Преимущества нахождения в позициях «10-12»: эмоции «сгорели», доказана бессмысленность всех нерациональных стратегий, стороны осознают необходимость вылезать из тупика, стороны понимают, что надо менять себя; «элиты» сторон готовы уступить часть власти тем. кто выведет полюс из тупика.
Недостатки нахождения в позициях «10-12»: негативное отношение к персонам «другого полюса» и «не поддержавшим» - конфронтационность мировоззрения; осознание себя неудачником, тенденция к поиску внешних «виноватых»; потеря сил и времени; «разруха» - необходимость восстанавливать.
Для профилактики конфликтов целесообразно до выхода в поз. 3 моделировать ситуацию и в «игровом» варианте проходить до поз. «10-12», а потом «возвращаться» к нормальным отношениям – осуществлять деловые игры.
Конфликт – цикл двуполярных взаимообусловливающих отношений поочередного обмена усиливающимися актами принуждения-противодействия сторон, полагающих, что: 1) позицию и цели контрагента невозможно совместить со своей позицией и целями; 2) эту несовместность нужно ликвидировать, так как она - непреодолимое препятствие в достижении желаемого; 3) сделать это можно только «исправив» «неправильные» позиции и цели контрагента, то есть, сделать их благоприятными для себя; 4) делать это должно только способами подчинения и/или принуждения контрагента. В ситуации ожидаемой победы стороны предполагают выгодное для себя сосуществование и взаимодействие с проигравшим контрагентом. Выгодность ожидаемого взаимодействия характеризуется не только тем, что контрагент будет действовать так, как до начала конфликта хотел от него победитель, но и он признает свою неправоту и возместит победителю обусловленный его «неправильным» и «несправедливым» противодействием ущерб.
|
|
Конфликт следует отличать от противоречия и от борьбы. В противоречии стороны терпят ситуацию несовместимости и, поэтому, не применяют полностью осознаваемых и целесообразно выстроенных мер принуждения к другой стороне. В борьбе стороны применяют принуждение ради «удаления навсегда» контрагента из пространства своего бытия и отношений.
В.2. Способы конструктивного поведения в конфликте.
Война Кутузова с Наполеоном – в пример