чески накопленный социальный опыт, В их системе чело-
век определенной культуры оценивает, осмысливает и пережи-
вает мир, сводит в целостность все явления действительности,
попадающие в сферу его опыта. В реальной культуре универ-
салии выступают не только как формы рационального мышле-
ния, но и как схематизмы, определяющие человеческое непри-
ятие мира, его понимание и переживание. (Степин B.C. Куль-
тура// Философский словарь. М., 2001, с. 272).
Автор выделяет два больших и связанных между собой блока уни-
версалий. К первым относятся категории, которые фиксируют
наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов,
включаемых в человеческую деятельность. Эти категории вы-
ступают в качестве базисных структур человеческого сознания
и имеют универсальный характер, поскольку любые объекты
(природные и социальные), в том числе и знаковые объекты мы-
шления, могут стать предметами деятельности. Их характерис-
тики фиксируются в категориях пространства, времени, движе-
|
|
ния, вещи, отношения, количества, качества, меры, содержания,
причинности, случайности, необходимости и т.д.
1 8 2: ГлаваХ!. Универсалии культуры.: •
Но кроме них в историческом развитии культуры формируются
и функционируют особые типы категорий, посредством которых
выражены определения человека как субъекта деятельности,
структуры его общения, его отношения к другим людям и общест-
ву в целом, к целям и ценностям социальной жизни. Они образуют
второй блок универсалий культуры, к которому относятся катего-
рии: «человек», «общество», «сознание», «добро»» «зло», «красо-
та», «вера», «надежда», «долг», «совесть», «справедливость», «сво-
бода». Эти категории в наиболее общей форме фиксируют исто-
рически накапливаемый опыт включения индивида в систему
социальных отношений и коммуникаций (там же, с. 272).
Эти блоки универсалий взаимодействуют между собой. Вот
Почему универсалии культуры возникают, развиваются
И функционируют как целостная система, где главный эле-
мент прямо или косвенно связан с другими. В системе уни-
версалий культуры выражены, по словам B.C. Степина, наиболее
общие представления об основных компонентах и сторонах че-
ловеческой жизнедеятельности, о месте человека в мире, о со-
циальных отношениях, о духовной жизни и ценностях челове-
ческого мира, о природе и организации ее объектов.