Что такое медиаторство и когда необходимо участие в конфликте медиатора?

Медиаторство — это древнейший способ разрешения конф­ликта, который предполагает участие третьей стороны, которая и обеспечивает бесконфликтное решение возникшей проблемы или урегулирование уже начавшегося конфликта. В качестве медиато­ра может выступать один человек или группа из двух-трех людей (реже). Также в роли медиатора может выступать и целое госу­дарство. Для осуществления официальных функций медиатор-ства лицо должно обладать нормативным статусом и возможно­стями воздействовать на участников конфликта. Неформальное медиаторство не предполагает официального статуса, но его не­формальный авторитет в разрешении возникших противоречий признается всеми участниками конфликта.

В роли официальных медиаторов могут выступать: межгосудар­ственные организации (например, ООН); отдельные государства; государственные правовые институты; правительственные и дру­гие государственные комиссии; представители правоохранитель­ных органов; руководители предприятий, организаций и т. п.; об­щественные организации; профессиональные медиаторы-конф­ликтологи.

Неофициальными медиаторами могут быть: известные люди, ко­торые добились определенных успехов и авторитета в общественно важных делах; представители религиозных организаций; шаманы (например, у народов Крайнего Севера России); профессиональ­ные психологи, педагоги, социальные работники; неформаль­ные лидеры социальных групп разного уровня; старшие по воз-


расту (мать, отец, бабушка); друзья, соседи или просто свидетели возникшего конфликта1.

Участие медиатора в конфликте может происходить в двух ва­риантах: когда стороны сами обратились к нему за помощью в разрешении конфликта или же если медиатор вмешался сам. Об­ращение сторон к медиатору происходит в следующих случаях:

— конфликт протекает довольно длительное время и обе сто­
роны уже исчерпали все ресурсы и возможности для его разреше­
ния, Однако выход так и не найден;

— интересы сторон являются кардинально противоположны­
ми и взаимоисключающими друг друга, в связи с чем у них нет
точек для соприкосновения;

— правовые нормы или иные критерии, которые являются ос­
новополагающими в разрешении конфликта, стороны трактуют

по-разному;

— одна из сторон получила серьезный моральный или мате­
риальный ущерб и требует санкций в отношении оппонента;

— интенсивность конфликта не велика, но при этом стороны
не могут найти приемлемое для обоих решение, и им важно со­
хранить конструктивные отношения друг с другом;

— между оппонентами достигнуто временное соглашение, но
его выполнение должно происходить под внешним объективным

контролем.

Самостоятельное вмешательство третьей стороны в разреше­ние конфликта необходимо в следующих случаях:

— развитие конфликтных действий приобретает опасный обо­
рот, когда возникает непосредственная угроза применения одной
из сторон насильственных методов разрешения конфликта;

— по отношению к одной из сторон насилие уже осуществ­
ляется;

— третья сторона по разным причинам сама не заинтересова­
на в продолжении данного конфликта;

— конфликт оказывает негативное, деструктивное влияние на
ту среду, которая находится под контролем третьей стороны;

— третья сторона имеет реальные возможности удовлетворить
обе конфликтующие стороны, которые пока не пришли к со­
гласию.

Третья сторона может играть в процессе разрешения конфлик­та разные роли. Это зависит от степени контроля, который осуще­ствляется ею при разрешении конфликта. Роли третьей стороны могут быть следующими: третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель.

1 АниуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 520.

Роль третейского судьи является наиболее авторитетной, так как он обладает наибольшими возможностями, позволяющими


разработать варианты решения проблемы. Процесс участия тре­тейского судьи сводится к выслушиванию обеих сторон и выне­сению вердикта, который не может быть оспорен.

Арбитр тоже обладает серьезными полномочиями в разреше­нии конфликта. Его действия сводятся к изучению конфликта, выслушиванию сторон и последующему вынесению окончатель­ного решения. Это решение должно быть обязательно выполне­но, но если оно не устраивает стороны, то они могут обратиться в вышестоящие организации за обжалованием решения.

Посредник имеет более нейтральные функции, которые пред­полагают конструктивное обсуждение проблемы. Выполнение данной функции обеспечивается теми специальными знаниями, которыми обладает посредник. Окончательное решение прини­мают сами стороны.

Целью помощника является совершенствование процесса об­суждения проблемы, а также он занимается организационными вопросами (поиск и назначение места, времени встреч и перегово­ров). В его задачу не входит вмешиваться в процесс обсуждения проблемы конфликтующими сторонами и вносить свои варианты решений, а также влиять на принятие окончательного решения.

Наблюдатель выполняет регулирующую функцию: благодаря его присутствию стороны сдерживаются от нарушения ранее до­стигнутых договоренностей или от проявления агрессии по от­ношению друг к другу. Наблюдатель способствует созданию та­ких условий, которые бы обеспечили возможность конструктив­ного разрешения конфликта в процессе переговоров.

Под влиянием авторитета, власти и роли медиатора исход конфликта может быть следующим:

1) волевое прекращение конфликта (третейский судья, арбитр);

2) разведение конфликтующих сторон (третейский судья, ар­
битр);

3) блокирование борьбы (третейский судья, арбитр, наблю­
датель);

4) применение санкций к сторонам (третейский судья, арбитр);

5) определение правого и неправого (третейский судья, ар­
битр);

6) оказание помощи в поиске решения (помощник, посредник);

7) содействие нормализации отношений (посредник, помощ­
ник);

8) оказание помощи в организации общения (посредник, по­
мощник);

9) контроль за выполнением соглашения (арбитр, посредник,
наблюдатель)1.

1 АицуповА. Я., ШипшювА. И. Указ. соч. С. 522-523.


Процесс медиаторства имеет следующие основные этапы:

1) знакомство и изучение конфликта, конфликтующих сторон.
Изучаются проблемы, послужившие основой конфликта, и тре­
бования, выдвигаемые сторонами;

2) работа с оппонентами. Это предполагает многократные
встречи медиатора с каждой из сторон, целью которых является
подготовка к проведению совместных переговоров. Такая подго­
товка включает в себя уточнение требований, снятие обвинений,
смягчение формулировок и т. п.;

3) ведение переговоров. Этот этап является наиболее важным
из всех. Медиатор на данном этапе выполняет следующие роли:
ведущего, тренера, педагога и т. п. В его задачу входит следить за
тем, каким образом строится общение оппонентов: что они говорят
друг другу, как ведут себя и т. п. При необходимости медиатор
может регулировать их общение, направлять в нужное русло, по­
правлять, указывать на слишком жесткие формулировки и т. п.
На данном этапе очень важно, чтобы каждая встреча содержала
в себе пусть небольшой, но конструктивный результат, кото­
рый бы позволял двигаться вперед к окончательному урегули­
рованию конфликта.

Каковы сущность, виды и функции переговоров?

Осознание сторонами необходимости переговоров возникает тогда, когда противоборство между ними не приносит желаемых результатов и выгоды. Переговоры могут вестись в процессе про­должения конфликтных взаимоотношений, но также и на основе сотрудничества. В последнем варианте возникновение конфлик­та не исключается, так как в процессе обсуждения у сторон могут появиться серьезные разногласия.

Целью переговоров является принятие совместных решений. Совместное решение является единым для обеих сторон, и обе они рассматривают его как наилучшую альтернативу в конкрет­ной ситуации. Разрешение противоречия с помощью законода­тельных и иных нормативных актов дает возможность сторонам не вступать в переговорный процесс.

Классификация видов переговоров может быть различной. На основе выделения разных целей, присутствующих у участников, можно выделить следующие виды переговоров:

— переговоры о продлении действующих соглашений;

— переговоры о нормализации, когда конфликтные отноше­
ния приводятся к более конструктивному общению сторон и ча­
сто в них участвует третья сторона;

— переговоры о перераспределении, когда одна из сторон,
как правило, в форме угроз, выдвигает требования об определен­
ных изменениях в ее пользу за счет другой стороны;


переговоры о создании новых условий, целью которых яв­
ляется формирование качественно новых отношений между сто­
ронами и заключение новых соглашений;

— переговоры по достижению побочных эффектов, на кото­
рых обычно решаются второстепенные вопросы1.

Переговоры могут выполнять различные функции. Это зависит от целей участников переговорного процесса. Функции могут быть следующими: информационная (предполагает обмен взгля­дами, мнениями и т. п.); коммуникативная; регуляционная и ко­ординационная, направленная на регуляцию действий; контро­лирующая; функция отвлечения внимания, которая осуществля­ется, когда одна из сторон по разным причинам хочет выиграть время; пропагандистская, в результате которой один из оппонен­тов демонстрирует общественности свои позитивные стороны; функция проволочек, когда целью участия в переговорах одной из сторон является вселение оппоненту надежды на возможность нахождения выгодного решения.

Совместные решения, принимаемые сторонами в ходе пере­говоров, могут быть трех типов: компромиссное; асимметричное, т. е. предполагающее относительный компромисс; принципиаль­но новое, которое возникает в результате сотрудничества обеих сторон друг с другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: