Советуйся со своим банкиром
В Финансовых Джунглях нет ни карт, ни дорог. Большую часть времени, проведенного здесь, каждый чувствует себя сбившимся с пути путником. Но есть люди, которые провели всю свою жизнь в этих Джунглях и которые поэтому знают их законы и опасности.
В этом смысле больше всего можно полагаться на банкиpов. Шестое Правило может спасти от больших убытков.
Джунгли кишат такими людьми, которые проявляют готовность быть твоими проводника-ми. Они заверяют, что найдут выход из любой ситуации, проконсультируют по любому вопросу. Практически сразу, как только ты вступаешь в Джунгли с туго набитым кошельком, тебя начинают одолевать предложениями различной помощи.
Сотни людей, которые сами безнадежно потерялись в Джунглях, предлагают провести тебя к Груде Золота.
В этом состоит один из наиболее загадочных законов Джунглей: прозябающие неудачники и жуликоватые оборванцы хотят сделать тебя богатым, предлагают тебе Состояния.
В Джунглях практически не бывает незаинтересованных услуг и советов, Лучше знать и помнить об этом до того, как вступишь в Джунгли, чем после того, как туда попадешь.
Как только твой кошелек начнет пустеть, все гиды и советчики исчезают. И ты предостав-лен самому себе.
Дело в том, что, когда человек окончательно теряется в Джунглях, он обычно сам становит-ся проводником или, иначе говоря, брокером.
Как ты думаешь, если бы он действительно знал путь к Груде Золота, стал бы он за гроше-вое вознаграждение показывать его кому-нибудь?
Никогда. Если нужен надежный совет, то последний, к кому следует обращаться, это бро-кер. Эта истина ранее еще не провозглашалась со всей откровенностью, но как ты сам убедишься, она, в общем, верна.
Если есть сомнения на этот счет, то можно спросить любого, кто лет 20 занимался куплей и продажей акций.
Это не значит, что брокеры нечестные люди, но они себе на уме. Без особого восторга отно-сясь к тому, чему учил Моисей, они придерживаются своих собственных Десяти Заповедей.
Их Первая Заповедь: "Рискует клиент".
Брокер никогда не думает о надежности. Он думает только о самом Процессе. "Вкладывай", — советует он. Неважно во что, но: "Вкладывай".
Брокер приводит в движение все Джунгли. И это очень полезная функция для Джунглей в целом.
Однако я не собираюсь высказывать общие положения. Я стараюсь рассказать читателю этой книги, как сохранить его деньги и заставить их работать на него.
Никто из брокеров не просыпается по ночам, вспоминая о бывших клиентах, отправленных ими в работные дома. В противном случае, нет никакого сомнения, все брокеры умерли бы от бес-сонницы.
Обычно брокер так же, как и его клиенты, руководствуется слухами, а не какими-то прави-лами. Он суетится. Он редко изучает общегосударственные тенденции. У него нет ни плана, ни карты, ни компаса Он попросту следует за своими клиентами, которыми он сам призван руково-дить.
Он вовсе не является Проводником. Он — компаньон. Если усвоить это, то можно очень неплохо пользоваться услугами брокера.
Он расторопный исполнитель того, что ему говорят. Он выполняет поручения, подбадри-вает, рассказывает новости дня, совершает сделки, но не выступает в качестве Проводника.
Есть и другой вид людей в Джунглях. Они не выдают себя за проводников, но они знают больше, чем проводники. Это — Банкиры.
Банкир — это хранитель. Это человек, который защищает деньги от убытков. Он — сама Надежность.
Если он не знает тропинок в Джунглях, то ему известны хотя бы укрытия от подстерегаю-щих там опасностей. Всю свою жизнь он проводит, изучая их признаки. Более того, банкир, если захочет, может вызволить тебя из беды. В этом он намного превосходит брокера.
Единственной целью брокера является постоянно держать своих клиентов всостоянии куп-ли-продажи. В то время как главное стремление банкира — защитить клиентов от потерь. Услуги брокера оплачиваются комиссионно, с купли- продажи клиентов, а банкир получает жалование. Есть один существенный момент, который, возможно, это объясняет.
Если бы брокерам стали платить жалование, а банкирам — комиссионные, то весь мир Финансов изменился бы самым необыкновенным образом, и никто не знает, к худшему или к луч-шему.
Но непреложный факт, который нельзя отрицать, состоит в том, что положение банкира и никого другого больше всего обязывает давать незаинтересованные советы. Очень немногие вклад-чики пользуются услугами своего банкира полностью. Я сам в молодости имел в течение 10 лет счет в банке, прежде чем попросил ссуду, и впервые посоветовался со своим банкиром о вложении денег спустя четырнадцать лет.
В молодые годы я обращался за советами к брокеру и агенту по продаже домов. Из-за пер-вого я потерял 250 фунтов, а из-за второго — 120. Вот сколько стоило мне усвоить, что никогда нельзя советоваться с тем, чьи услуги оплачиваются комиссионно.
Когда обращаешься за советом к банкиру, то выигрываешь вдвойне:
• есть шанс получить мудрый совет;
• улучшается мнение банкира о тебе и возрастает доверие к тебе;
Банкир — это своего рода наблюдатель в Финансовых Джунглях. У него нет причин обма-нывать ни себя, ни своих клиентов. Он главным образом учится, а не влезает в чужие дела, и он слишком много знает о джунглях, чтобы самого себя называть проводником.
Он не может сказать, как сделать 12% прибыли, но он может сказать, как сделать 6%. Он не может сказать, как удвоить капитал, но он может сказать, как надежно сохранить то, что имеешь. Он не может показать дорогу к Груде Золота, хотя он знает, что время от времени кое-кто случайно или сознательно находит ее и становится сказочно богат.
Банкир всегда ведет дела надежно. Поэтому он лучший советчик для начинающих инвесто-ров.
Наступает время, и человек так прочно становится на ноги, что его дела уже не требуют со-вета банкира, но такое случается не часто. Особенно в наше время я бы рекомендовал каждому бизнесмену во всем полагаться на своего банкира.
Сегодня банкир — это центральная фигура. Он держит на своих плечах весь мир. В конеч-ном итоге все международные финансовые проблемы, о которых так много говорят политики, ре-шаются не Парламентами и Конгрессами, а банкирами.
Банкир защищает деньги людей, и он должен утверждать свои права. Именно он должен определять решения, принимаемые политиками. Он не просто бухгалтер, Он- Страж. Он- Опекун. Он- Лидер. Независимо от того, хочет он сам этого или нет.
Итак, наше шестое Правило гласит: Советуйся со своим Банкиром. Не полагайся ни на свой собственный небогатый Опыт, ни на советы тех, кто может Нажиться па твоих Убытках.
Правило 7
Покупай, когда цены падают, продавай, когда цены растут
Правило состоит всего из восьми слов, но ты можешь восьмикратно увеличить свое состо-яние, если сможешь применить его на практике.
Об этом легко говорить, но вряд ли найдется один человек из тысячи, у которого хватит смелости и самостоятельности сделать это. Почти все покупают и продают, глядя на толпу. Даже биржа и денежный рынок подчиняются толпе. И даже банкиры и биржевые дельцы не принимают самостоятельных решений.
"На одни акции ажиотаж, а другие никому не нужны!"
"Бум в одних отраслях, а в других застой!"
Зайди в любую брокерскую контору, и узнаешь все сплетни дня.
И все это такие же небылицы, как и слухи, которыми обменивается в укромных уголках прислуга на дому.
На рынке капиталовложений всегда две толпы: толпа покупателей и толпа продавцов. И когда человек попадает на этот рынок, он неизменно присоединяется к той толпе, которая больше. И это является одной из главных причин его потерь.
Мы все, по крайней мере большинство из нас, подчиняемся стадному инстинкту. Мы сле-дуем за толпой, за большей толпой, как животные. Мы делаем то, что делают другие, потому что так проще и удобнее. Мы не хотим прослыть чудаками или отшельниками.
Словом, мы Плывем по течению. В Финансах мы действуем точно так же, как в политике, религии, общественных делах.
Мы пассивны. Мы позволяем соседям, согражданам, прессе помыкать нами.
Больше всего — Прессе.
Именно Пресса сделала толпу обычным явлением.
Редакторы и репортеры думают головой не больше, а меньше других, но они продают свою болтовню. Знают они или нет то, о чем говорят, но они должны как-то высказываться каждый день.
Эта непрестанная настойчивая болтовня влияет на толпу. Большинство людей не думают. Они только читают, и поэтому для Прессы легче легкого манипулировать ими.
Странный и, правда, не вполне достоверный факт: большинство людей на своем пути от ко-лыбели до могилы не совершают ни одного самостоятельного поступка. Всю жизнь они следуют за толпой.
У них в голове утвердилось общепринятое мнение, что так спокойнее. Это так в политике и в общении, но не в Финансах.
В Финансах Толпа Всегда Проигрывает. Этот факт известен немногим людям, а те, кто это знают, держат это знание при себе.
В Финансах выигрывают немногие. И они делают это, потому что следят за ценами, а не за толпой.
Финансы — это прямая противоположность Политике. Как мало бизнесменов сознают это.
Финансы мало волнует мнение большинства. Цены не устанавливаются голосованием. В то же время справедливо, что общественное мнение вызывает колебание цен.
Когда десять человек хотят продать акции какой-нибудь компании, а покупателей только пять, цена на акции падает. А когда двадцать человек покупают, а продают только пять, цена под-нимается.
Но умный вкладчик но покупает и не продает вместе с толпой. Он наблюдает со стороны и использует колебания цен.
В Политике - присоединяйся к наибольшей толпе и выиграешь. Но в Финансах нужно на-ходиться в наименьшей толпе, если хочешь познать нелегкое искусство Вкладывания и Спекуля-ции.
Никогда не покупай, когда покупателей больше, чем продавцов. В противном случае навер-няка переплатишь.
Никогда не продавай, когда продавцов больше, чем покупателей. Иначе неизбежно зарабо-таешь гроши.
Как однажды сказал мне один миллионер: "Покупай Себе Соломенную Шляпу Зимой".
Покупай, когда мода на то, чтобы продавать, и продавай, когда мода на покупки.
Цены всегда сильно колеблются. Всегда есть бумы и депрессии. За каждым бумом следует депрессия, и за каждой депрессией следует бум. Толпа никогда, конечно, не смотрит вперед. Толпа всегда глупа. Она думает только о сегодняшнем дне.
Именно поэтому большинство людей покупают по высоким ценам, а продают по низким. Они считают, что сиюминутная ситуация останется навсегда.
Большинство являются оптимистами во время бума и пессимистами — во время депрессии. Конечно же, это проще всего.
Но тот, кто делает деньги, выступает пессимистом во время бума и оптимистом во время депрессии.
Покупай всегда у Пессимистов. Продавай всегда Оптимистам.
В этом заключается иначе сформулированное седьмое Правило. Оно означает, что нужно стоять в стороне от толпы и использовать возможности, которые открывают скачки цен.
Немногие люди, имеющие смелость поступать таким образом, разбогатеют и заслуженно будут обладать всем, что получат. Они — Стабилизаторы рынка Они предохраняют от тех состоя-ний, когда толпа в истерической панике сметает все на своем пути. А именно так обычно ведет се-бя любая толпа
Устраните с биржи независимых дельцов, и она будет через год закрыта. Либо во время бу-ма, либо во время депрессии она будет стерта с лица земли.
Эту великую иску никак не могут усвоить Социалисты и Профессора экономики. Они не по-нимают, насколько неизбежны и опасны бывают приливы надежды и страха, которые сменяют друг друга в каждой стране.
Каждую толпу нужно стабилизировать. Вот в чем главным образом и состоит руководство. А биржевую толпу нужно стабилизировать почти так же, как политическую.
Подобно тому, как цель Прессы состоит в том, чтобы возбудить толпу, цель мудрого, силь-ного биржевого дельца- патриота заключается в том, чтобы сделать толпу более спокойной и здра-вомыслящей. И иногда случается, он за это получает неплохие деньги.
Загадка человеческой природы состоит в том, что, когда цены высоки, мы думаем, что они обязательно поднимутся еще выше. А когда они низкие, мы думаем, что они упадут еще ниже.
Истина, конечно же, состоит в обратном. Если какой- либо товар растет в цене, то это пред-вестник его скорого подешевления. А если что-либо дешевеет, нужно быть готовым к его подоро-жанию.
Цены все время движутся вверх- вниз, вверх- вниз. На них воздействуют все события, все надежды и страхи всего необъятного мира.
Цены изменяются выше и ниже стоимости, но они редко совсем пропадают из виду.
Обычно как надежды, так и страхи толпы преувеличены. Как только ажиотаж спадает, цены возвращаются к уровню стоимости.