Ценность выражает человеческое измерение культуры, во-
Площает в себе отношение к формам человеческого бы-
тия, человеческого существования. Она как бы стягивает
все духовное многообразие к разуму, чувствам и воле челове-
ка. Таким образом, ценность — это не только «осознанное»,
и жизненно прочувствованное бытие. Она характеризует че-
ловеческое измерение общественного сознания, поскольку
пропущена через личность, через ее внутренний мир. Если
идея — это прорыв к постижению отдельных сторон бытия,
индивидуальной и общественной жизни, то ценность есть ско-
рее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее
не только на основе знания и информации, но и собственного
жизненного опыта человека, его субъективности.
Вопросы:
1. Что такое аксиология?
2. Почему культуру можно представить себе как набор ценностей?
3. Что такое ценность?
4. Почему ценности разные?
5. В чем проявляется поляризация ценностей?
6. Является ли жизнь универсальной ценностью?
7. Что такое «благоговение перед жизнью»?
8. Допустима ли эвтаназия?
9. Благо ли бессмертие?
10. В чем парадоксы свободы как жизненной установки?
Глава IX. Аксиологическая основа культуры 151
ЛИТЕРАТУРА:
1. Виндельбанд В. Философия в'немецкой духовной жизни XX столетия.
М., 1993
2. Гайденко П.П. Аксиология // Философский словарь. М., 2001, с.17.
3. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М., 1990.
4. Гуревич П.С. Гуманизм и вера. М„ 1990.
5. Риккерт Г. Естествознание и культуроведение. Спб., 1903.
6. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
Темы рефератов:
1. Зарождение аксиологии.
2. Ценность как жизненная и практическая установка.
3. Жизнь — уникальный дар.
4. «Бегство от свободы» как феномен нашего времени.
5. Сокровищница культурных ценностей.
Глава X
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ