Известный культуролог Франц Боас (1858-1942) по поводу мето-
дологии социальных наук писал: «Нашим главным объектом
является анализ феномена. Обобщения будут тем более значи-
мы, чем ближе мы будем придерживаться определенных форм.
Попытки редуцировать все социальные феномены к замкнутой
системе законов, которую можно приложить к каждому обще-
ству и объяснить его структуру и историю, не представляются
многообещающими». Значение обобщения пропорционально
определенности форм и концепций, выделенных на основе
анализа феномена, —, тем самым, по-видимому, предполагает-
ся способ уменьшить теоретическую слабость подобий в куль-
туре, — они неопределяемы.
Противоположную трактовку предлагает Джулиан Стюард в весь-
ма важной статье «Культурная причинность и закон: попытка
формулировки концепции развития ранних цивилизации»
ГлаваХ!. Универсалии культуры 179
(1949): «Нет необходимости в том, чтобы любая формулировка
культурных регулярностей предоставляла окончательное объ-
|
|
яснение культурного изменения». В психологических и биоло-
гических науках формулировки являются просто признанием
наблюдаемых регулярностей, и они ценятся именно как рабо-
чие гипотезы, несмотря на их неуспех в концептуализации не-
посредственных реалий.
Культурные регулярности могут быть осмыслены на различных
уровнях в соответствующих терминах. В настоящее время наи-
большие возможности лежат в области чисто культурного или
надорганического уровня, так как традиционный для антропо-
логии первоочередной интерес к культуре послужил источни-
ком многих данных этого плана. Более того, значительная часть
культурной истории, мы подозреваем, может быть понята только
в надорганических терминах. Как последовательные, или диа-
хронические, так и синхронические (одновременные) способы
концептуализации являются надорганическими и могут быть
функциональны лишь до тех пор, пока позволяют данные.
Гипотеза Р. Редфилда о том, что городская культура контрастиру-
ет с деревенской культурой, будучи индивидуалистичной, се-
куляризированной, гетерогенной и дезорганизованной, явля-
ется синхронической, надорганической и функциональной.
Эволюционистские схемы Л. Моргана и концепцию отношения
энергии и культурного развития Л. Уайта можно считать после-
довательными и до некоторой степени функциональными. Ни
один тип, однако, не может быть полностью отделен от друго-
го. В формулировку Редфилда включено временно'е измерение,
а у Уайта присутствуют синхронистические, функциональные
отношения.
Если более важные институты культуры могут быть отделены от
|
|
их уникальных особенностей, так чтобы они могли быть типизи-
рованы, классифицированы и соотнесены с повторяющимися
предшествующими феноменами или функциональными корре-
лятивами, то из этого следует, что можно считать эти институты
базовыми, или постоянными, в то время как уникальные черты —
вторичными и переменными. Например, ранние цивилизации
Америки имели земледельческую культуру, социальные классы
и институт культа со священнослужителями, храмами и идола-
ми. Как типы эти институты являются абстракциями того, что
действительно присутствовало в каждой местности, и они не
принимают во внимание специфические обстоятельства выра-
180 Главах!, Универсалии культуры
щивания посевных культур, определенные способы существова-
ния социальных классов или понимание божества, детали риту-
ала и другие религиозные черты каждого культурного центра.
По общему признанию, существует несколько настоящих однород-
ностей культурного содержания, если воспринимать содержа-
ние в предельно обобщенных формах — т.е. одежда, убежище,
инцест, табу и тому подобное. Главным образом, имеется в виду
то, что А. Киддер назвал скорее «подобиями, нежели идентично-
стями». Семьдесят две позиции, перечисленные Дж. Мердоком,
имеют место, как думает автор, в любой культуре, известной
истории или этнографии; это главным образом обобщенные
категории «универсального первоначального плана», хотя не-
которые из них, например, обычно воспринимаемые как при-
родные функции, могут быть некоторым образом специфици-
рованы. Этот перечень может быть, вне сомнения, расширен.
Так, И. Хэллоуэлл предложил включить сюда концепцию самопо-
нимания. Даже такой исчерпывающий перечень, однако, должен
быть очищен от культурно определенных или частично куль-
турно определенных категорий, прежде чем он может быть по-
лезен более чем для грубых эвристических целей. Как показал
Дж. Мердок, нуклеарная семья является универсальной как
единственная предваряющая все остальные форма или как базо-
вая единица, из которой составляются затем более сложные
семейные формы. Ф. Боас отмечал, что три личных местоиме-
ния — я, ты и он — встречаются во всех человеческих языках.
К. Уисслер, Дж. Мердок и другие показали, что существует зна-
чительное число категорий и принципов структурирования,
обнаруживаемых во всех культурах. К сожалению, антрополо-
гия не смогла пока удовлетворительно решить проблему опи-
сания культур таким образом, чтобы было возможно объектив-
ное сравнение. В большинстве работ данные организованы
главным образом в рамках категорий нашей, западной, культу-
ры: экономики, технологии, социальной организации. Подоб-
ный порядок, конечно, вырывает многие факты из их собст-
венного контекста и искажает анализ.
Все культуры содержат несколько отличающиеся ответы на одни
и те же вопросы, поставленные биологией и общностью ситу-
ации человеческого существования. Эти соображения иссле-
дованы К. Уисслером под названием «универсального куль-
турного образца» и Дж. Мердоком под рубрикой «последних
обыденных обозначений культур». Образцы существования
ГлаваXI. Универсалии культуры 181
каждого общества должны предоставлять принятые и санкци-
онированные способы обращения с такими универсальными
обстоятельствами, как существование двух полов; беспомощ-
ность детей; необходимость удовлетворения таких элементар-
ных биологических потребностей, как потребность в пище,
тепле и сексе; наличие индивидов различного возраста и раз-
личных физических и других способностей.
Базовые идентичности в биологии человека во всем мире являют-
ся гораздо более существенными, чем соответствующие вариа-
|
|
ции. Точно таким же образом существуют определенные требо-
вания социальной жизни людей, невзирая на то, где и в какой
культуре живет человек. Кооперация для получения средств
к существованию и для других целей требует определенного
минимума взаимности, стандартной системы коммуникаций и,
конечно, в целом разделяемых ценностей. Поскольку большин-
ство образцов поведения во всех культурах кристаллизуется во-
круг одного фокуса, он и является тем значимым соотношением,
благодаря которому культура не является полностью изолиро-
ванной, самодостаточной, несоизмеримой, а, напротив, соотно-
симой и сравнимой со всеми другими культурами.
По мнению академика B.C. Степина, мировоззренческие уни-