерным» служащим. Актуальным остается преодоление традиций бюрократизма в российской государственной службе.
Таким образом, в государственной службе сосуществуют социальные нормы и ценности, которые отражают не только новый этап ее становления, формирования, но и исторический опыт государственной службы России, воплощенный в различных формах, видах и типах.
3. На уровне отдельного социального статуса государственного служащего. Важным элементом функционирования государственной службы как социального института является обеспечение, поддержание соответствующего социального статуса государственного служащего. Под социальным статусом понимается устойчивое положение внутри системы по отношению к другим индивидам и группам, связанное с определенными правами, обязанностями, ожиданиями. Понятие социального статуса является самостоятельной ценностью, источником разнообразия, поощрения социальной активности, свободы мобильности. Социальный статус ориентирует на занятие более высокого положения в обществе, выбор профессии государственного служащего, формирование соответствующих должностей, продвижение по службе, достижение баланса прав, свобод, обязанностей, ограничений, ответственности.
Особую роль в государственной службе как этической системе играет сам государственный служащий. В этике акцентируется внимание на личностном аспекте морали. Она определяется как специфическое измерение человека. Сформулировано понятие императива - формы и принципа должного поведения, объяснен особый оценочно-императивный механизм осуществления моралью регулирующих функций.
|
|
Реализация моральных принципов и норм государственным служащим тесно связана с его пониманием своего особого социального статуса, своего положения в системе государственного управления и в обществе. При этом мораль государственного служащего, в отличие от других граждан, не может основываться только на его собственном представлении о добре и зле, поскольку связана с общественными потребностями.
Таким образом, государственная служба как социальный институт включает три основные группы взаимодействия: государственная служба и общество; кадровый корпус государственных служащих как социальный слой (группа) и общество, государство; государственный служащий и его положение, роль в обществе. Эффективное функционирование государственной службы как социального института зависит от развития и взаимосвязи всех трех подсистем социального института.
В процессе реформирования государственной службы как социального института целесообразно учесть исторические, культурные, национальные и другие особенности России, интересы развития гражданского общества, обеспечить открытость государственной службы, повысить доверие к ней со стороны граждан. С этой целью в качестве основной цели государственной службы выступает служение ее кадров интересам граждан, гражданского общества и государства.