Шую ценность

И все-таки ценность жизни в различных культурах оказывается

неодинаковой. У отечественного поэта Владимира Лифшица

есть такие строчки:

Мне как-то приснилось, что я никогда не умру,

И помнится мне, я во сне проклинал эту милость,

.. Как бедная птица, что плачет в сосновом бору,

Сознаньем бессмертья душа моя тяжко томилась...

Поэтическая интуиция подсказывает: бессмертие — отнюдь не

универсальное благо... У истоков человечества бесконеч-

ность жизни вовсе не оценивалась как безусловная ценность.

Ф. Энгельс, например, подчеркивал, что представление о бес-

142 Глава IX. Аксиологическая основа культуры

смертии на определенной стадии развития человечества обо-

рачивалась неотвратимостью судьбы. Довольно часто оно не

только не утешало, а напротив, воспринималось как настоящее

несчастие...

В древнеиндийской культуре, где господствовала идея многократ-

ного воскрешения души, люди часто бросались под священные

колесницы или в воды Священного Ганга, чтобы завершить оче-

редное кармическое (судьбой предначертанное) существова-

ние и вернуться на Землю в новом телесном обличье...

Воспринимали ли античные греки жизнь как некую ценность? По

мнению Ф. Ницше, эллин видел ужасы и скорби мира, и смысл

жизни для него терялся. Как только повседневная действитель-

ность входит в сознание, она принимается с отвращением. Чело-

век повсюду видит абсурды и ужасы бытия. Стало быть, жизнь

утрачивает ценность.

Иначе трактовал мироощущение древнего грека русский писа-

тель Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945): «Вовсе он

(древний грек — П.С.) не обвивал истины священным покро-

вом поэзии, не населял «пустой Земли» прекрасными образа-

ми. Земля для него была полна жизни и красоты, жизнь была

прекрасна и божественна — не покров жизни, а жизнь сама».

Вывод В.В. Вересаева: неискоренимо было в душе эллина чув-

ствование богатой жизни мира.

Однако если в античности представление о краткосрочности зем-

ной жизни, которая в своем значении представлялась величай-

шим благом, беспокоило умы, то позже возникло сознание ни-

чтожности этой жизни в холодном и бесстрастном космосе.

Идея бессмертия как наказания воплощена в образе персонажа

христианской легенды позднего западноевропейского христи-

анства — Агасфера. Во время страдальческого пути Иисуса

Христа на Голгофу под бременем креста персонаж христиан-

ской легенды Агасфер отказал ему в просьбе о кратком отдыхе.

Он безжалостно повелел ему идти дальше, за что получил Божье

наказание. Ему было отказано в покое могилы. Он был обречен

из века в век безостановочно скитаться, дожидаясь второго •при-

шествия Христа. Только Христос мог снять с Агасфера, ставшего

Вечным Жидом, божье проклятье.

Этот сюжет и различные его интерпретации вошли в мировое

искусство. С XIII в. легенда об Агасфере стала достоянием ли- '

тературы. По рассказу английского монаха Роджера Уэндовер-

ского, архиепископ, прибывший в Англию из Великой Арме-

ГпаваТХ. Аксиологическая основа культуры 143

нии, рассказывал, что лично знаком с живым современником и

оскорбителем Христа. В 1602 г. вышла анонимная народная

книга «Краткое описание и рассказ о некоем еврее по имени

А.» Хотя эта легенда в XVIII в. вызвала насмешки, тем не менее

образ Агасфера оказался предметом творческой фантазии,

позволявшим осмыслять бессмертие в контексте новой эпохи.

К этому сюжету обращался молодой И.В. Гёте.

Легенда об Агасфере давала романтикам возможность переходить

от экзотических картин сменяющихся эпохи и стран к изобра-

жению обреченности человека и мировой скорби. Э. Кине пре-

вратил Агасфера в символ всего человечества, пережившего

свои надежды, но чудесно начинающего свой путь заново. Со-

временный вариант «агасферовского» сюжета о проклятии тя-

готеющего, безрадостного бессмертия дал аргентинский писа-

тель X. Борхес в рассказе «Город бессмертных».

По мнению Н.А. Бердяева, проблема бессмертия, прославления

жизни как универсальной ценности — самая главная пробле-

ма человечества. Все религии, начиная с зачаточных религи-

озных верований дикарей, строились на отношении к смерти:

человек — существо, стоящее перед смертью в течение всей

своей жизни, а не только в свой последний час. Он ведет борь-

бу за жизнь и бессмертие. Сильное страдание всегда заставля-

ет думать о смерти и бессмертии. Но и всякое прославление

жизни, считал философ, ставит все тот же вопрос.

В разных философских и религиозных учениях поднимался

вопрос о преодолении смерти. Говорилось о бессмертии души,

о перевоплощении душ, о воскресении человека. Кошмар

смерти всегда преследовал людей. Он порождал специфичес-

кие представления о трагизме жизни. «Смерть не имеет обра-

за, — говорит байроновский Люцифер, — но все, что носит

вид земных существ, поглотит». Конечность человеческого су-

ществования неотвратимо ставит вопрос о смысле земного

удела, о предназначенности жизни. Несомненно, проблема


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: