ПСИХОДИАГНОСТИКА
Методические материалы
для специальности 020400 – «Психология»
Вологда – 2004
Психодиагностика: Методические материалы для специальности 020400 – «Психология». – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2004. – 36 с.
Разработали:
В.Л. Коданев – преподаватель кафедры общей психологии;
С.А. Прокопьева – преподаватель кафедры общей психологии
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей психологии 13 мая 2004 г., протокол № 7
Вологодский институт права
и экономики Минюста России, 2004
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические материалы составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Психодиагностика».
Целями данного курса являются:
1) изучение теоретических основ психодиагностики и ознакомление с основными тенденциями ее развития на современном этапе;
2) формирование практических навыков работы с наиболее известными профессиональными психодиагностическими методиками;
3) формирование адекватных представлений о роли и месте психодиагностических методов в системе психологического обследования, их возможностях и ограничениях;
|
|
4) усвоение этических норм работы психодиагноста.
Изучение дисциплины рассчитано:
- по очной форме обучения – на два семестра;
- по заочной форме обучения – на три семестра.
Полный объем курса составляет 240 часов, из них аудиторных по дневной форме обучения – 130 часов, по заочной – 26 часов. Аудиторные занятия проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий. В конце 1-го семестра курсанты сдают зачет, после 2-го – экзамен по всему курсу. Слушатели сдают зачет после 2-го семестра и экзамен после 3-го. Допуском к зачету (экзамену) является выполнение всех практических заданий.
В методическое пособие включены:
1. Перечень основных понятий по каждой теме.
2. Вопросы по каждой теме для обсуждения на семинарах (указывает преподаватель) и для самостоятельной работы.
3. Планы практических занятий.
4. Список основной и дополнительной литературы.
5. Примерный перечень вопросов для промежуточного и итогового контроля.
Тема 1. Введение в психодиагностику
Основные термины и понятия: диагностика, психодиагностика, паранаучная диагностика, диагностические категории, диагностические признаки, диагностические факторы,дифференциально-диагностическое исследование, диагностическое обследование, психологический тест, тестология, профессиональный тест; дифференциальная психология, психометрика, клиническая и тестовая диагностика, количественный и качественный подходы, стандартизованные и экспертные методы, психическое свойство, черта личности, стилевые и мотивационные черты, способность, психическое состояние, психологический диагноз, диагностограмма, психодиагностический профиль, характеристики тестируемого, ситуационная переменная, тестирование способностей, оценка личности, групповое тестирование, типы данных.
|
|
Вопросы:
1. Определение психодиагностики. Предмет, задачи и функции психодиагностики.
2. Связь психодиагностики с другими отраслями психологии и практики.
3. Теоретические источники и основные этапы развития психодиагностики (от Древнего Египта до наших дней).
4. История развития отечественной психодиагностики.
5. Основные методы исследования и диагностики, их достоинства и недостатки.
6. Основные проблемы психодиагностики.
7. Тестовая и клиническая диагностики.
8. Требования к методикам (к измерительным и экспертным).
9. Номотетический и идеографический методы исследования.
10. Статистический и клинический типы диагностики.
Основная литература:
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002. – С. 8-62.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – С. 5-26.
3. Основы психодиагностики / Под общ. ред. А.Г. Шмелева. – Ростов н/Д: «Феникс», 1996. – С. 3-104.
Дополнительная литература:
1. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В 3-х ч. М., 2001. Ч. 1. – С. 5-64.
2. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – С.4-38.