Содержание дисциплины. Тема 1. Предмет и задачи курса конфликтологии в системе подготовки руководящих кадров МЧС России

Тема 1. Предмет и задачи курса конфликтологии в системе подготовки руководящих кадров МЧС России.

Природа социальных конфликтов, их причины, особенности протекания в различных сферах общественной жизни. Конфликты с точки зрения новых форм взаимоотношений между людьми. Преодоление регионального, группового и личного эгоизма и амбиций, стереотипов мышления. Конфликт властных структур общества. Конфликты в деятельности МЧС. Конфликтофобия.

Источники конфликтов. Междисциплинарные аспекты проблемы сущности, причин, разрешения и предупреждения конфликтов. Социология и социальная психология о природе конфликта. Связь конфликтологии МЧС с юридической конфликтологией, психологией и криминологией. Конфликтология МЧС – система знаний о закономерностях возникновения, развития и принципах управления конфликтным взаимодействием сотрудников, их поведением и деятельностью в условиях столкновения и противоборства с отдельными лицами и группами противоправной направленности.

Задачи и значение курса конфликтологии в деятельности руководителя подразделений МЧС России.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 3].

Дополнительная литература: [1, 5, 9, 21, 30].

Тема 2. Теоретические и методологические проблемы исследования конфликтов.

Уровни исследования конфликтов: социально-философский, социологический, социально-психологический, индивидуально-психологический.

Конфликт как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом интересов, ценностей и мотивов людей, пытающихся реализовать их во взаимоотношениях друг с другом на фоне острых эмоциональных переживаний.

Западные теории конфликтов. Отечественные исследования конфликтов. Методологические принципы исследования конфликта: принцип системного подхода, принцип социально-деятельностного контекста, принцип энтропии, экстремальный принцип максимума информации и ресурсов, принцип личностного подхода, принцип развития, принцип дополнительности.

Типичные причины и формы конфликта, их классификация: информация, структура, ценности, отношения и поведение. Оценка конфликта. Признаки конфликта: по источнику, по содержанию, по значимости, по типу разрешения, по форме выражения, по типу структуры взаимоотношений, по социальной формализации, по социально-психологическому эффекту, по социальным результатам.

Классификация конфликтов. Уровневый подход к классификации конфликтов: социальные конфликты (классовые, национальные, религиозные, военные и др.); социально-психологические конфликты (межведомственные, межорганизационные, организационные, организационно-управленческие, структурные и др.); психологические (межличностные, внутриличностные, ситуативные, внушенные и др.). Признаки социальных, социально-психологических и психологических конфликтов. Виды конфликтов: межличностный, внутриличностный, межгрупповой.

Структура конфликта: цели, причины, условия, обстоятельства, объект, инцидент, оппоненты в конфликте.

Динамика конфликта: возникновение, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта.

Основные функции конфликта. Общая характеристика методов социально-психологического исследования конфликта.

Семинарское занятие: Проблемы исследования конфликтов.

Примерные темы рефератов:

1. Уровни исследования конфликтов.

2. Классификация конфликтов.

3. Структура конфликта.

4. Динамика конфликта.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1,2, 3].

Дополнительная литература: [2, 5, 9, 11, 23].

Тема 3. Конфликты в служебных коллективах МЧС.

Факторы макро и микросреды, препятствующие служебной деятельности сотрудников МЧС России: политическая, экономическая и нравственно-правовая ситуация в стране и рост преступности. Усложнение организационной среды общества.

Организационный конфликт: сущность и причины. Противоречия между службами и подразделениями. Основные конфликтогенные сферы коллективной деятельности: согласованность взаимоотношений, целевое и ценностное единство. Должностной и ролевой конфликты: сущность и причины.

Организационно-управленческие конфликтные ситуации в служебном коллективе: 1) конфликты, возникающие в связи с препятствиями достижения первичных (главных) целей служебной деятельности (по горизонтали и по вертикали); 2) конфликтные ситуации, возникающие в результате появления препятствий на пути достижения вторичных целей совместной деятельности (снизу вверх и сверху вниз); 3) конфликтные ситуации, связанные с уровнем развития коллектива (группы); 4) личные конфликты – недостатки в сфере межличностных отношений.

Служебные интриги.

Семинарское занятие: Конфликты в служебных коллективах МЧС.

Примерные темы рефератов:

1. Факторы среды, препятствующие служебной деятельности сотрудников МЧС России.

2. Основные конфликтогенные сферы коллективной деятельности.

3. Организационно-управленческие конфликты.

Практическое занятие: Служебные интриги.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 3].

Дополнительная литература: [3, 7, 9, 10, 13, 23, 35].

Тема 4. Межличностный конфликт.

Совместная деятельность – функциональная основа межличностных конфликтов в служебном коллективе. Межличностный конфликт – это столкновение личностей в результате несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и результате общения. Применение принципа деятельности при анализе межличностных конфликтов. Деловая и личностная основа конфликтов сотрудников. Психологическая совместимость сотрудников. Принцип дополнительности.

Личностная основа конфликтов: характерологическая и ситуативная. Акцентуация личности. Особенности общения акцентуированных личностей. Барьеры общения. Основные виды стратегии поведения в конфликте: избежание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.

Психологические особенности конфликтов и их разрешение в условиях служебной деятельности. Специфика отклоняющегося поведения человека, личность преступника. Распознавание и квалификация конфликтной ситуации. Выбор и принятие решения. Поведение сотрудника ГПС МЧС России в конфликтной ситуации. Уровень культуры и самоуправления.

Семинарское занятие: Межличностный конфликт.

Примерные темы рефератов:

1. Деловая и личностная основа конфликтов сотрудников.

2. Основные виды стратегии поведения в конфликте.

3. Поведение сотрудника ГПС МЧС России в конфликтной ситуации.

Практическое занятие: Выбор и принятие решения.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 3, 4].

Дополнительная литература: [1, 7, 8, 14, 26, 33, 35].

Тема 5. Внутриличностный конфликт.

Причины возникновения внутренних конфликтов: структура а) человеческого сознания и б) деятельности (внутренние и внешние условия). Субъективная и объективная неразрешимость ситуации.

Личностный смысл. Противоречивый смысл – конфликтный смысл действия. Ядро конфликта – содержание действий выбора. Ситуация принятия решения. Конфликт между мотивами. Непримиримость между долгом, служением общественным идеалам и естественным чувством самосохранения, страха. Противоречия между способностями и социальными нормами деятельности в данных условиях; противоречия между знанием, сознанием и реальным побуждением, между альтруизмом и принципом реальности. Служебная деятельность как источник длительных переживаний. Возможности личности к преодолению силы противоречий (тенденции развития или нарушение целостности «Я» личности). Нравственная устойчивость и деформация личности сотрудника. Совесть – нравственная регуляция поведения.

Служебная деятельность как источник негативных переживаний. Возможности личности к преодолению силы противоречий Внутренний конфликт как приспособление, адаптация к служебной деятельности. Источники утомления. Самоактуализация в реальном поведении. Экстремальная ситуация. Специфика механизма реакции на опасность: борьба и бегство. Толерантное поведение (порог толерантности). Эмоционально-волевая регуляция в условиях преодоления борьбы мотивов. Особенности свойств личности сотрудника и поведения в процессе служебной деятельности (готовность к сотрудничеству и риску; реакции на оскорбления; гибкость и самостоятельность в принятии решения; характер притязаний на успех или поражение; личность конформиста, интроверта и др.). Психологическая устойчивость. Способы психологической защиты и саморегуляции личности.

Практическое занятие: Способы психологической защиты и саморегуляции личности.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 3].

Дополнительная литература: [2, 4, 9, 14, 18, 23, 25, 32, 33].

Тема 6. Диагностика и управление конфликтом.

Диагностика конфликта: сущность и содержание. Критерии сложности конфликтной ситуации (количество переменных, их описание и оценка). Анализ конфликтной ситуации: оценка позиций, интересов и целей противоборствующих сторон (установки в конфликте, правовые ценности, склонность к риску и т.д.); ориентация на победу (поражение), компромисс; типы личности; ресурсные возможности сторон и др. Графико-аналитический метод. Уровень неопределенности конфликта. Прогноз возможных действий сторон (стороны) и результатов конфликта. Вероятностная модель развития конфликта. Организационный, социально-психологический и педагогический аспекты конфликта.

Изменение оценки событий и форм поведения – начальная функция управления конфликтом. Выбор способов управления конфликтом: рефлексивное управление; метод информирования; управление через коллективный интеллектуально-волевой комплекс; поэтапное снятие конфликта на личностном уровне; управление через ограничение ресурсов сторон; переговоры и посредничество в переговорах как способы разрешения конфликта.

Педагогические условия профилактики конфликтов служебного коллектива: раскрытие человеческой индивидуальности; активизация и развитие положительных качеств личности; управление карьерой; формирование гуманистических отношений сотрудников; морально-психологическая подготовка сотрудников и др.

Семинарское занятие: Диагностика и управление конфликтом.

Примерные темы рефератов:

1. Анализ конфликтной ситуации.

2. Вероятностная модель развития конфликта.

3. Педагогические условия профилактики конфликтов служебного коллектива.

Практическое занятие: Выбор способов управления конфликтом

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 4].

Дополнительная литература: [1, 2, 4, 15, 20, 23, 35].

Тема 7. Культура общения и деятельности руководителя МЧС в конфликтной ситуации.

Управленческая деятельность. Преодоление противоречий в процессе выполнения служебных задач. Компоненты конфликтной деятельности в управленческом труде. Умение управлять конфликтом других и умение “конфликтовать” самому – важные качества руководителя.

Проблема принятия решения в конфликтной ситуации. Процесс трансформаций конфликтной ситуации; формирование альтернатив, из которых осуществляется выбор решения; прогнозирование результатов выбора; целеполагание; снижение неопределенности и риска; формирование способа оценки достижения цели и др.

Определение стратегии поведения в конфликте.

Основные условия обеспечения успеха служебной деятельности руководителя в конфликтной ситуации: конструктивная позиция в отношении конфликтных явлений; оптимальный стиль управления; психологическая подготовленность; коммуникативная компетентность и культура психосаморегуляции.

Семинарское занятие: Культура общения и деятельности руководителя МЧС в конфликтной ситуации.

Примерные темы рефератов:

1. Преодоление противоречий в процессе выполнения служебных задач.

2. Проблема принятия решения в конфликтной ситуации.

3. Определение стратегии поведения в конфликте.

Практическое занятие: Процесс трансформаций конфликтной ситуации.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [2, 4].

Дополнительная литература: [5, 9, 11, 20, 23, 26, 28, 34].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: