· Конспектировани е: Н.В.Гришина «Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов» (Конфликтология:Хрестоматия/Н.И. Леонов-М.,2003, 207-221 с.)
· Домашнее задание:
-Подготовить развивающие игры и ситуации на тему: «Профилактика конфликта».
Основная литература
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. –М.: ЮНИТИ, 1999. –Гл. 32,35.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. -СПб.: Питер, 2000.
3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005
4. Конфликтология / Под ред А.С.Кармина. СПб.: Лань, 1999. –Гл. 3, 13.
5. Психология. Учебник/ Под ред. А.А. Крылова. –М.: Проспект, 1998. –Гл. 17, 20, 21.
6. Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления, 1991, С. 37-47.
Дополнительная литература:
1. Барланчук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. –М.: Рос. Пед. Агентство, 1998.
- Белкин А.С, Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург, 1995.
- Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб, 1993.
4. Гришина Н. В. Общение в трудовом коллективе. –Л.: Лениздат, 1990.
5. Журавлев В. И.Основы педагогической конфликтологии. –М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
|
|
- Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993.
7. Запрудский Ю.Г. Указ. соч. С.40-55.
8. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. –М.: Аспект Прогресс, 1996.
9. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. –СПб.: Об-во «Знание», 1999. – С. 319- 323).
10. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. –М.: Смысл, 1993.
Семинарское занятие № 15 (2 часа)
Тема занятия: Методы разрешения конфликтовПсихология переговорного процесса по разрешению конфликтов.
Цель занятия: Закрепление знаний студентов по основным проблемам ведения переговорного процесса, направленного на разрешение конфликта, развитие у них навыков самооценки психологической подготовленности к участию в переговорах и формирования такой подготовленности в ходе обработки тренинговых упражнений.
Основные понятия: переговорный процесс, технологии переговорного процесса, посредник, медиатр, посредничество, манипуляция, манипулятивное воздействие.
Вопросы для обсуждения:
1. Основное содержание переговорного процесса.
2. Модели поведения партнеров в переговорном процессе.
3. Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им.
4. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе.
5. Психология переговорного процесса (проводится методом тестирования и обработки тренинговых упражнений).
Контрольные вопросы:
1.Назовите основные этапы переговорного процесса.
2.Назовите три основные варианта посредничества.
3.Назовите основные модели поведения в переговорном процессе и дайте их характеристику.
|
|
4.Сформулируйте определение манипуляции.
5.Перечислите манипуляции, основанные на правилах приличия.
6.Перечислите манипуляции, направленные на унижение оппонента.
7.Как соотносятся между собой понятия: «стратегия переговорного процесса» и «тактики переговорного процесса».
8.Перечислите основные стратегии в переговорном процессе.
9.Перечислите основные тактики в переговорном процессе.
10. Перечислите приемы тактики «выжимания уступок».
Самостоятельная работа:
· Конспектирование: С.И. Ерина «Ролевые конфликты в управленческих процессах» (Конфликтология:Хрестоматия/Н.И. Леонов-М.,2003, 166-172 с.).
· Подготовить задание. Сначала студенты работают с тестами по самооценке своей подготовленности к ведению переговоров, а затем им предлагаются тренинговые упражнения по развитию у них психологической подготовленности к участию в переговорах.
1. Самооценка подготовленности к ведению переговоров.
1.1. Тест «Умеете ли вы вести деловые переговоры?»
1.2. Тест «Как вести деловые переговоры»
1.3. Тест «Моя тактика ведения переговоров»
См.: Емельянова С.М. «Практикум по конфликтологии». – 2-е изд., доп. и перераб. –СПб.: Питер, 2005. –С. 162-178.
· 2. Тренинговые упражнения (разработано на основе рекомендаций Х. Корнелиус и Ш. Фэйр).