Критика исследований универсальности

За 30 лет кросс-культурные исследователи собра­ли много данных, и универсальность выражения эмоций на лице превратилась из гипотезы в из­вестный психологический принцип. Однако недав­но в некоторых статьях подверглись сомнению ис­следования, доказывающие такую универсаль­ность. Эта критика предыдущих исследований направлена в первую очередь на их методы, интерпретации и использование конкретных терминов в языке для выражения эмоций на лице.

Вероятно, больше всего в вопросе универсаль­ности ученых волновали методы, используемые в экспертных исследованиях. На протяжении мно­гих лет исследования во многих лабораториях во всем мире проводились независимо и применялись различные методы. В своем обзоре Расселл высказал несколько критических заме­чаний по поводу этих методик, в том числе 1) о природе стимула, т. е. фотографии отбираются за­ранее, а выражения эмоций были искусственны­ми; 2) презентация стимула - в некоторых иссле­дованиях стимулы заранее организуются таким образом, чтобы испытуемые могли «быстрее дога­даться» и 3) критиковалась форма ответа - тот факт, что в альтернативе ответа доминировали методы вынужденного выбора. В одной из своих недавних работ Расселл вновь про­анализировал данные в ряде исследований и раз­делил исследования в зависимости от метода, а также разграничил культуры на западную и неза­падную и продемонстрировал, что используемые методы создавали предпочтения в пользу западных культур. (Мы уже ранее обсуждали валидность такого разграничения.)

Вержбицка высказала опа­сения другого рода, она предположила, что шесть (или семь) базовых эмоций, как правило, обозна­чаются в языке конкретными словами. Напротив, считает психолог, мы должны говорить об универсальных эмоциях только как о «примитивных кон­цептах». Например, когда человек узнает счастли­вую улыбку, он или она читает на лице: «я думаю: что-то хорошее происходит, поэтому я чувствую, что мне хорошо». Вержбицка считает, что хотя дей­ствительно выражение эмоций на лице универ­сально, методы, применяемые нами для их изуче­ния, включая использование терминов для обозна­чения эмоций как альтернативы реакций в задачах на оценку, ограничены и связаны с культурой, в которой эти термины сформировались, и они не могут быть универсальными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: