Медиаторство — это древнейший способ разрешения конфликта, который предполагает участие третьей стороны, которая и обеспечивает бесконфликтное решение возникшей проблемы или урегулирование уже начавшегося конфликта. В качестве медиатора может выступать один человек или группа из двух-трех людей (реже). Также в роли медиатора может выступать и целое государство. Для осуществления официальных функций медиатор-ства лицо должно обладать нормативным статусом и возможностями воздействовать на участников конфликта. Неформальное медиаторство не предполагает официального статуса, но его неформальный авторитет в разрешении возникших противоречий признается всеми участниками конфликта.
В роли официальных медиаторов могут выступать: межгосударственные организации (например, ООН); отдельные государства; государственные правовые институты; правительственные и другие государственные комиссии; представители правоохранительных органов; руководители предприятий, организаций и т. п.; общественные организации; профессиональные медиаторы-конфликтологи.
Неофициальными медиаторами могут быть: известные люди, которые добились определенных успехов и авторитета в общественно важных делах; представители религиозных организаций; шаманы (например, у народов Крайнего Севера России); профессиональные психологи, педагоги, социальные работники; неформальные лидеры социальных групп разного уровня; старшие по воз-
расту (мать, отец, бабушка); друзья, соседи или просто свидетели возникшего конфликта1.
Участие медиатора в конфликте может происходить в двух вариантах: когда стороны сами обратились к нему за помощью в разрешении конфликта или же если медиатор вмешался сам. Обращение сторон к медиатору происходит в следующих случаях:
— конфликт протекает довольно длительное время и обе сто
роны уже исчерпали все ресурсы и возможности для его разреше
ния, Однако выход так и не найден;
— интересы сторон являются кардинально противоположны
ми и взаимоисключающими друг друга, в связи с чем у них нет
точек для соприкосновения;
— правовые нормы или иные критерии, которые являются ос
новополагающими в разрешении конфликта, стороны трактуют
по-разному;
— одна из сторон получила серьезный моральный или мате
риальный ущерб и требует санкций в отношении оппонента;
— интенсивность конфликта не велика, но при этом стороны
не могут найти приемлемое для обоих решение, и им важно со
хранить конструктивные отношения друг с другом;
— между оппонентами достигнуто временное соглашение, но
его выполнение должно происходить под внешним объективным
контролем.
Самостоятельное вмешательство третьей стороны в разрешение конфликта необходимо в следующих случаях:
— развитие конфликтных действий приобретает опасный обо
рот, когда возникает непосредственная угроза применения одной
из сторон насильственных методов разрешения конфликта;
— по отношению к одной из сторон насилие уже осуществ
ляется;
— третья сторона по разным причинам сама не заинтересова
на в продолжении данного конфликта;
— конфликт оказывает негативное, деструктивное влияние на
ту среду, которая находится под контролем третьей стороны;
— третья сторона имеет реальные возможности удовлетворить
обе конфликтующие стороны, которые пока не пришли к со
гласию.
Третья сторона может играть в процессе разрешения конфликта разные роли. Это зависит от степени контроля, который осуществляется ею при разрешении конфликта. Роли третьей стороны могут быть следующими: третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель.
1 АниуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 520. |
Роль третейского судьи является наиболее авторитетной, так как он обладает наибольшими возможностями, позволяющими
разработать варианты решения проблемы. Процесс участия третейского судьи сводится к выслушиванию обеих сторон и вынесению вердикта, который не может быть оспорен.
Арбитр тоже обладает серьезными полномочиями в разрешении конфликта. Его действия сводятся к изучению конфликта, выслушиванию сторон и последующему вынесению окончательного решения. Это решение должно быть обязательно выполнено, но если оно не устраивает стороны, то они могут обратиться в вышестоящие организации за обжалованием решения.
Посредник имеет более нейтральные функции, которые предполагают конструктивное обсуждение проблемы. Выполнение данной функции обеспечивается теми специальными знаниями, которыми обладает посредник. Окончательное решение принимают сами стороны.
Целью помощника является совершенствование процесса обсуждения проблемы, а также он занимается организационными вопросами (поиск и назначение места, времени встреч и переговоров). В его задачу не входит вмешиваться в процесс обсуждения проблемы конфликтующими сторонами и вносить свои варианты решений, а также влиять на принятие окончательного решения.
Наблюдатель выполняет регулирующую функцию: благодаря его присутствию стороны сдерживаются от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от проявления агрессии по отношению друг к другу. Наблюдатель способствует созданию таких условий, которые бы обеспечили возможность конструктивного разрешения конфликта в процессе переговоров.
Под влиянием авторитета, власти и роли медиатора исход конфликта может быть следующим:
1) волевое прекращение конфликта (третейский судья, арбитр);
2) разведение конфликтующих сторон (третейский судья, ар
битр);
3) блокирование борьбы (третейский судья, арбитр, наблю
датель);
4) применение санкций к сторонам (третейский судья, арбитр);
5) определение правого и неправого (третейский судья, ар
битр);
6) оказание помощи в поиске решения (помощник, посредник);
7) содействие нормализации отношений (посредник, помощ
ник);
8) оказание помощи в организации общения (посредник, по
мощник);
9) контроль за выполнением соглашения (арбитр, посредник,
наблюдатель)1.
1 АицуповА. Я., ШипшювА. И. Указ. соч. С. 522-523.
Процесс медиаторства имеет следующие основные этапы:
1) знакомство и изучение конфликта, конфликтующих сторон.
Изучаются проблемы, послужившие основой конфликта, и тре
бования, выдвигаемые сторонами;
2) работа с оппонентами. Это предполагает многократные
встречи медиатора с каждой из сторон, целью которых является
подготовка к проведению совместных переговоров. Такая подго
товка включает в себя уточнение требований, снятие обвинений,
смягчение формулировок и т. п.;
3) ведение переговоров. Этот этап является наиболее важным
из всех. Медиатор на данном этапе выполняет следующие роли:
ведущего, тренера, педагога и т. п. В его задачу входит следить за
тем, каким образом строится общение оппонентов: что они говорят
друг другу, как ведут себя и т. п. При необходимости медиатор
может регулировать их общение, направлять в нужное русло, по
правлять, указывать на слишком жесткие формулировки и т. п.
На данном этапе очень важно, чтобы каждая встреча содержала
в себе пусть небольшой, но конструктивный результат, кото
рый бы позволял двигаться вперед к окончательному урегули
рованию конфликта.
Каковы сущность, виды и функции переговоров?
Осознание сторонами необходимости переговоров возникает тогда, когда противоборство между ними не приносит желаемых результатов и выгоды. Переговоры могут вестись в процессе продолжения конфликтных взаимоотношений, но также и на основе сотрудничества. В последнем варианте возникновение конфликта не исключается, так как в процессе обсуждения у сторон могут появиться серьезные разногласия.
Целью переговоров является принятие совместных решений. Совместное решение является единым для обеих сторон, и обе они рассматривают его как наилучшую альтернативу в конкретной ситуации. Разрешение противоречия с помощью законодательных и иных нормативных актов дает возможность сторонам не вступать в переговорный процесс.
Классификация видов переговоров может быть различной. На основе выделения разных целей, присутствующих у участников, можно выделить следующие виды переговоров:
— переговоры о продлении действующих соглашений;
— переговоры о нормализации, когда конфликтные отноше
ния приводятся к более конструктивному общению сторон и ча
сто в них участвует третья сторона;
— переговоры о перераспределении, когда одна из сторон,
как правило, в форме угроз, выдвигает требования об определен
ных изменениях в ее пользу за счет другой стороны;
— переговоры о создании новых условий, целью которых яв
ляется формирование качественно новых отношений между сто
ронами и заключение новых соглашений;
— переговоры по достижению побочных эффектов, на кото
рых обычно решаются второстепенные вопросы1.
Переговоры могут выполнять различные функции. Это зависит от целей участников переговорного процесса. Функции могут быть следующими: информационная (предполагает обмен взглядами, мнениями и т. п.); коммуникативная; регуляционная и координационная, направленная на регуляцию действий; контролирующая; функция отвлечения внимания, которая осуществляется, когда одна из сторон по разным причинам хочет выиграть время; пропагандистская, в результате которой один из оппонентов демонстрирует общественности свои позитивные стороны; функция проволочек, когда целью участия в переговорах одной из сторон является вселение оппоненту надежды на возможность нахождения выгодного решения.
Совместные решения, принимаемые сторонами в ходе переговоров, могут быть трех типов: компромиссное; асимметричное, т. е. предполагающее относительный компромисс; принципиально новое, которое возникает в результате сотрудничества обеих сторон друг с другом.