Пояснительная записка. По специальности 020400 «психология»

МЧС РОССИИ

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

По специальности 020400 «Психология»

Санкт – Петербург

200__г.


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

СЛУЖБЫ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Санкт-Петербургского института

Государственной противопожарной службы

МЧС России

полковник внутренней службы

В.С. Артамонов

«________»____________________200__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

по специальности 020400 «Психология»

Санкт – Петербург

200__г.


Заварзина Л.В., Коновалова Л.И., Л.В., Петимко А.И. Конфликтология: Учебная программа по специальности 020400 – «Психология» Под общей ред. В. С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России.

Учебная программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 "Психология", квалификационных характеристик психолог, преподаватель психологии и опыта преподавания аналогичных дисциплин в вузах России.

Учебная программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета института «___» ______ 200__ г. (протокол №__).

Рецензенты:

С.П. Безносов – доктор психологических наук (Санкт-Петербургский университет МВД России)

А.В. Шленков – кандидат психологических наук (Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 – «Психология», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России.

Учебная программа по конфликтологии цикла дисциплин специализации составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения и определяет содержание и структуру дисциплины.

Преподавание и изучение курса «Конфликтология» во взаимосвязи с гуманитарными дисциплинами, с общей и социальной психологией, педагогикой и другими общественными науками преследует цели:

- вооружить слушателей, студентов и курсантов системой научных знаний в области теории конфликтологии;

- формировать у обучаемых профессиональные качества организатора и руководителя служебного коллектива МЧС России;

- воспитывать высокую культуру общения и деятельности.

Исходя из этого, предметом курса “Конфликтология” для слушателей, студентов и курсантов является изучение основных закономерностей возникновения и функционирования социальных конфликтов, их сущности, структуры, динамики и роли в жизнедеятельности служебного коллектива.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Профессиональная деятельность сотрудников и работников МЧС России осуществляется в условиях конфликтного взаимодействия с отдельными лицами и группами людей, нередко нарушающими закон. Это вызывает необходимость изучения конфликтологии как теории противоправного поведения. Одновременно взаимодействие самих сотрудников порождает социальные противоречия и конфликты в служебных коллективах. Недооценка знания источников и причин этих конфликтов, отсутствие у руководителя навыков организации своего поведения в конфликтной ситуации существенно снижает эффективность служебной деятельности сотрудников. В связи с этим при подготовке руководителей МЧС и специалистов по кадрово-воспитательной работе в цикле дисциплин специализации было предусмотрено изучение конфликтологии. Преподавание предмета начинается после изучения курсов общей и социальной психологии

В результате изучения курса “Конфликтология” каждый слушатель, студент и курсант обязан знать:

- основные положения современных теорий и методик анализа и разрешения конфликтов;

- системы управления конфликтными ситуациями;

- типичные причины конфликта в межличностных отношениях и служебной деятельности сотрудников МЧС;

- структуру, динамику и функции конфликта в служебном коллективе и жизнедеятельности отдельного сотрудника;

- принципы бесконфликтного руководства личным составом.

На основе полученной системы знаний и в ходе практических занятий и тренингов каждый слушатель обязан уметь:

- на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях;

- грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

- участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

- владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях;

- диагностировать причины конфликта, его объект, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон;

- вырабатывать и применять практически стратегии поведения в ходе конфликтного взаимодействия;

- определять и давать оценку очевидным и скрытым последствиям конфликта, влияниям и давлениям на конфликтующие стороны различных факторов;

- использовать подходящие приемы коммуникации, облегчающие процесс разрешения конфликта и обеспечивающие уменьшение опасности продолжения его после формального разрешения;

- вырабатывать варианты решений, используемых для управления конфликтом;

- достигать восприимчивости конфликтующими сторонами предложений по оптимальному решению конфликта;

- выполнять функции посредника на переговорах конфликтующих сторон;

- использовать для предотвращения и решения конфликта различные формы власти, официальные и неофициальные меры;

- учить сотрудников общению в условиях острого противоборства и экстремальных условиях службы;

- подбирать и расставлять сотрудников с учетом конфликтогенности и психологической совместимости;

- использовать в условиях конфликта приемы психологической самозащиты, саморегуляции и психологического воздействия на противостоящую сторону;

- управлять личным составом в сложной обстановке служебной деятельности;

иметь представления:

- о том, как грамотно помогать сотруднику, находящемуся в ситуации жизненного кризиса;

- как реализовывать требования принципов гуманизма и социальной справедливости в руководстве людьми.

На основе знаний, навыков и умений у каждого слушателя, студента и курсанта должны сформироваться коммуникативная культура, чувство уверенности, желание и готовность к деятельности и общению в нормальных и затрудненных условиях.

Организационными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские и практические занятия.

Часть учебного материала планируется для самостоятельной работы в соответствии с разрабатываемыми методическими рекомендациями.

Дисциплина имеет объем 100 часов, из которых на проведение лекций отводится 18 часов, семинарских занятий – 12 часов, практических занятий – 20 часов и самостоятельную работу – 50 часов.

Формой итогового контроля является экзамен в VIII семестре.

Слушатели заочной формы обучения выполняют контрольную работу и сдают экзамен после изучения основного курса, который рассчитан на 100 часов. На проведение лекций отводится – 6 часов, семинарских занятий – 6 часов и самостоятельной работы – 88 часов.

Распределение объема часов по видам учебных занятий приведено в тематических планах.

Практические занятия проводятся двумя преподавателями.

Вариативность образовательного процесса реализуется посредством изменения количества часов, отводящихся на изучение отдельных тем, их объединением, а так же выполнением самостоятельных работ по тематике, предусмотренной в данной программе.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов программы, обобщение и расширение информации, полученной на лекциях и других видах учебных занятий, определение места полученных знаний в своей будущей профессии.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №1

по дисциплине «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

для очной формы обучения

Общее количество часов — 100,

аудиторных занятий — 50 ч., самостоятельная работа — 50 ч.

№ тем НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Семинары Пр. занятия
1. Предмет и задачи курса конфликтологии в системе подготовки руководящих кадров МЧС России          
2. Теоретические и методологические проблемы исследования конфликтов          
3. 8 Конфликты в служебных коллективах МЧС          
4. Межличностный конфликт          
5. Внутриличностный конфликт          
6. Диагностика и управление конфликтом          
7. Культура общения и деятельности руководителя МЧС в конфликтной ситуации          
  ЭКЗАМЕН          
  Всего по учебному предмету          

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №2

по дисциплине «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

для заочной формы обучения

Общее количество часов — 100,

аудиторных занятий — 12 ч., самостоятельная работа — 88 ч.

№ тем НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Семинары Практические занятия Контрольная работа
1. Предмет и задачи курса конфликтологии в системе подготовки руководящих кадров МЧС России            
2. Теоретические и методологические проблемы исследования конфликтов            
3. 8 Конфликты в служебных коллективах МЧС            
4. Межличностный конфликт            
5. Внутриличностный конфликт            
6. Диагностика и управление конфликтом            
7. Культура общения и деятельности руководителя МЧС в конфликтной ситуации            
  ЭКЗАМЕН            
  Всего по учебному предмету         +  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: