Осознание истории как длительного процесса вело к попыткам ее периодизации, т. е. выделению значимых и отмеченных общностью этапов. Предложено много способов ее членения, основанных на различных критериях и разном понимании истории.
Древнейшим, еще «мифологическим», было деление жизни человечества на прошлое — «золотой век», когда миром правили боги, и настоящее — век людей, «испорченный». Так, греческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.) в поэме «Труды и дни» говорит о пяти веках: золотом, серебряном, медном, героическом и железном, каждый — тяжелее предыдущего.
Другая родившаяся в древности периодизация (первым ее предложил ученик Аристотеля Дикеарх, IV в. до н. э.) построена на выделении способа жизнеобеспечения: охотничье-собирательского, пастушеского, земледельческого; много позже (в XVIII в.) к ним был прибавлен торгово-промышленный.
Рано сформировалась идея цикличности, суть которой — повторяемость тнпов развития всех обществ и государств: зарождения, зрелости, падения. Впервые она появилась у Ибн Халдуна, впоследствии в разных формах ее развивали Дж. Вико, Н. Макиавелли и многие другие.
|
|
Сложившаяся в эпоху Просвещения концепция поступательного развития общества (культурного прогресса) делила его историю на стадии дикости, варварства и цивилизации.
Еще в эпоху Возрождения в XV в. итальянские гуманисты ввели принципиально новую периодизацию истории, под которой понималась лишь история писаная. Причисляя себя к Новому времени, они выделили его исторических предшественников: период античности (греко-римский, идеалам которого они подражали) и срединный период, «средние века» (для них — «темные», время безраздельного господства христианской религии). Таким образом, были выделены три всемирно-исторические эпохи. В эту схему позднее (по существу в XIX в., когда перед историками стал открываться мир Древнего Востока) был включен древневосточный период как предшествующий периоду античности.
Тогда же А. Сен-Симон (1760—1825) предложил периодизацию, основанную на различии форм труда: рабского, феодального, наемного и свободного от эксплуатации. Этот подход был использован в одной из наиболее обоснованных систем периодизации всемирной истории — марксистской. В ее основе лежит способ производства, т. е. исторически определенный способ добывания материальных благ в обществе, образующий единство производительных сил и производственных отношений. Соответственно история человечества членится на пять последовательных общественно-экономических эпох (формаций): первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.
В концепциях постиндустриального общества в качестве критерия периодизации истории взяты типы общественного производства: первичное (сельское хозяйство), вторичное (обрабатывающее промышленное), третичное (сфера услуг). Им соответствуют три типа сменяющих друг друга обществ: аграрное, индустриальное и постиндустриальное (технотронное).