Публичные служащие подразделяются, прежде всего, на постоянных и временных. Постоянные служащие включены в штат учреждения, зачислены на службу, назначены на определенную должность, их фамилии включены в реестр публичных служащих. Временные служащие назначены на должность, но не включены в штат учреждения, их фамилии не внесены в реестр публичных служащих. Временные служащие обычно назначаются на должность путем внеконкурсного отбора. Хотя первоначальные ставки их заработной платы могут быть выше, чем у постоянных работников, временные служащие все же имеют значительно меньше прав. В частности, на временных служащих не распространяются права на пенсии, на защиту от увольнений.
Все публичные служащие подразделяются также по видам публичной службы: на государственных служащих, служащих территориальных коллективов (регионов, муниципалитетов и т. д.), а также на служащих публичных децентрализованных учреждений.
Государственные служащие, в свою очередь, делятся на гражданских служащих и военнослужащих, а также служащих других специализированных государственных учреждений (полиции, пожарной охраны и т.д.). Для работников каждого вида службы может устанавливаться своя классификация, но при этом всегда реализуется принцип соответствия классов и должностей.
В большинстве стран мира из числа постоянных служащих выделяется привилегированная группа чиновников. Чиновники (fonctionnaires, funcciona-rios etc.) нанимаются на публичную службу по конкурсу, наделяются классными чинами и имеют особый правовой статус. Чиновники, как и другие постоянные служащие, занимают определенную должность, но не она, а наделение их чином (титулом, званием, рангом) определяет статус чиновника. Первоначально чины означали посты в аппарате монархической власти, но в настоящее время они приобрели самостоятельное значение - как титулы, независимые от должности. В США, где никогда не было монархии, нет и гражданских титулов - чинов, отличных от должности. В связи с этим говорить о чиновниках США с административно-правовой точки зрения некорректно.
Чиновники, в свою очередь, распределяются по определенным в законе составам (категориям, классам, рангам). В каждой стране установлена своя специфическая классификация чиновников, определяющая уровень профессиональной квалификации. Критериями разделения чиновников по категориям, как правило, являются: уровень образования, характер выполняемой работы, способ назначения. Выделение того или иного критерия в качестве основного предопределяется национальными особенностями, в том числе и историческими.
Но в последние десятилетия наиболее распространенными становятся те классификации служащих, которые строятся в зависимости от характера выполняемых работником задач. В связи с этим типичными составами (категориями) служащих являются: административный, исполнительский, профессиональный и вспомогательно-технический.
Чиновники административной категории наделяются полномочиями принятия решений и разработки концепций.
Работники исполнительской категории проводят в жизнь решения чиновников-администраторов. К этой группе относятся лица, руководящие работой подчиненных, но не имеющие права принятия административных решений.
Профессиональная категория охватывает специалистов, выполняющих конкретную работу под руководством чиновников исполнительского состава.
Чиновники вспомогательно-технической категории создают необходимые условия для выполнения специалистами их функций.
Отнесение чиновника к той или иной категории определяется при зачислении его на службу. Во Франции оно прямо зависит от уровня образования, в Великобритании в большей степени обусловлено характером занимаемой должности.
Для чиновников каждой категории устанавливаются свои чины (ранги, классы) - звания, дающие его владельцам право занимать соответствующие должности. В случае упразднения должности чиновник не может быть уволен со службы, его чин дает ему право на замещение другого поста. Чины разных категорий объединяются таблицами приравненности.
Каждый ранг или класс, в свою очередь, подразделяется на ступени. По мере выслуги лет служащий продвигается от ступени к ступени, что соответствует его профессиональному росту.
В последние десятилетия наметилась тенденция выделения высших служащих в единую элитную группу, имеющую статус самостоятельного корпуса, состава или класса. Так, в США группа старших руководителей, выведенная за пределы общей классификации должностей, была создана в 1979 г. Подобные подходы наблюдаются также в законодательстве Австралии, Новой Зеландии, Испании и скандинавских странах.
В странах континентальной правовой семьи, как правило, осуществляется единая классификация чиновников. В англосаксонских странах, воспринявших традиционную английскую модель гражданской службы, применяется единая классификация гражданских служащих внутренней (недипломатической) службы.
Классификация служащих во многих странах дополняется классификацией должностей, имеющей в таком случае самостоятельное значение. Классификации должностей представляют собой детальные тарификации, учитывающие место конкретного поста в системе публичной службы и проводимые в целях определения жалованья служащих.
В США классификация служащих строится в соответствии с классификацией должностей. При этом главным критерием является способ получения должности. Таким образом, в большинстве зарубежных стран классификации служащих и классификации должностей различаются.