Удивительные сходства в распространении мифов о геро-

ях. Несмотря на то, что многие психоаналитики конкретизи-

ровали и тем самым приземлили фрейдистские теории обще-

человеческого сексуального символизма, остается впечатляю-

щим сходство между подобными символизмами в исторически

разных культурах.

Человеческая анатомия и психология по большому счету во

всем мире одна и та же. Существуют два пола с осязаемыми

видимыми различиями — внешними гениталиями и вторич-

176 Глава XI. Универсалии культуры

ными сексуальными характеристиками. Все дети, независи-

мо от культуры, к которой они принадлежат, обладают пси-

хологическим опытом беспомощности и зависимости. Уни-

версальность человеческой жизни придают ситуации со-

перничества с целью завоевания расположения одного из

родителей, ибо детская ревность может быть сильной или

слабой, но не может быть исключена. Затруднения состоят

в том, что из-за целого ряда событий в интеллектуальной и

политической истории два поколения антропологов оказа-

лись одержимы идеями различий между народами и при

этом пренебрегли действительно реальными сходствами, на

основании которых, очевидно, строятся как «универсальные

культурные образцы», так и психологические идентичности

народов.

История никогда себя полностью не повторяет, это обусловли-

вает различия в окружающей среде и возможностях людей.

Но эти различия, по-видимому, сообщают нам о том, что суще-

ствуют определенные тенденции и закономерности как в раз-

витии этой непреодолимой силы, так и в реакции на нее чело-

века. Отсюда задачей дисциплин, объектом которых является

человек и его культура, — генетики, истории, археологии, со-

циологии, гуманитарных наук, — является сбор и соотнесе-

ние информации, которая позволяет в большей степени пони-

мать эти, пока весьма неопределенно ощущаемые тенденции

и взаимоотношения.

Социологи и некоторые психологи справедливо критиковали ант-

ропологов за пренебрежение в описании процессов взаимодей-

ствия универсалий. Джордж Хоманс изучал отношения в целом

ряде бесписьменных обществ между братом матери и сыном се-

стры, сестрой отца и сыном его брата, самими братьями и сест-

рами. Хоманс оперирует гипотезой, что имеются доступные ис-

следованию структурные законы социального поведения. Для

первых двух типов взаимоотношений выявляются образцы, ко-

торые оказываются более общими по отношению к культурным

различиям.

В то время как отношениями между братьями и сестрами не

были столь регулярными в тех же обществах. В некоторых

из них присутствовал строгий запрет на данные отношения,

в других — братьям и сестрам позволялось, как это называл

французский этнолог К. Леви-Строс (р. 1908), «целомудрен-

но делить кровать». Эти различия, по-видимому, определя-

ГлаваХ!. Универсалии культуры 177

ются не социальной структурой, но культурными ценностя-

ми, в частности, сопоставлением внешнего контроля и мо-

ральным поведением.

Так называемые «культурные константы» (постоянности) таких

феноменов, как семья, религия, война, коммуникации и им по-

добных, оказываются биопсихологическими рамками, разно-

образно наполненными культурным содержанием настолько,

что они являются чем-то существенно большим, чем категори-

ями, отражающие состояние нашей собственной западной ло-

гико-вербальной культуры. Что касается процессов диффузии

и социализации, то они представляют собой психологическое

обучение, имитацию и внушение при определенных условиях.

Обычай — это социально развернутая психологическая при-

вычка, несущая культурные ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: