Вопросы и задания

1. Покажите специфические возможности беседы, интервью, анкети­
рования.

2. Какой вид наблюдения называют включенным?

3. Каковы условия получения объективной оценки психолого-педаго­
гических явлений и процессов? Каковы возможные причины ошибки
при оценивании?

4. Ниже дано краткое описание основных методов психологии. Опре­
делите, о каких методах идет речь.

А. Кратковременное психологическое испытание проводится (по заданной стандартной форме) с целью выяснить, насколько психо­логические качества испытуемого (способности, навыки, умения и др.) соответствуют установленным психологическим нормам и стан­дартам. Применяется главным образом для определения пригодности к той или иной профессии.

Б. Сущность метода — сбор и обобщение данных, полученных при изучении различных видов деятельности характеризуемой личности. Каж­дая учитываемая черта личности по степени проявления может оцени­ваться условным баллом. Применяется для изучения индивидуально-пси­хологических качеств учащегося, в частности его способностей.

1 См.: Клинберг Л. Проблемы теории обучения. — М., 1984. — С. 181—182.

2 Богоявленская Д. Б. Психологический анализ педагогического обобщения в си­
стеме работы С. Н.Лысенковой // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 78—79.

1 См.: Ваганова Ж. В. Артистизм педагога как компонент его творческой ин­дивидуальности: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Тюмень, 1998.

В. Индивида систематически изучают в обычной повседневной жиз­ни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. При­мер этого метода — ведение дневника родителями, которые на про­тяжении многих лет записывают все сведения об изменениях в пси­хической жизни ребенка. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, предположений, которые следует проверять другими методами.

Г. Исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повто­рении этих условий.

Д. По просьбе экспериментатора три учителя оценивают в баллах качество выполнения учащимися задания по труду. Затем вычисляет­ся средняя оценка для каждого ученика.

Е. С целью изучения содержания «Я» подростков им предложили составить самоописание на тему «Я, каким кажусь себе». Затем с по­мощью школьных психологов и филологов выделили в самоописани­ях основные темы, после чего экспериментатор подсчитал, у сколь­ких испытуемых встречалась определенная тема.

Ж. У испытуемых с помощью тахистоскопа определяют объем вни­мания. После этого в течение 30 мин испытуемые выполняют ряд пси­хотехнических упражнений на развитие внимания, затем вновь опре­деляют объем внимания. Высчитывают разность между показателями объема внимания, полученными до и после выполнения упражнения1.

5. Сравните записи двух наблюдателей за поведением девочки Тони
(1 год 7 мес)2.

Наблюдатель 1: «Добежав на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным дви­жением три полустраницы и пошла, держа листки перед собой, повторяя: «Вва-вва-вва» и еще что-то (как бы читая вслух). Выраже­ние личика сосредоточенно-серьезное. У кроватки остановилась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону».

Наблюдатель 2: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сделала вид, что читает». Ответьте на следующие вопросы:

Какие виды записи наблюдаемых фактов использовали наблюда­тели?

При каком виде записи достигается большая объективность и инфор­мированность описываемых явлений?

6. Какие бывают тесты? В чем заключается особенность разработки и
применения проективных тестов?

7. Какие способы установления тестовых норм существуют? В чем за­
ключается их суть?

8. Каковы требования к процедуре проведения тестирования?

' См.: Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической пси­хологии. — 2-е изд. — Минск, 1999. — С. 12.

2 См.: Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. И. Щербакова. — М., 1987. — С. 44—45.

9. Для повышения надежности вопросников часто к основному пе­
речню вопросов добавляют группу вопросов, позволяющих оценить ис­
кренность людей при ответе на основные вопросы. Ниже приведены воп­
росы, входящие в «Шкалу лжи» детского опросника для выявления двух
свойств темперамента: экстраверсии — интроверсии и нейротизма (эмо­
циональной нестабильности)'.

Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься? Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят? Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? Тебе можно доверять любую тайну? Ты когда-нибудь говорил неправду? Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом? Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству? Ты любишь иногда похвастаться? Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя? Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь? Ты всегда ешь все, что тебе предлагают? Ты когда-нибудь был груб с родителями?

Проанализируйте приведенные вопросы и объясните основания их вклю­чения в «Шкалу лжи». Предложите 5 своих вопросов для «Шкалы лжи».

10. Охарактеризуйте достоинства методов наблюдения и эксперимен­
та. В чем они дополняют друг друга? В чем просматривается взаимосвязь
наблюдения и эксперимента?

11. Дайте определение понятию «понимающая педагогика».

12. Сравните два способа постижения мира — художественный и ло­
гический. В чем преимущества каждого из них? Исключают ли они друг
друга?

13. Права ли Белла Ахмадуллина, когда пишет что «мы, когда отраже­
ны в сияющих зрачках поэта, равны тому, чем быть должны»? (задание
А.Ф. Закировой).

14. Раскройте педагогический смысл и значение метафор в сочинени­
ях А. С. Макаренко и Ш.А.Амонашвили: педагогическая поэма, педаго­
гика параллельного действия, дух школы, познавательная личность,
преподавание «по волнам». Подберите другие метафоры из сочинений
известных педагогов и объясните их познавательный смысл.

15. Попробуйте раскрыть творчество А. С. Макаренко, В.А.Сухомлин-
ского, Ш.А.Амонашвили как единство духовно-художественного и на­
учно-теоретического отражения процесса воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: