Психологической коррекции

Основных принципов (или исходных положений)

Вопросы

1. Назовите основные условия психического и личностного развития ребенка.

2. Как вы понимаете взаимосвязь коррекции и развития?

3.Что такое «индивидуальный вариант возрастного развития»?

4. Почему коррекция невозможна без психологической диагностики?

5.Что такое ведущая деятельность и какое место занимает она в коррекционной

работе с ребенком?

4. ТРЕБОВАНИЯ К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ

ПРОГРАММАМ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В

ШКОЛЕ

показателей

психологической незрелости ребенка, поступающего в школу.

2. ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО И ОБРАЗНОГО

МЫШЛЕНИЯ, СПОСОБНОСТИ К АНАЛИЗУ И СИНТЕЗУ, А ТАКЖЕ

ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА, ФОРМЫ И

ВЕЛИЧИНЫ

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ

ДИАГНОСТИКА САМОКОНТРОЛЯ И ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ

(МЕТОДИКА «ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИИ»)

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ОСОЗНАННОСТИ

ВОСПРИЯТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМ РЕЧИ

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ И УМЕНИЯ РАБОТАТЬ

ПО ОБРАЗЦУ

3. ДОШКОЛЬНИКИ «ГРУППЫ РИСКА»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Агрессивность

Вспыльчивость

Пассивность

Гиперактивность

Отставание в психическом развитии

Примерные ориентиры нормального развития ребенка

Вопросы

1. Какова роль дошкольного детства в жизни человека?

2. Когда начинать готовить ребенка к школе?

3. Станет ли трудный дошкольник трудным школьником?

4. Какие методы можно использовать для диагностики школьной зрелости детей

старшего дошкольного возраста?

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

Корректурные задания

Чтение текста до заданного выражения

Распределение цифр в определенном порядке

«Найди слова»

Методика Мюнстерберга (и ее модификации)

«Перепуганные линии»

«Найди отличия»

УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ И КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Игра «Заметь все»

Игра «Ищи безостановочно

ТРЕНИРОВКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ

«Каждой руке – свое дело»

Счет с помехой

Чтение с помехой

Упражнение на тренировку распределения внимания

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ВНИМАТЕЛЬНОМУ ПИСЬМУ»

МЕТОДОМ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Вопросы

1. Какие качественные изменения в развитии внимания происходят на

протяжении младшего школьного возраста?

2. Какими методами может пользоваться учитель в целях диагностики и развития

внимания учащихся?

3. Изучите работу П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой «Экспериментальное

формирование внимания» (М., 1974). В чем состоит специфика подхода авторов к

пониманию внимания? Изложите суть метода поэтапного (планомерного) формирования умственных действий. Каковы основные требования к предлагаемому в работе методу формирования внимания школьников?

2. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ1

Обучающая методика «Смысловые единицы»

3. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО

ПОИСК АНАЛОГОВ

СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА

4. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ФИГУРЫ

ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СЛОВ

«ВОЛШЕБНЫЕ КЛЯКСЫ»

ЗАВЕРШЕНИЕ РАССКАЗА

5. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ

ПЕРЕСКАЗ И РАССКАЗ

СКОРОГОВОРКИ

ИГРЫ «В СЛОВА». ИГРЫ «СО СЛОВАМИ»1

6. КОРРЕКЦИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ*

7. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ

I. Упражнения для развития тонкой моторики руки и зрительно-

двигательных координаций.

II. Игры и упражнения для развития крупной моторики (силы, ловкости,

координации движений).

8. КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка

способность самостоятельно управлять своим поведением.

приемов работы с разными

категориями детей, отличающимися неуспешной учебой и плохой дисциплиной

9. МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ «ГРУППЫ РИСКА»

ДЕТИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ (ГИПЕРАКТИВНЫЕ)

клинические проявления синдромов

дефицита внимания у детей:

причин

наблюдаемых нарушений поведения. гиперактивности

Для организации занятий с гиперактивными детьми учитель (совместно с

психологом) может использовать специально разработанные коррекционно-

развивающие программы (Психогигиена детей и подростков, 1985; Ю.С. Шевченко

В работе упомянутых выше авторов приведены конкретные рекомендации

родителям детей с синдромом дефицита внимания:

Учителям рекомендуется:

3. Прочитайте книгу Ю.С. Шевченко «Коррекция поведения детей с

гиперактивностью и психопатоподобным синдромом» (М., 1997). Обратите внимание

на предлагаемые автором приемы коррекционно-развивающей работы с

гиперактивными детьми (основные формы и приемы психологического воздействия,

игры на развитие внимания, усидчивости и выдержки и др.).

ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ

ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ

, дети-левши обладают определенной спецификой

познавательной деятельности. На протяжении первого класса (а возможно, и более продолжительное время)

леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных психо-

логических занятий, направленных на развитие:

Вопросы

1. Какими психологическими особенностями могут отличаться дети-левши?

2. При каких обстоятельствах переучивание левши может оказаться успешным?

3. Прочитайте книгу М.М. Безруких и М.Г. Князевой «Если ваш ребенок левша»

(М., 1994) и книгу И. Макарьева с аналогичным названием (СПб., 1995). Обратите

внимание на приводимые авторами сведения о природе леворукости, методах ее

диагностики, психологических особенностях леворуких детей, специфике

формирования у них основных учебных навыков; проанализируйте также

предлагаемые программы развивающих занятий с леворукими детьми.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Агрессивные дети. Эмоционально-расторможенные дети Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети.

Остановимся на четырех наиболее

распространенных типах неправильного воспитания.

Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения, можно

предложить взрослым следующие рекомендации:

КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Рекомендции по психологической поддержке детей

Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ,

ПЕРЕЖИВАЮЩЕМУ ГОРЕ

1. КАК ПОМОЧЬ СТРАДАЮЩЕМУ РЕБЕНКУ?

2. ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

ПЕРЕЖИТЬ ГОРЕ

Рекомендации для учителей начальных классов

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИОННО-

РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ВВЕДЕНИЕ

Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает

индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических

особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и

поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.

В данном пособии раскрываются содержание и формы организации одного из

наиболее сложных и ответственных видов совместной деятельности психолога и

педагога – психологической коррекции.

Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога,

направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в

отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его

потенциальных творческих резервов.

В пособии раскрываются основные цели, задачи, принципы и содержание

коррекционной работы, представлены конкретные коррекционно-диагностические и

коррекционно-развивающие программы для работы с детьми старшего дошкольного и

младшего школьного возрастов.

Будущие воспитатели и педагоги должны хорошо представлять себе возможности

психокоррекционных методов, знать области их применения, уметь грамотно ис-

пользовать коррекционные приемы и способы в практике воспитания и обучения детей.

Коллектив авторов пособия надеется, что оно поможет будущему специалисту

овладеть системой основных понятий психологической коррекции, ознакомиться с практикой коррекционной работы, сформировать адекватные представления о роли и

месте этого вида деятельности в общей психолого-педагогической работе с ребенком.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ:

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ

1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка – поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio). Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по, принятой в возрастной психологии системе критериев, не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Существуют две основные формы отставания в развитии:

- отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания,

- временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности

впервые возникла именно в дефектологии применительно к различным вариантам

аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает

совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление,

компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии ребенка.

По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской

практической психологии понятие «психологическая коррекция» перекочевало из

области аномального развития в область нормального психического развития ребенка.

Мы с вами будем вести речь только о нормальном детстве. В нормальном ходе

развития нередко встречаются различные расстройства, нарушения, отклонения.

Понятие нормального детства не подразумевает какого-то стерильного, «правильного»,

беспроблемного развития ребенка. Здесь также имеются самые разнообразные

затруднения и проблемы развития как распространенные, типичные, так и сугубо

индивидуальные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: