Если попытаться более четко и конкретно сформулировать обязанности подчиненного в системе управления, то их надо разделить на формальные и неформальные.
Начнем с формальных. Они заключаются в том, чтобы:
Ø принимать самостоятельные решения и действовать в рамках своей компетенции, не передавая задания коллегам и другим лицам;
Ø во всех случаях, когда решение проблемы выходит за рамки компетенции, докладывать руководству и советоваться с ним;
Ø консультироваться с руководством по всем вопросам, по которым он считает необходимым это делать, откровенно высказывать свое мнение и критиковать, невзирая на лица;
Ø искать пути совершенствования своей деятельности, вносить соответствующие предложения в вышестоящие инстанции;
Ø постоянно информировать руководителя о своей деятельности;
Ø координировать свои действия с работой других сотрудников того же уровня.
Неформальные обязанности подчиненных относятся, в основном, к их взаимоотношениям с руководителями. Именно здесь возникает очень много коллизий, для предотвращения которых теория и практика менеджмента разработала конкретные рекомендации. Назовем некоторые из них:
|
|
Ø смотреть на руководителя прежде всего как на человека, но на работе вести себя с ним, строго придерживаясь рамок служебных отношений, оказывать уважение в соответствии с его старшинством, не дискредитировать, не подводить в делах;
Ø привлекать внимание руководителя не к своей персоне, а к качеству работы, добросовестному исполнению служебных обязанностей;
Ø помогать начальнику добиться популярности и уважения среди коллег и подчиненных, способствовать созданию вокруг него определенного ореола;
Ø ценить время, отнимать его не более, чем требуется для передачи необходимой информации и получения инструкций; необращаться к нему без нужды, а лишь когда своими силами не удается решить проблему или обнаружить ошибку;
Ø не вмешиваться в решения руководителя, находящиеся исключительно в его компетенции;
Ø не дожидаясь просьбы, предлагать руководителю помощь, если она сможет реально сэкономить время;
Ø честно признавать ошибки, не скрывать свои недостатки, но и не выпячивать их наружу.