МЧС РОССИИ
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
По специальности 020400 «Психология»
Санкт – Петербург
200__г.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЫ
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Санкт-Петербургского института
Государственной противопожарной службы
МЧС России
полковник внутренней службы
В.С. Артамонов
«________»____________________200__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
по специальности 020400 «Психология»
Санкт – Петербург
200__г.
Заварзина Л.В., Коновалова Л.И., Л.В., Петимко А.И. Конфликтология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под общей ред. В. С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России.
Учебная программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 "Психология", квалификационных характеристик психолог, преподаватель психологии и опыта преподавания аналогичных дисциплин в вузах России.
|
|
Учебная программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета института «___» ______ 200__ г. (протокол №__).
Рецензенты:
С.П. Безносов – доктор психологических наук (Санкт-Петербургский университет МВД России)
А.В. Шленков – кандидат психологических наук (Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 – «Психология», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России.
Учебная программа по конфликтологии цикла дисциплин специализации составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения и определяет содержание и структуру дисциплины.
Преподавание и изучение курса «Конфликтология» во взаимосвязи с гуманитарными дисциплинами, с общей и социальной психологией, педагогикой и другими общественными науками преследует цели:
- вооружить слушателей, студентов и курсантов системой научных знаний в области теории конфликтологии;
- формировать у обучаемых профессиональные качества организатора и руководителя служебного коллектива МЧС России;
|
|
- воспитывать высокую культуру общения и деятельности.
Исходя из этого, предметом курса “Конфликтология” для слушателей, студентов и курсантов является изучение основных закономерностей возникновения и функционирования социальных конфликтов, их сущности, структуры, динамики и роли в жизнедеятельности служебного коллектива.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Профессиональная деятельность сотрудников и работников МЧС России осуществляется в условиях конфликтного взаимодействия с отдельными лицами и группами людей, нередко нарушающими закон. Это вызывает необходимость изучения конфликтологии как теории противоправного поведения. Одновременно взаимодействие самих сотрудников порождает социальные противоречия и конфликты в служебных коллективах. Недооценка знания источников и причин этих конфликтов, отсутствие у руководителя навыков организации своего поведения в конфликтной ситуации существенно снижает эффективность служебной деятельности сотрудников. В связи с этим при подготовке руководителей МЧС и специалистов по кадрово-воспитательной работе в цикле дисциплин специализации было предусмотрено изучение конфликтологии. Преподавание предмета начинается после изучения курсов общей и социальной психологии
В результате изучения курса “Конфликтология” каждый слушатель, студент и курсант обязан знать:
- основные положения современных теорий и методик анализа и разрешения конфликтов;
- системы управления конфликтными ситуациями;
- типичные причины конфликта в межличностных отношениях и служебной деятельности сотрудников МЧС;
- структуру, динамику и функции конфликта в служебном коллективе и жизнедеятельности отдельного сотрудника;
- принципы бесконфликтного руководства личным составом.
На основе полученной системы знаний и в ходе практических занятий и тренингов каждый слушатель обязан уметь:
- на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях;
- грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;
- участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;
- владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях;
- диагностировать причины конфликта, его объект, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон;
- вырабатывать и применять практически стратегии поведения в ходе конфликтного взаимодействия;
- определять и давать оценку очевидным и скрытым последствиям конфликта, влияниям и давлениям на конфликтующие стороны различных факторов;
- использовать подходящие приемы коммуникации, облегчающие процесс разрешения конфликта и обеспечивающие уменьшение опасности продолжения его после формального разрешения;
- вырабатывать варианты решений, используемых для управления конфликтом;
- достигать восприимчивости конфликтующими сторонами предложений по оптимальному решению конфликта;
- выполнять функции посредника на переговорах конфликтующих сторон;
- использовать для предотвращения и решения конфликта различные формы власти, официальные и неофициальные меры;
- учить сотрудников общению в условиях острого противоборства и экстремальных условиях службы;
- подбирать и расставлять сотрудников с учетом конфликтогенности и психологической совместимости;
- использовать в условиях конфликта приемы психологической самозащиты, саморегуляции и психологического воздействия на противостоящую сторону;
|
|
- управлять личным составом в сложной обстановке служебной деятельности;
иметь представления:
- о том, как грамотно помогать сотруднику, находящемуся в ситуации жизненного кризиса;
- как реализовывать требования принципов гуманизма и социальной справедливости в руководстве людьми.
На основе знаний, навыков и умений у каждого слушателя, студента и курсанта должны сформироваться коммуникативная культура, чувство уверенности, желание и готовность к деятельности и общению в нормальных и затрудненных условиях.
Организационными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские и практические занятия.
Часть учебного материала планируется для самостоятельной работы в соответствии с разрабатываемыми методическими рекомендациями.
Дисциплина имеет объем 100 часов, из которых на проведение лекций отводится 18 часов, семинарских занятий – 12 часов, практических занятий – 20 часов и самостоятельную работу – 50 часов.
Формой итогового контроля является экзамен в VIII семестре.
Слушатели заочной формы обучения выполняют контрольную работу и сдают экзамен после изучения основного курса, который рассчитан на 100 часов. На проведение лекций отводится – 6 часов, семинарских занятий – 6 часов и самостоятельной работы – 88 часов.
Распределение объема часов по видам учебных занятий приведено в тематических планах.
Практические занятия проводятся двумя преподавателями.
Вариативность образовательного процесса реализуется посредством изменения количества часов, отводящихся на изучение отдельных тем, их объединением, а так же выполнением самостоятельных работ по тематике, предусмотренной в данной программе.
Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов программы, обобщение и расширение информации, полученной на лекциях и других видах учебных занятий, определение места полученных знаний в своей будущей профессии.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №1
по дисциплине «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
для очной формы обучения
|
|
Общее количество часов — 100,
аудиторных занятий — 50 ч., самостоятельная работа — 50 ч.
№ тем | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Семинары | Пр. занятия | ||||
1. | Предмет и задачи курса конфликтологии в системе подготовки руководящих кадров МЧС России | |||||
2. | Теоретические и методологические проблемы исследования конфликтов | |||||
3. 8 | Конфликты в служебных коллективах МЧС | |||||
4. | Межличностный конфликт | |||||
5. | Внутриличностный конфликт | |||||
6. | Диагностика и управление конфликтом | |||||
7. | Культура общения и деятельности руководителя МЧС в конфликтной ситуации | |||||
ЭКЗАМЕН | ||||||
Всего по учебному предмету |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №2
по дисциплине «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
для заочной формы обучения
Общее количество часов — 100,
аудиторных занятий — 12 ч., самостоятельная работа — 88 ч.
№ тем | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
Лекции | Семинары | Практические занятия | Контрольная работа | ||||
1. | Предмет и задачи курса конфликтологии в системе подготовки руководящих кадров МЧС России | ||||||
2. | Теоретические и методологические проблемы исследования конфликтов | ||||||
3. 8 | Конфликты в служебных коллективах МЧС | ||||||
4. | Межличностный конфликт | ||||||
5. | Внутриличностный конфликт | ||||||
6. | Диагностика и управление конфликтом | ||||||
7. | Культура общения и деятельности руководителя МЧС в конфликтной ситуации | ||||||
ЭКЗАМЕН | |||||||
Всего по учебному предмету | + |