Он не юнгианец)))))
Вообще, он себя считал фрейдистом. «Вы можете сколько угодно называть себя лаканианцами, но я остаюсь фрейдистом».
Ж. Лакан в работе «Ниспровержение субъекта и диалектика желания в бессознательном у Фрейда» подчеркивал сходство механизмов защиты с поэтическими тропами, понимаемыми им в широком смысле как макрориторические элементы: «механизмы, описанные Фрейдом как механизмы «первичного процесса», то есть, механизмы, определяющие режим деятельности бессознательного, в точности соответствуют функциям, которые эта научная школа считает определяющими для двух наиболее ярких аспектов деятельности языка – метафоры и метонимии, то есть эффектам замещения и комбинации означающих»[10].
То есть, по-русски, остроумие и метафорика – это защиты БС от вторжения извне.
Вообще, Лакана гнобили и философы, и литературоведы, и психологи, потому что он не примыкал ни к тем, ни к другим, ни к третьим.
Он не разделял философию и литературоведение. (Ну и правильно делал =)
|
|
По Лакану, БС структурировано как язык. С точки зрения Лакана, Фрейд открыл, что человек целиком принадлежит к символическому строю языка.
Вообще, все семинары Лакана – это гон про Фрейда.
Он написал «Функция и поле речи в языке и психоанализе». По его мнению, человеческое существование от начала и до конца носит языковой характер. Оно развертывается в языке. Язык это единственная реальность нашего существования.
Символ – это нейтрализованное означающее, отделенное от означаемого. То есть человек сперва присваивает себе означающее (члены племени говорят, что они дети волка), а потом уже активизируют означаемое (начинают себя вести как дети этого самого волка). Иными словами, то, что раньше было названием, затем становится самостоятельной сущностью.
Имя порождает реальность, в которой живет человек.
EX: Урсула ле Гуин. Замечательная книга «Волшебник Земноморья». У всего должно быть имя =)
Для Лакана не актуально противопоставление жизни и культуры. Для него язык – это прежде всего культура.
Лакан говорит о внеязыковом БС, но в исключительно негативной форме, потому что мы не можем его изучить.
Человек – это существо символическое, по Лакану)) Бессознательное вписано в язык, оно существует в языке. Если БС первично по отношению ко всему остальному, а желание – это БС, то желание первично.
А еще у него есть триада символическое – воображаемое – реальное
Символическое – структурирующая сила, сила языка, господствующая и над реальным, и над воображаемым.
Воображаемое – это индивидуальная вариация символического порядка бытия, построенная на стремлении к единству (к переживанию человеком самого себя как единства).
|
|
Реальное – доязыковое бессознательное, хаос, недоступный именованию.
Наша субъективность – продукт воображаемого, иллюзия. Мы сами воображаем себя единым целым. А действительно завершенного «я» не существует.
Субъективность децентрированна!!
То есть внутри нас нет устойчивого центра, вокруг которого могли бы концентрироваться другие элементы. Это подвижное изменчивое образование конструируется желанием. Субъективность – не данность, а заданность.
Временной характер того, что мы есть, всегда определяется будущим, вектором, куда устремлено желание.
Объект желания – не физический объект или функция, этим желание человека отличается от желания животного. Мы желаем желания Другого!
EX: когда мы любим, мы хотим, чтобы другой желал нас.
Невозможна такая ситуация, чтобы желание иссякло.
Изначально Другой – это Отец. Потом образ отца трансформируется, совмещается с реальными людьми.
Если я желаю желания Другого, значит, я – дискурс Другого.
Другой конституирует меня и определяет мое существование.
Центр нашего «Я» вынесен в сферу Другого. Субъективность интерсубъективна – она воплощает в себе Других. Субъективность – это диалог, постоянное движение между полюсами моего и Другого.
Лакан оч. четко различает язык и речь. В его работах много ссылок на лингвистов, де Соссюра в т.ч.
Язык – символический порядок существования.
Речь – самопроявление субъекта, исходящее из его индивидуальных вариаций этого символического порядка.
Невроз – болезненно переживаемое противоречие между языком и речью, существенное несовпадение их.
Язык – некий всеобщий дискурс желаний.
Если мое желание идет по пути, который отклоняется от пути, заданного языком, то возникает невроз.
Психоаналитик – человек, который приводит речь в соответствие к языку. Он хорошо знает общие правила языка. Пациент должен осознать причины своего невроза, только тогда он сможет излечиться.
Терапевтическую функцию языка Лакан упорно называет поэтической) Психоаналитик действует как поэт.
Задача литературы – высветить состояние души человека, проговорить его и привести в соответствие с языковым полем культуры.
Лакан многое предвосхитил и в постмодернизме, и в постструктурализме.
1. Понимание реальности как текста, не имеющего укорененности в каком то едином основании. (Бог, Мировой разум)
Реальность – децентрированная система языковых кодов. Реальность – совокупность означающих как означаемых, взаимная игра означающих.
2. Децентрированность субъекта. Идея смерти автора (как потом у Барта). Если моя субъективность децентрированна, то я не могу о себе сказать «я». А если я – Автор, то я не могу сказать, что это произведение – мое.
3. Нет литературы как репрезентации реальности, т.к. нет никакой доязыковой реальности. Реальность – это и есть язык.
не мы пользуемся языком, а язык нами. Литература - форма саморепрезентации языка.