Стилевое разнообразие в художественной культуре XVIII века

Стилевое разнообразие в художественной культуре XVIII ст. стало возможным благодаря свободе творчества и самовыражения, присущей Новому Времени.

В эту эпоху господствовали два, т.н. " больших стиля ": барокко и классицизм, но формировалось и множество новых стилей и течений.

· В XVIII в. барокко все больше обретает светские черты. Этот пышный стиль своей ослепительной роскошью как нельзя лучше способствовал возвеличиванию и прославлению абсолютистской монархии. Во Франции продолжается оформление в барочном стиле королевских дворцов Лувра и Версаля (первого образца светского барокко, построенного при Людовике XIV). При Петре I возводятся резиденции русских царей в Санкт-Петербурге ― Зимний дворец, Петергоф (Петродворец) и др.

· В отличие от барокко, в котором нашли художественное отражение сознание и вкусы верхов общества, в классицизме преобладали антифеодальные, демократические и революционные мотивы.

Этот стиль, зародившийся во Франции и просуществовавший до середины XIX вв., выдвинул новые эстетические нормы, придавая особое значение общественно-воспитательной функции искусства. Для классицистов эстетическую ценность имело лишь то, что неподвластно времени, является непреходящим. Именно в классицизме в наибольшей мере воплотились идеи Просвещения.

Классицизму, как художественному стилю, присущи следующие черты:

· обращение к традициям и принципам античности и Возрождения;

· идейная направленность и особая значимость общественно-воспитательной функции искусства;

· рационализм, представление о том, что художественное произведение является плодом разума и логики, отсюда ― строгая логика сюжетов;

· доминирование светского начала над религиозным, окончательное утверждение светского искусства;

· уравновешенность и простота форм, геометрическая и компози-ционная правильность, строгое соответствие формы содержанию;

· сдержанность и величие человеческих эмоций и чувств;

· нормативность ― следование обязательным правилам; утверждение строгой иерархии жанров ― высоких (исторический, мифологический, трагедия, ода) и низких (пейзаж, портрет, натюрморт, комедия, сатира, басня).

барокко и классицизм стали воплощением двух противоположных способов мировосприятия человека Нового Времени: с одной стороны ― чувственно-эмоционального, динамично-неустойчивого, с другой ― рационально-логического, сдержанного и стабильного.

В синтезе искусств классицизма главенствует архитектура, с присущими ей сдержанностью, простотой, чистыми линиями, геометрически правильными формами и симметрично-осевой композицией, стройным ритмом колоннад, арками и куполами, воплощая идеи античного и ренессансного искусства. Гармоничная лаконичность античного храма, идеальные пропорции греческих ордеров, торжественное величие римских построек вдохновляли архитекторов этого стиля.

Скульптурный и живописный декор никогда не скрывает общей композиции, становясь ее тонким и сдержанным аккомпанементом. Интерьеру классицизма свойственны открытые пространства, использование перспективы (анфилады), чистые плоскости стен, мягкость цветовой отделки.

Для эпохи Просвещения, пресытившейся декоративным изобилием и помпезностью эстетики барокко, изобразительное искусство классицизма стало зримым воплощением величавого порядка, гармонии и устойчивости "вечных" ценностей ― возвышенных благородных чувств, героизма и патриотизма.

Скульптуре классицизма чужды резкие движения, внешние проявления бурных страстей и эмоций — таких, как горе, гнев. Особенно ценились чистота линий, сдержанность поз и жестов, бесстрастность выражения лиц.

широкое распространение получают памятники, идеализирующие воинскую доблесть и мудрость государственных мужей. Верность античным образцам требовала изображения моделей полностью либо частично нагими, что противоречило принятым в то время нормам морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятелей современности нередко изображали в виде обнаженных античных богов: так, великого русского полководца А.В.Суворова ― в образе Марса.

множество шедевров классицизма по всей Европе было создано в жанре мемориальной скульптуры ― надгробий, надгробных памятников.

Ранее всего основы эстетики классицизма проявились в живописи. Так же, как предпосылки барокко прослеживаются уже в работах выдающегося "титана" Возрождения Микеланджело Буонарроти, не случайно прозванного " Неистовым ", отдельные принципы классицизма заложены в творчестве Рафаэля.

Родоначальником классицизма считают Никола Пуссена (Франция), в творчестве которого, пока еще барочном по духу и форме, все явственней проявлялись черты классицизма.

Интерес к личности человека и природе способствовал популярности жанровой и портретной живописи, пейзажей и натюрмортов. Парадный портрет барокко сменяется более интимным, камерным. Важную просветительскую роль играет историческая живопись. И даже мифологические и религиозные сюжеты выполняют определенную воспитательную роль.

В литературе и драматургии классицизм расцветает в Германии (Й.В.Гёте, Ф.Шиллер), России (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин) и др. странах Европы, в каждой из них обретая неповторимые национальные черты.

Герои литературных произведений классицизма обладают стойкостью перед превратностями судьбы. Для них чувство долга ― высшая ценность, общественные интересы выше личных, страсти подчинены долгу, разуму.

музыка классицизма развивает сложившиеся в прошлом столетии музыкальные формы: опера, концерт, оратория. Становление и расцвет классической музыки связаны с именами Л.Бетховена, Г.Ф.Генделя, ф.Гайдна и В.А.Моцарта.

· Во второй половинеXVIII в. свобода творчества стимулирует разнообразие вкусов, которое в свою очередь, рождает многообразие стилистических форм и приемов. Происходит трансформация основных стилей в новые художественные течения и направления в искусстве.

Светская культура создает изысканный аристократический стиль рококо, ставший продолжением барокко, точнее, его видоизменением, полностью соответствовавшим жеманному, вычурному вкусу французской знати.

Термин "рококо" [фр. раковина ] отражает витиеватость, вычурную декоративность нового стиля. Изысканный, нарядный, построенный на асимметрии, этот стиль создает ощущение игривости, легкости, подвижности.

Отбросив холодную парадность классицизма, торжественность и пышность барокко, утонченная архитектура рококо стремится быть приветливой, уютной. Акцент делается на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве, без конца варьируя и расточая орнаментальные детали, доходя порой до каприза. Однако для решения крупных градостроительных задач эстетика рококо была малоприменима.

Блестящим примером зодчества рококо является дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси в Потсдаме.

Для произведений художников, творивших в этом изящном камерном стиле, характерны театральность, некоторая искусственность, непринужденная любовная игра изнеженных персонажей. Популярные сюжеты: " пасторальные сцены " с нарядными флиртующими "пастушками", прелестными нимфами и пухлыми шаловливыми "путти" (амурчиками). Наиболее известные художники рококо ― французы Ж.-А.Ватто, Ф.Буше, Ж.Фрагонар.

· Наряду с хрупким изысканным искусством рококо в культуре Просвещения набирает силу реализм, правдиво, без лакировки и приукрашивания отражавший действительность. Реализм еще более, нежели классицизм, способствовал утверждению просветительских идей.

Реалистическое направление в литературе и изобразительном искусстве получило распространение преимущественно в тех странах, где раньше других утвердились капиталистические отношения и протестантская этика: Голландии, где особой популярностью пользовались портретная живопись и бытовые жанровые сцены, Англии и др.

Мост между живописью барокко и реализма еще в XVII ст. проложил " великий голландец " Рембрандт, картину "Возвращение блудного сына" и поздние автопортреты которого в полной мере можно отнести к реалистическим произведениям.

Английские писатели Д.Дефо и Дж.Свифт, живописец У.Хогарт, который считается первым художником-просветителем в Европе, высвечивали социальные проблемы того времени, едко высмеивали его пороки; художники Дж.Рейнольдс и Т.Гейнсборо правдиво, без прикрас изображали современников, ясно и понятно, без каких либо аллегорий раскрывая внутренний мир человека.

В Венеции реализм нашел свое выражение в городском архитектурном пейзаже ― ведуте, прославившем этот восхитительный город фотографически точными, филигранно выполненными работами.

· К концу века вычурность и игривость рококо сменил холодный напыщенно-помпезный стиль, насаждаемый властью и потому отличавшийся жесткой нормативностью и регламентированностью, ограничивавшими свободу художника. ― ампир. Опираясь на традиции классицизма, из которого он вырос, ампир, являл собой воплощение воинской силы и мощи империи Наполеона.

Наряду с античными (преимущественно римскими) архитектурными и скульптурными формами ― триумфальными арками, колоннадами форумов ― этот монументальный помпезный стиль использовал древнеегипетские мотивы: массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованных сфинксов и т.п.

· К концу века формируются эстетические основы романтизма, в котором отразились овеянные ореолом романтики события конца XVIII – нач. XIХ ст., самым значимым из которых была Великая Французская революция.

Романтизм ― общекультурное движение, возникшее, как реакция на Просвещение и научно-технический прогресс, и охватившее разные стороны и явления общественной жизни: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. Вместе с тем, романтизм не был столь универсальным и всеобъемлющим стилем, как классицизм или барокко, не затронув, к примеру, архитектуру.

Романтизму, как и классицизму, свойственны героическая патетика, классическая правильность композиции, но романтизм оживляет и одухотворяет все это богатством воображения, эмоциональностью, вниманием к конкретной личности. Высок интерес романтизма к исторической тематике.

Ярким примером романтизма в литературе является трагедия Й.В.Гете "Фауст". Вообще фигура Гёте ― особое явление в литературе XVIII ст., так как его разностороннее творчество охватывает и классицизм, и романтизм, и просветительский реализм, и сентиментализм.

Романтическому искусству свойственны: повышенная ценность индивидуальности, непохожести на других; отказ от рационалистических принципов, культа разума, характерного для просветителей; идеализация природы, которая нередко становится одним из действующих лиц художественного произведения; устремленность к безграничной свободе; утверждение сильных (порой бунтарских) страстей и характеров; фатализм, игра с судьбой; интерес к своим культурным корням, фольклорные мотивы.

Особо выразительно эстетика романтизма проявилась в поэзии.

Среди наиболее заметных представителей романтизма в литературе —поэты Г.Гейне и Дж.Байрон, А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов; писатели-романисты В.Скотт, В.Гюго, а.Дюма, Жорж Санд, Г.Ибсен.

Эпоха Просвещения — важный этап в духовном развитии Европы, оказавший значительное влияние на все сферы социально-политической и культурной жизни общества. Это была эпоха воспитания новой активной, интеллектуальной, творческой личности, и многие видные деятели Просвещения являли собой пример таких разносторонне одаренных, находящихся в постоянном поиске личностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: