1. Покажите специфические возможности беседы, интервью, анкети
рования.
2. Какой вид наблюдения называют включенным?
3. Каковы условия получения объективной оценки психолого-педаго
гических явлений и процессов? Каковы возможные причины ошибки
при оценивании?
4. Ниже дано краткое описание основных методов психологии. Опре
делите, о каких методах идет речь.
А. Кратковременное психологическое испытание проводится (по заданной стандартной форме) с целью выяснить, насколько психологические качества испытуемого (способности, навыки, умения и др.) соответствуют установленным психологическим нормам и стандартам. Применяется главным образом для определения пригодности к той или иной профессии.
Б. Сущность метода — сбор и обобщение данных, полученных при изучении различных видов деятельности характеризуемой личности. Каждая учитываемая черта личности по степени проявления может оцениваться условным баллом. Применяется для изучения индивидуально-психологических качеств учащегося, в частности его способностей.
1 См.: Клинберг Л. Проблемы теории обучения. — М., 1984. — С. 181—182.
2 Богоявленская Д. Б. Психологический анализ педагогического обобщения в си
стеме работы С. Н.Лысенковой // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 78—79.
1 См.: Ваганова Ж. В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Тюмень, 1998.
В. Индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Пример этого метода — ведение дневника родителями, которые на протяжении многих лет записывают все сведения об изменениях в психической жизни ребенка. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, предположений, которые следует проверять другими методами.
Г. Исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий.
Д. По просьбе экспериментатора три учителя оценивают в баллах качество выполнения учащимися задания по труду. Затем вычисляется средняя оценка для каждого ученика.
Е. С целью изучения содержания «Я» подростков им предложили составить самоописание на тему «Я, каким кажусь себе». Затем с помощью школьных психологов и филологов выделили в самоописаниях основные темы, после чего экспериментатор подсчитал, у скольких испытуемых встречалась определенная тема.
Ж. У испытуемых с помощью тахистоскопа определяют объем внимания. После этого в течение 30 мин испытуемые выполняют ряд психотехнических упражнений на развитие внимания, затем вновь определяют объем внимания. Высчитывают разность между показателями объема внимания, полученными до и после выполнения упражнения1.
5. Сравните записи двух наблюдателей за поведением девочки Тони
(1 год 7 мес)2.
Наблюдатель 1: «Добежав на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собой, повторяя: «Вва-вва-вва» и еще что-то (как бы читая вслух). Выражение личика сосредоточенно-серьезное. У кроватки остановилась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону».
Наблюдатель 2: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сделала вид, что читает». Ответьте на следующие вопросы:
Какие виды записи наблюдаемых фактов использовали наблюдатели?
При каком виде записи достигается большая объективность и информированность описываемых явлений?
6. Какие бывают тесты? В чем заключается особенность разработки и
применения проективных тестов?
7. Какие способы установления тестовых норм существуют? В чем за
ключается их суть?
8. Каковы требования к процедуре проведения тестирования?
' См.: Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии. — 2-е изд. — Минск, 1999. — С. 12.
2 См.: Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. И. Щербакова. — М., 1987. — С. 44—45.
9. Для повышения надежности вопросников часто к основному пе
речню вопросов добавляют группу вопросов, позволяющих оценить ис
кренность людей при ответе на основные вопросы. Ниже приведены воп
росы, входящие в «Шкалу лжи» детского опросника для выявления двух
свойств темперамента: экстраверсии — интроверсии и нейротизма (эмо
циональной нестабильности)'.
Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься? Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят? Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? Тебе можно доверять любую тайну? Ты когда-нибудь говорил неправду? Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом? Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству? Ты любишь иногда похвастаться? Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя? Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь? Ты всегда ешь все, что тебе предлагают? Ты когда-нибудь был груб с родителями?
Проанализируйте приведенные вопросы и объясните основания их включения в «Шкалу лжи». Предложите 5 своих вопросов для «Шкалы лжи».
10. Охарактеризуйте достоинства методов наблюдения и эксперимен
та. В чем они дополняют друг друга? В чем просматривается взаимосвязь
наблюдения и эксперимента?
11. Дайте определение понятию «понимающая педагогика».
12. Сравните два способа постижения мира — художественный и ло
гический. В чем преимущества каждого из них? Исключают ли они друг
друга?
13. Права ли Белла Ахмадуллина, когда пишет что «мы, когда отраже
ны в сияющих зрачках поэта, равны тому, чем быть должны»? (задание
А.Ф. Закировой).
14. Раскройте педагогический смысл и значение метафор в сочинени
ях А. С. Макаренко и Ш.А.Амонашвили: педагогическая поэма, педаго
гика параллельного действия, дух школы, познавательная личность,
преподавание «по волнам». Подберите другие метафоры из сочинений
известных педагогов и объясните их познавательный смысл.
15. Попробуйте раскрыть творчество А. С. Макаренко, В.А.Сухомлин-
ского, Ш.А.Амонашвили как единство духовно-художественного и на
учно-теоретического отражения процесса воспитания.