По организации изучения дисциплины

«Конфликтология».

При изучении дисциплины «Конфликтология» следует учитывать:

а. Требования государственного образовательного стандарта по специальности «Педагогика и психология» к содержанию учебной дисциплины «Конфликтология».

Основные теории конфликтов. Типология конфликтов. История развития конфликтологии, этапы становления. Понятие и содержание конфликта. Виды конфликтов. Функции конфликта. Структура конфликта. Динамика конфликта. Стили взаимодействия. Конфликты в организациях. Социальные конфликты. Основы предупреждения конфликтов. Профилактика конфликтности. Методы разрешения конфликта.

Задача преподавателя при создании рабочей программы по данной дисциплине максимально расширить основные положения госстандарта чтобы лекционные занятия давали импульс к размышлению, познавательному интересу студентов, позволяли проявить аналитические возможности интеллекта и позволяли самостоятельно изучать некоторые разделы программы.

« Конфликтология» - наука на все времена. Отношения людей, производственные конфликты, поведение в экстремальной ситуации, войны и локальные столкновения- все это изучается наукой, исследуется с древних времен проблема противоречия в мире. Преподавателю важно, чтобы студенты соединили истолкования понятия конфликта в эпоху Средневековья, Нового времени и научные постулаты современной науки конфликтологии.

Тернистый путь развития мировой истории человечества породил множественные теории конфликтов и студентам необходимознать переодизацию формирования различных теорий (социал-дарвинизм, социология конфликта, конфликтный функционализм, современные теории Р. Дарендорфа и М. Дойча), чтобы использовать полученные знания в социальных контактах при решении сложных социальных проблем.

Особое внимание преподаватель уделяет таким темам, как исследовательские методы науки о конфликте, функции конфликта, структурные и динамические характеристики конфликта. На лекциях важно использовать опыт студентов их понимание конфликтных ситуаций, так как это позволяет перекинуть мостик между теорией конфликта и практическим пониманием конфликтных ситуаций. Преподаватель вместе со студентами прослеживает все стадии развития конфликта, определяет стороны конфликта, предмет конфликта и результат конфликта. Это можно наблюдать, разрешая конфликтные ситуации на практических занятиях.

Большой интерес представляют для студентов темы исследования внутриличностных конфликтов, конфликтов в организации. Эти знания расширяют представления о конфликте, помогают студентам определить свою позицию к проявлению личностных и организационных проблем. С помощью деловых игр, сочинений-размышлений преподаватель закрепляет навыки существования человека в конфликтном обществе.

Вот почему так важна тема социальных конфликтов, рассуждения преподавателя о борьбе в обществе как всепоглощающем состоянии, о противостоянии социальных сил в обществе. Современный ход истории предлагает преподавателю живые сегодняшние примеры жесткой социальной борьбы, которые необходимы разъяснять и помогать выстроить определённые отношения к социальным сюжетам.

Рассуждения о неизбежности конфликта не должны приводить к фатальному непротивлению конфликтным взаимодействиям. Тема о методах разрешения конфликта и об основах предупреждения конфликтов может помочь студентам научиться сопротивляться ненужным конфликтам, использовать различные методы разведения сложных конфликтов.

Этому способствуют практические занятия, которые формируют практические навыки студентов разрешения конфликтов в социальной жизни.

б. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студента:

Самостоятельная работа студентов является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса, одним из главных методов изучения и усвоения учебного материала. Преподаватель является организатором проведения и контроля за самостоятельной работой студентов, он непосредственно реализует руководство ею по своей дисциплине как индивидуально так и в группе. Самостоятельная работа должна быть организована так, чтобы позволяла студентам активно участвовать в процессе приобретения новых знаний. Для этого преподаватель:

· создаёт методическое обеспечение своей дисциплине: УМК (учебно-методический комплекс, программу и график изучения дисциплины, контрольные тесты для проведения и проверки самостоятельной работы, используя при этом возможности информационных технологий);

· создаёт условия для работу студентов по индивидуальному графику, промежуточной отчётности для досрочной сдаче экзаменов и зачётов;

· оказывает помощь студентам в организации самостоятельной работы;

· стимулирует интерес студента к углубленному изучению дисциплины;

· определяет объём заданий для самостоятельной работы в соответствии с программой;

· осуществляет контроль за самостоятельной работой по учебной дисциплине.

Правильно спланированная самостоятельная работа позволяет раскрыть способности студентов, реализовать их творческий потенциал, способствует повышению познавательной деятельности студентов и общего уровня успеваемости.

При подготовке практических занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки группы, предлагать вопросы и задания, которые посильны для самостоятельной подготовки к ответам студентов. Самостоятельная работа должна помочь уяснить правила гигиены умственного труда. В ходе организации самостоятельной работы преподаватель может предлагать различные нестандартные формы изучения материала (написание научных эссэ, решение задач, составление конспектов). Важно чтобы студенты почувствовали интерес к данной дисциплине, имели желание использовать полученный опыт самостоятельного изучения материала в дальнейшем обучении. Особенности данной дисциплины в ее актуальности и социальной и личностной значимости. Жить в мире, с минимальными столкновениями, уметь решать конфликтные ситуации, учитывая человеческий фактор, вглядываться в проблемы людей, чтобы не быть слепым орудием в руках злодеев - это большая наука, и истоки ее начинаются при познавании законов конфликтологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: