Лекция 7. Культура эпохи Просвещения

В данной лекции будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Общая характеристика культуры европейского Просвещения.

2. Особенности раннего Просвещения.

3. Позднее Просвещение как общеевропейское явление.

4. Искусство эпохи Просвещения

1. Культура Нового времени в своем развитии проходит три этапа: век раннебуржуазных революций (первая половина XVII в.), век Просвещения (вторая половина XVII - XVIII в.), зрелость и развитие новоевропейской культуры (XIX – начало XX). На первом этапе происходит завершение процессов, начавшихся в эпоху Возрождения, зарождается основа, костяк Новой культуры, на втором этапе Новая культура утверждается в масштабах всей Европы, происходит ее самосознание, “…выход из состояния своего несовершеннолетия…” (И.Кант). На третьем этапе новоевропейская культура достигает рассвета, утверждается ее рационализм и антропоцентризм, а также выдвигается на первый план ее внутренняя (субъект-объектная) противоречивость.

Эпоха Просвещения своеобразно протекает в различных странах: в Англии Просвещение начинается в XVI веке и носит преимущественно религиозный и политический характер; во Франции – с XVII века, и выступает с критикой общественных и моральных принципов, слившись с революцией 1789 года; в Германии – в XVIII веке, отличаясь исключительными успехами в философии, литературе, образовании. Просвещение протекает в динамике и не может быть сведено к какому-либо жестко определенному облику.

Уже на исходе Просвещения в конце XVIII века И.Кант попытался сформулировать суть данной эпохи. В статье 1784 года “Ответ на вопрос, что такое Просвещение?” он пишет: “Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия… Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-либо другого, несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается…в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения” (11; 296). Таким образом, Просвещение – эпоха, в которую человек уже способен пользоваться собственным разумом, но этот процесс еще не закончен, а только совершается.

Определяющим принципом новоевропейской культуры становится рационализм, происходит его второе рождение (о первом речь шла в античности). Рационализм основывается на идее тождества мышления и бытия, на идее, что человек может познать мир и верно отразить его в своих понятиях. В мире в принципе не может быть вещей, недоступных человеческому разуму. В связи с этим в культурных установках эпохи на первый план выдвигается рационалистическая человеческая практика и тесно связанная с ней идея материи. Как следствие, материализм и эксперимент становятся основой нового отношения к миру, поиск метода, а не истины становится главным вопросом философии.

Просветители соединяют познание разнообразия мировой культуры с идеей разумного устроения мира. Для Просвещения характерна установка на обучающий и обучаемый разум человека, на воспитание и образование, на исключительную роль науки и литературы, знаний о прогрессе общества. В эту эпоху воззрения, основанные на религиозном и политическом авторитете, заменяются воззрениями, вытекающими из требований человеческого разума.

Поэтому не случаен и интерес Просвещения к естествознанию, которое дает основание для вывода о неограниченном могуществе человеческого разума. В эту эпоху складывается причинно-механистическая картина мира, представление, согласно которому все явления причинно-обусловлены и могут быть объяснены законами классической механики. На основе открытия всеобщности причинной связи делается предположение, что каузальный закон является всеобщим законом природы. Успехи техники того времени давали практическое основание считать, что все в мире подчинено механическим законам.

Эпоху Просвещения именуют веком разума. Поскольку просветители были убеждены в решающей роли знаний, особенно знаний “естественного порядка” для исправления общественных отношений, развитие общества рассматривалось на основе неуклонного совершенствования человеческого разума, преодоления невежества, фанатизма, суеверий, религиозной нетерпимости.

Не случайно, одно из важнейших достижений эпохи Просвещения – идея естественных неотъемлемых прав человека, которыми обладает каждый со дня своего рождения. В истории мировой культуры это величайшая идея, находящаяся в центре и духовной, и политической жизни человечества в современную эпоху. В качестве проблемы прав человека она стала важнейшей основой культурного обновления человечества: люди наделены разумом и совестью, должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Представление о разуме как основании новоевропейской культуры по мере ее развития претерпевает существенную трансформацию. Первоначально в культуре на первый план выдвигается еще не сам человек, а некое рациональное начало, разум, приобретающий вселенский, всемогущественный характер. Это вполне закономерно, поскольку индивидуалистический антропоцентризм все еще существенно противоречит остаткам христианского мировосприятия, а техническая мощь человека еще только начинает формироваться. Таким образом, разум рассматривается как особая самостоятельная субстанция, отделенная от человека, но уже не имеющая конкретного облика всемогущего творца.

Постепенно, по мере развития просвещения, человек превращается не просто в носителя разума, разум становится неотъемлемым атрибутом человека. И к концу XVIII столетия разум и человек (вместе со всеми своими несовершенствами) соединяются, предопределяя конец Просвещения. Не случайно разочарование в идеалах Великой французской революции, стремящейся построить идеальное общество всеобщего счастья и благоденствия.

Таким образом, итогом Просвещения становится утверждение в новоевропейской культуре человека как индивидуальной целостности, материально-телесной формы.

2. Как правило, в эпохе Просвещения выделяют две фазы: раннее английское Просвещение, достаточно умеренное, и зрелое Просвещение, более радикальное и заметное, превратившееся в общеевропейское движение (его развитие связывают с континентальной Францией).

В генезисе Просвещения отправной точкой является Английская буржуазная революция. Несмотря на то, что она проходила еще под лозунгами предшествующей эпохи, ее идеологической основой были более-менее радикальные варианты кальвинизма: пресвитерианство и индепендентство. Они объединялись под общим названием “пуритане”, выступали за возврат к первоначальной, чистой и дешевой церкви, за раннехристианский аскетизм, предлагая запретить театры, маскарады, петушиные бои.

Английская революция существенно расшатала устои английского общества. В нем воцарился “интерес наживы”, бездуховность, аморализм, получило широкое распространение пьянство. Не случайно английское Просвещение интересно прежде всего своими попытками найти разумный баланс между интересами отдельной личности и общества. Не случайно также рождение и распространение именно на английской почве деизма (синтеза научно ориентированного рационализма и идеи Бога) как одного из главных принципов Просвещения в целом. Основные идеи деизма были сформулированы Э. Гербертом и лордом Чербери.

Попытка соотнести индивидуалистический и общественный интересы прослеживается уже в работах Т. Гоббса, который в разгар революции выступил с идеей ограниченной в пользу государства свободы. Человек – часть природы и подчиняется ее законам, полагает Т. Гоббс. Воля человека достаточно жестко детерминирована универсальной причинностью. Первоначально природа человека проявляется в эгоизме, в естественном состоянии “войны всех против всех”, не выгодной ни для кого. Люди объединяются в государство при помощи “общественного договора” и подчиняются власти, чтобы получить защиту и возможность спокойной жизни. Для достижения гражданского согласия, как полагает Гоббс, приемлемо даже ограничение и корректировка исконной природы человека, его свободы и равенства.

Впоследствии в трудах Дж.Локка оформляется более умеренная концепция “общественного договора”, основанная на утверждении ценности отдельного человека, на признании его прав, включая право собственности. Локк же формулирует доктрину “разумного эгоизма”, выраженную практически во всех социологических теориях раннего Просвещения. Согласно Локку, моральное благо – это то, что ведет к длительному удовольствию, следовательно полезно. Моральное зло – то, что ведет к длительным страданиям, а значит вредно. Всеобщий закон нравственности имеет основание лишь в Божественном откровении. А поскольку представления о Боге у всех людей различные, невозможно установить единые нормы морали и требовать единообразия в решении вопросов совести и вероисповедания. “Терпимость по отношению к тем, кто в религиозных вопросах придерживается других взглядов, - пишет Дж.Локк, ‑ настолько согласуется с Евангелием и разумом, что слепота людей, не видящих при столь ясном свете, представляется чем-то чудовищным” (8; 93). Поэтому веротерпимость – одно из важнейших условий легитимного правления. Защите религиозной свободы Дж. Локк посвятил четыре письма “о веротерпимости”. По мнению Дж.Локка, “государственная власть не должна государственным законом предписывать символы веры, те догматы, или то, как именно следует чтить Бога” (8; 96).

В гносеологии Локк развивает теорию сенсуализма, согласно которой опыт, полученный из ощущений в человеческой практике, – основа знаний. Параллельно с Локком И. Ньютон формулирует основные законы классической механики, завершившие формирование механистической картины мира.

Таким образом, глубокий кризис английского общества, утверждение концепции свободного индивида, ньютоновская механика с идеей первотолчка как основы движения создают основу для дальнейшего распространения деизма в Европе как представления о Божественном первотолчке, после которого мир развивается по собственным законам. Это отражают труды Ч. Блаунта, Дж. Толанда, лорда Шефтсбери.

На исходе раннего Просвещения начинается саморефлексия новоевропейской культуры и подводятся первые итоги Просвещения. В этом плане показательны два знаменитых романа: “Робинзон Крузо” Даниэля Дефо и “Путешествия Гулливера” Джонатана Свифта.

В “Робинзоне Крузо” (1719 г.) явно прослеживается типичное для новоевропейской культуры объектное отношение к миру и человеку. С одной стороны, описание упорного человеческого труда, гимн человеку, преобразующему природу, подробное описание простых производственных процессов, с другой – отношение к человеку (в лице Пятницы) как к средству.

В “Путешествиях Гулливера”, последовавших вслед за “Робинзоном”, речь идет об относительности индивидуалистических ценностей и антропоцентризма. Свифт показывает своего героя среди общества совершенно различных типов. В обществе лилипутов Гулливер – могущественный человек, ощущающий свое величие. В стране великанов – игрушка и средство, предмет для забавы малышей, бессильный перед мухами и осами, ощущающий свое ничтожество. Свифт противопоставляет человека, гордящегося собственной властью над природой лошадям-гуигнгнмам – добрым, благородным существам, которые не ведают многочисленных пороков человека.

И, наконец, откровенная пародия на “Утопию” Т. Мора – “Путешествие в Лапуту”. Свифт рисует летающий остров с просвещенными правителями, ученое население, знающее математику, геометрию, механику, музыку; бесконечные попытки пересоздания мира по точным математическим образцам. Все это – карикатура на слепую веру в рационализм, попытка заявить об ограниченных возможностях человека, предостеречь его от излишней самоуверенности.

Таким образом, несмотря на то, что английское Просвещение – менее яркое и менее заметное, чем французское, оно заложило основы последующего распространения просвещения вширь, определило его облик и влияние в последующем европейском развитии.

3. Стремительное распространение просвещения вширь происходит в основном еще в феодальной, крестьянской Европе. К 1740-м гг. практически вся Европа испытывает значительное влияние Просвещения, прежде всего французского. Утвердившееся представление о радикализме и разрушительной мощи французского Просвещения несколько преувеличено. В действительности, для него характерен достаточно широкий спектр умеренных вариантов просветительства, не ставящих целью революционное преобразование общества (начиная от Монтескье, Руссо – до Вольтера). По этому поводу блестяще замечает А.И.Герцен: “Вольтер и Руссо – почти современники, а какое расстояние делит их! Вольтер еще борется с невежеством за цивилизацию, Руссо клеймит уже позором саму эту искусственную цивилизацию. Вольтер – дворянин старого века, отворяющий двери из разрушенной залы рококо в новый век; он в галунах, он придворный; он раз был на большом выходе и, когда Людовик XV проходил, церемониймейстер назвал по имени Франсуа-Мари-Аруэта; по другую сторону двери стоит плебей Руссо, и в нем ничего уже нет du bon vieux temps (от доброго старого времени). Едкие шутки Вольтера напоминают герцога Сен-Симона и герцога Ришелье; остроумие Руссо ничего не напоминает, а предсказывает остроты Комитета общественного благосостояния” (3; 180). Поэтому Просвещение в целом было принято феодальным обществом и даже нашло в нем своих сторонников.

Расцвет французского Просвещения знаменует издание “Энциклопедии”, чьи творцы объединяются вокруг Дидро. Это издание становится знаковым для утверждения в сознании европейской элиты новоевропейского образа мира. С середины 1750-х гг. “просвещенный абсолютизм” становится повсеместным, даже модным, явлением на последующие 30 лет, о чем свидетельствует деятельность Екатерины II в России, ее стремление “вжиться” в образ просвещенной монархини.

Широко распространяется деизм, и намечается, особенно во французском материализме, переход к атеизму. Важнейшей особенностью французского Просвещения становится антиклерикализм – полемически резкое отношение к институту церкви, масштабное наступление на церковь. С 1760 г. ограничивается деятельность религиозных орденов во Франции. В 1766 г. здесь проводится монастырская реформа, в ходе которойликвидируется 386 монастырей и сокращаются монастырские городские владения. В результате реформ в Австрийской империи в 1760-1780 гг. закрывается около 600 монастырей. С 1764 г. Екатерина II провела секуляризационную реформу в России, конфисковав монастырское землевладение (около 500 обителей упразднили; 53% мужских и 67% женских монастырей закрыли). Просвещение привело к ликвидации некогда очень мощного Ордена иезуитов. В 1773 г. папа Клемент XIV упразднил своей буллой Орден иезуитов.

В позднем Просвещении 1740-х – 1780-х гг. четко проявляются следующие характеристики эпохи: укоренение механистического материализма; рост опытного знания и науки; соединение человека с абстрактным принципом разума, очеловечивание его.

Одновременно в культуре нарастает сопротивление Просвещению. Это проявляется в широком увлечении мистикой, оккультизмом, астрологией. Большую роль в культуре продолжает играть символизм ‑ стремление выявить в каждом явлении его скрытую основу. Не случайно распространяется геральдика и тяга к гербам, улицы городов в дни торжеств освещают праздничные фейерверки с символическими фигурами, победивших государей встречают триумфальные арки с символическими изображениями, дни недели в дневниках отмечают знаками Марса, Сатурна, Венеры.

На рубеже двух Просвещений возникает первая “Великая” масонская ложа в Лондоне (1717г.). В 1723 г. выходит подобие масонского кодекса – “Новая книга уставов”. Масонство приобретает колоссальное влияние в Европе, соединяя, казалось бы, противоположные идеи. С одной стороны, идея иерархического включения в целое с трансформацией и полной утратой своего прежнего облика, ограничением свободы воли. С другой стороны, представление об огромной роли личного усилия человека, соединенного с усилиями других людей. Отсюда двойственное отношение к масонству со стороны просветителей, полемизировавших с ним и одновременно входивших в него.

Попытка реализовать на практике оптимистическую веру во всемогущество и преобразующую творческую силу человеческого разума потерпела крах, сначала в практике “просвещенного абсолютизма”, затем в итогах Великой французской буржуазной революции.

Итог Просвещения наиболее зримо представлен в философии И.Канта. В “Критике чистого разума” он фактически провозглашает ограниченность и недостоверность опытного знания, очерчивает разуму четкие границы в виде непознаваемой “вещи в себе”. Именно Кант ясно выразил главную антиномию новоевропейской культуры – противоречие между пониманием человека одновременно и как цели, и как средства. Пытаясь рационалистически примирить их, он выдвигает на первый план нравственное начало в философии в виде категорического императива. Одна из его формулировок гласит: “…Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству” (6; 270).

Главным итогом эпохи Просвещения становится выход на историческую арену конкретного самостоятельного разумного человека самого по себе, со всеми его слабостями, недостатками и творческими способностями. Французское “третье сословие” представило типичные для последующего XIX века типы личности: “торгаш” и “представитель свободной профессии”, чья деятельность нацелена на достижение быстрого количественно возрастающего результата. В сознании эпохи утвердился новый образ мира и новый тип человека.

4. Искусство Просвещения отражает основные тенденции и противоречия, присущие эпохе. В VII-VIII вв. получили распространение преимущественно два основных стиля: барокко и классицизм.

Барокко (странный, причудливый, вычурный в трактовке Якоба Буркхардта) – стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке, распространившийся в Европе в 1600-1750 гг. Ему присущи: выразительность, пышность, динамика. Зародившееся как направление в поддержку католической церкви в ее борьбе с реформацией, искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей. Этот стиль отражает представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Ему свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Первоначально возникший в римских церквах стиль скоро завоевывает всю Европу, приобретая новые черты.

Характерный пример – часовня Корнаро со скульптурой Бернини “Экстаз св. Терезы”. Живопись, скульптура. Декор, архитектура создают целостный драматический эффект. Барокко представлен в живописи Караваджо, использующего световые контрасты и впечатляющие композиции, в произведениях Рубенса и ван Дейка, полотнами Веласкеса и Риберы, творениями Рембрандта, Вермера и Халса.

В искусстве барокко проявляется свойственное всей новоевропейской культуре объектное отношение к миру, выражающееся в дальнейшем подчинении мира человеку. Художественные средства барокко направлены на создание зависимого от человека пространства – однородного, пластичного, податливого, доступного охвату единой человеческой волей. В архитектуре барокко прямые линии уступают место извилистым и ломаным, пространство лишается собственного напряжения.

Пространство помещений иллюзорно расширяется благодаря беспокойной игре светотени. Свет и краска становятся главными орудиями в создании подчиненного человеку мира. Характерно, что сам поток света, его направление и интенсивность определяются не объективными особенностями освещения, идущего от внешнего мира, а выбираются самим художником. Барокко использует контраст света и тени, создавая в архитектуре ниши, углубления стен, делая пространство доступным, освоенным, податливым человеку, в известной мере уютным и камерным.

В музыке барокко характеризуется усилением драматического звучания, воплощением душевных переживаний человека, утверждаются новые музыкальные средства. Получает развитие соната, сюита, жанры вокала – опера, оратория, кантата. К композиторам барокко причисляют Корелли, Вивальди, Баха, Генделя.

Если в эпоху Возрождения ведущую роль играла живопись, то во Франции XVIII в. главное место занимает литература. На втором месте стоит театр, затем архитектура. Живопись в эпоху Просвещения отодвигается на задний план. Это отражено в главном художественном стиле Просвещения – классицизме. Доктрина классицизма была развита на основе литературы, прежде всего, драматургии. Классицизм насчитывает трехвековую историю – с XVI в. до 30-х гг. XIX в. Начиная с 20-х гг. XVIII в., он распространяется по всей Европе.

Теоретиком классицизма является Н. Буало, изложивший свою теорию в трактате “Поэтическое искусство” (1674 г.).

Классицизм (“образцовый”) исходит из того, что искусство должно быть подчинено строгой регламентации со стороны разума. Это предполагает ясность и четкость анализа, рационалистичность языка произведения и композиции, которая строится согласно строго установленным правилам. Основная задача художника – убеждать силой и логикой мысли. В своем трактате Буало опирается на рационализм Р.Декарта и художественное творчество Корнеля и Мольера.

Н. Буало выделяет следующие основные черты классицизма:

1. Во всем следовать античности, давая античным сюжетам современную трактовку. В качестве образцов для подражания выступали “Энеида” Вергилия, комедии Теренция, сатиры Горация, трагедии Сенеки.

2. Трактовка лиры не в духе Возрождения, как внутренней гармонии, изначально присущей человеку, а как гармонии личного и общественного, подчинения личного общественному, государственному. Мера выступает внешним, а не внутренним ограничением.

3. Воспитание человека не в духе “войны всех против всех”, а в духе подчинения порядку, долгу, моральному закону, соблюдения правил поведения.

4. Понимание красоты как гармонии и закономерности Вселенной, видение источника красоты в духовном начале, упорядочивающем материю, противостоящем ей. Прекрасное ничего общего не имеет с материей, а она только тогда приближается к прекрасному, когда одухотворяется Творцом (Н.Пуссен). Согласно Буало, красота есть гармония и закономерность, источником которой является не природа, а дух, упорядочивающий материю. Духовная красота выше красоты физической, а творения искусства выше творений природы. Творения природы уже не являются образцом и нормой для художника, как в искусстве Возрождения. В творениях искусства природа упорядочивается деятельностью разума, художник воплощает духовные сущности.

5. Требование точности, ясности, простоты, обдуманности произведения. Ясность и очевидность являются критерием красоты как истины, а все непонятное – некрасиво.

6. Требование гармонии частей и целого: все, что неясно, туманно, нечетко, объявляется уродливым. Эстетика ориентирована не просто на рациональное, а на общее, родовое. Так, в живописи ориентация на общее выражается в предпочтении рисунка композиции, колориту, краске. Основным качеством художника считается способность рисовальщика. Ориентация на общее проявляется в способе типизации, в том, что выдвигается требование тождества характера.

7. Требования тождества характера и единства времени означают, что действие в литературном произведении должно происходить в пределах 24 часов, а изображаемый характер не должен изменяться, оставаясь тождественным самому себе. Нарушение этих правил, согласно Буало, подобно логической ошибке “учетверения терминов”. Характер персонажа должен оставаться неизменным, лишенным развития, непротиворечивым. Например, большинство характеров в произведениях Мольера отличаются статичностью (ханжа и лицемер Тартюф). То же самое и у Расина. Метафизический метод типизации сочетается с использованием гиперболы. В результате образ живого человека распадается, внимание акцентируется на какой-то одной черточке индивида, все остальные черты отбрасываются. Благодаря этому были созданы образы Скупости, Глупости, Лицемерия.

В музыкальной культуре классицизм представлен творчеством Моцарта, Бетховена, Гайдна. Он неоднозначно взаимодействует с барокко, сентиментализмом, романтизмом. Это взаимодействие можно проследить на примере такого жанра как месса. Месса – это центральный обряд суточного богослужения католической церкви, в котором важную роль играет музыка, обряд, аналогичный православной литургии (образ, прототип евангельского эпизода Тайной вечери). Текст мессы обычно либо поется, либо читается. Ее разновидностью является реквием (заупокойная служба), краткая хоральная месса. В культуре Просвещения месса включает в себя светские пьесы (речитативы, арии, танцы), а в искусстве барокко этот жанр эволюционирует в сторону концертности, сближения с оперой. Во второй половине XVIII в. Происходит симфонизация мессы (создаются мессы Гайдна, Моцарта, “Торжественная месса Бетховена”), а в XX в. в эволюции мессы проявляется тенденция неоклассицизма (в творчестве И. Стравинского, Ф. Пуленка и др.)

В целом для классического стиля в музыке характерна разработка, открытие симфонии как высшего типа музыкального мышления и системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка и его функциональной организации.

О состоянии музыкальной жизни и культуры в России в этот период можно судить по запискам тульского писателя и естествоиспытателя А. Болотова. В дневнике 1796 года он дает панорамные изображения музыкальной Москвы. В то время музыка была в Москве в моде. Насчитывалось до десяти тысяч музыкантов, во многих домах москвичей содержались музыканты-виртуозы. Музыкальная культура была доведена до высокого уровня совершенства, о чем свидетельствовало хотя бы наличие множества музыкальных лавок, где продавались ноты. Одновременно с развитием музыки развивалось и театральное искусство. Однако из 15 театров 14 были приватными, в частных домах.

Совместно с развитием музыкальной жизни в русской культуре развивается светский этикет, имеющий черты классицизма. Этикет, как известно, собрание правил, касающихся общежития в обществе, которое принято называть благовоспитанным. Каждое общество имеет свою грамматику, язык, кодекс поведения, правила которого должны быть изучены путем практики и теории. Эмерсон говорил, что изящество в обращении лучше изящества формы, ибо оно самое изящное из всех изящных искусств. Такт лучше знания талантов помогает человеку вести себя адекватно в затруднительных обстоятельствах. Писаные правила русской светской жизни и этикета конца XIX века ставят безупречность и совершенство характера выше искусства, выше богатства и власти, ума и гения.

Искусство классицизма с его рационализмом, нормативностью творчества обобщало художественную практику эпохи Просвещения. Нормативность художественной системы классицизма способствовала овладению профессиональным мастерством. Однако регламентация творчества ограничивала индивидуальность художника, сдерживала развитие искусства. Классицизм требовал строгого разделения жанров, разграничения различных сфер действительности на отдельные области. Жанры делились на “высокие” и “низкие”, а на первое место во всей системе искусства выдвигалась драматургия и театр.

Библиографический список:

1. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции XVIII века. М., 1977.

2. Гоббс Т. Избр. Произв. В 2 тт. М., 1964. Т. 1.

3. Герцен А.И. Полн. собр. соч. в 30-ти тт. Т.4. М., 1988.

4. Дефо Д. Робинзон Крузо. М., 1983.

5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. М., 1990.

6. Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения. М.,1994.

7. Кант И. Критика практического разума. Соч. Т.4. Ч.1. М., 1965.

8. Локк Дж. Послание о веротерпимости // Локк Дж. Соч. в 3-ч тт. Т.3. М., 1988.

9. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973

10. Оссовская М. Рыцарь и буржуа М., 1987.

11. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. М., 2001.

12. Руссо Ж-Ж. Трактаты. М., 1969.

13. Свифт Дж. Путешествия Гулливера. М., 1980.

14. Словарь искусств. М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: